Гармоничное восприятие действительности, созданной человеком, обусловлено как личностными качествами индивида, так и внешними характеристиками объектов, одной из которых является композиционная целостность графического модуля. Обеспечить данный параметр способен целый ряд композиционных средств, важнейший из которых – симметрия, призванная вносить гармоничное начало в структурную составляющую объекта любой отрасли культуры. В настоящей статье, речь идет о таком феномене культуры как реклама и ее наиболее значимых элементах – торговых знаках.
Попытки дать определение понятиям красоты, эстетики и гармонии имеют древнюю историю. Они рассматриваются в целом ряде работ философов, математиков, художников различных времен: Пифагора, Платона, Канта, Гегеля, Леонардо да Винчи, Дюрера, Альберти и других. Все эти исследователи пытались определить и раскрыть универсальный закон гармонии и красоты.
Известно, что жители Древнего Египта, задолго до греков, обладали основными знаниями по достижению гармонии, которую они приравнивали к единству. И.Ш. Шевелев в своей работе «Геометрическая гармония» формулирует представление о геометрической гармонии и приