Психологическое сопровождение личности в полиэтническом образовательном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г.

Статья просмотрена: 713 раз

Библиографическое описание:

Погорелова, В. А. Психологическое сопровождение личности в полиэтническом образовательном пространстве / В. А. Погорелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5113/ (дата обращения: 02.05.2024).

В статье рассматривается проблема психологического сопровождения личности в условиях полиэтнической образовательной среды, реализация которого основана на принципах этнотолерантности, межкультурного диалога, учета национальных особенностей субъектов полиэтнической образовательной среды.

Ключевые слова: поликультурная личность, психологическое сопровождение, полиэтническая образовательная среда.


В современной России проживают представители 147 национальностей, которые относятся к разным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, сложную и особую историю. Особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ – это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой. Поэтому необходимо рассмотреть процесс формирования межэтнического взаимодействия как весьма сложную совокупность разнообразных, конструктивных и деструктивных форм отношений между этническими группами и их представителями.

Многочисленными научными исследованиями установлено, что вхождение в новую культуру и адаптация к ней могут сопровождаться рядом негативных явлений: ностальгией и депрессией, повышенной тревожностью, раздражительностью, недостатком уверенности в себе, психологическим дискомфортом и стрессами, путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности, потерей друзей и прежнего социального статуса, отверженностью и т.д. [4].

Эффективность межнациональных отношений зависит от частоты и глубины контактов, относительного равенства прав, численного соотношения наций и этнических групп, явных различительных характеристик, к которым относятся язык, психология, религия.

Межнациональные контакты могут осложняться и в силу имеющихся различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, намерений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловленные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нормы, правила, стандарты отношений, свойственные представителям конкретных народов.

Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этнических общностей, т.е. на межличностном уровне. Эти контакты способны оказывать положительное влияние, когда понижается враждебность, уменьшается выраженность негативных восприятий представителей других этнических общностей, уменьшается внутренняя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосоматические расстройства.

Межнациональные отношения могут осуществляться на межгрупповом уровне, т.е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий: геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации; ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, традиции и т.д. другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней; сегрегации, когда группы существуют раздельно; интеграции, когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании [1].

Трудности межнациональных отношений существуют всегда, т.е. внешние и внутренние (психологические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми. Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия – это препятствия психологического характера, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебности, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по своему характеру имеют как экономическую, политическую, культурную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного подхода.

Таким образом, поликультурность сообщества юга России определила основной образовательный сценарий вузовской системы. Он базируется на принципах вариативности, толерантности, свободы принятия решений, на уважении личности, диалогизме и открытости, реалистичности, на культивировании условий для самореализации личности. Во взаимодействии концептосфер субъектов полиязыкового образовательного процесса и происходит культурная самоидентификация, самоопределение и становление личности, показателем чего является эффективная языковая самореализация личности в университетской культурной среде. Трансъязыковые аккультурации образования сегодня можно определить как освоение интегрированных образовательных ситуаций совместного осмысления культурных/языковых концептов (реалий и фактов) и духовно-нравственного сопереживания участников образовательного процесса.

Образовательная среда должна содействовать тому, чтобы, с одной стороны, учащийся осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой – прививать ему понимание и уважение к другим культурам. То есть речь идет о необходимости создания и развития полиэтнической образовательной среды, под которой мы будем рассматривать часть образовательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей [3].

Приезжающие на учебу в другую страну (регион) молодые люди, вчерашние школьники, зачастую попадают в «новый», неизвестный для себя мир. Это порождает массу социально-психологических проблем, связанных с адаптацией к чужой культуре. И прежде чем эта культура будет принята, освоена, человек совершит огромный путь от привычного ему стиля поведения, до совершенно иного, обогащенного новыми знаниями образа жизни. Возможно, ему придется отказаться от некоторых привычек, неприемлемых в данном обществе и пережить так называемый «культурный шок». Минимизировать его негативные последствия может психологическое сопровождение процесса развития поликультурной личности. Под поликультурной личностью понимается творческий, гуманистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразовательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства. Понятие поликультурной личности сложно и многоаспектно, оно включает в себя множество компонентов, критериев, параметров, целую систему личностных качеств: позитивную Я-концепцию, чувство внутреннего равновесия, положительное отношение к себе и другим людям, тактичность, отзывчивость, терпимость, открытость, доброжелательность, толерантность. Такой человек осознает себя представителем одновременно нескольких культурных групп (этнической, социальной, территориальной, религиозной, гендерной и др.), легко вступает в межкультурный диалог, с пониманием относится к культурным особенностям и воспринимает культурное разнообразие как норму их сосуществования.

Основной целью психологического сопровождения процесса развития поликультурной личности является полноценная реализация психологического потенциала личности, регулирование адекватных взаимоотношений субъектов деятельности, развитие навыков рефлексии, изменение отношения к себе и другим, формирование этнотолерантного сознания, развитие эмоциональной гибкости, улучшение социальной адаптации.

Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.

У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психологии народов, которые проявляются в контактах между представителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными [1].

Исходя из вышеобозначенных проблем, хотелось бы отметить, что организация психологического сопровождения студентов в настоящее время является актуальной задачей современного высшего образования как в его мультикультурном, так и в формирующем (профессонально-личностном) аспектах. В формировании этнических установок поликультурной личности важно, чтобы люди понимали необходимость как сохранения этнической и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное психологическое самочувствие человека, так и развитие поликультурализма. Эти тенденции должны разумно сочетаться друг с другом. Только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек способен к этнической и культурной толерантности.


Литература:

  1. Ахвердова О.А. Конституциональная психотипологическая и поведенческая изменчивость личности подростка в полиэтнической среде. – М., 2007.

  2. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник. Том. гос. пед. ун-та, 2010. Вып. 12. С. 149–153.

  3. Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М., 2004.

  4. Мантлер В. Этническая система идентификации: миф или реальность. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2000. №1. С. 58-59.

  5. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. – СПб., 2002.

  6. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах / Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997. С. 261.

  7. Шаповалов В.А. Высшее образование в поликультурном обществе. – Ставрополь, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная личность, полиэтническая образовательная среда, представитель, группа, межкультурный диалог, образовательная среда, образовательный процесс, процесс формирования, психологическое сопровождение процесса развития, этническая идентичность.


Ключевые слова

поликультурная личность, психологическое сопровождение, полиэтническая образовательная среда., полиэтническая образовательная среда

Похожие статьи

Некоторые аспекты трансформации образовательной среды...

образовательный процесс, поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательное пространство, полиэтнический коллектив, учебный процесс, начальная школа...

Поликультурная образовательная среда как элемент...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Педагогические условия создания культурно-образовательной...

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

межкультурный диалог, развитие мотивации к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной...

Формирование толерантности студента в поликультурной...

поликультурная образовательная среда инициирует процесс ознакомления личности с иной культурой, способствует расширению культурного пространства становления личности, провоцирует выбор...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза.

Выявлены уровни развития межкультурной сенситивности, описаны особенности типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Поликультурная среда вуза как условие формирования...

Одной из проблем современного вуза как отражение социальных процессов общества является проблема поликультурности и полиментальности. В высшем образовании данная проблема требует построения на уровне регионов...

Поликультурное пространство как основа построения содержания...

образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная среда, культура, взаимодействие культур, поликультурное общество, педагог, парадигма образования, многонациональное общество...

Формирование толерантности и межнационального...

Современный образовательный процесс, в том

Этническое сознание представляет собой психологическое отражение практической деятельности

То есть речь идет о необходимости создания и развития полиэтнической образовательной среды, представляющей собой...

Похожие статьи

Некоторые аспекты трансформации образовательной среды...

образовательный процесс, поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательное пространство, полиэтнический коллектив, учебный процесс, начальная школа...

Поликультурная образовательная среда как элемент...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Педагогические условия создания культурно-образовательной...

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности.

межкультурный диалог, развитие мотивации к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной...

Формирование толерантности студента в поликультурной...

поликультурная образовательная среда инициирует процесс ознакомления личности с иной культурой, способствует расширению культурного пространства становления личности, провоцирует выбор...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза.

Выявлены уровни развития межкультурной сенситивности, описаны особенности типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Поликультурная среда вуза как условие формирования...

Одной из проблем современного вуза как отражение социальных процессов общества является проблема поликультурности и полиментальности. В высшем образовании данная проблема требует построения на уровне регионов...

Поликультурное пространство как основа построения содержания...

образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная среда, культура, взаимодействие культур, поликультурное общество, педагог, парадигма образования, многонациональное общество...

Формирование толерантности и межнационального...

Современный образовательный процесс, в том

Этническое сознание представляет собой психологическое отражение практической деятельности

То есть речь идет о необходимости создания и развития полиэтнической образовательной среды, представляющей собой...

Задать вопрос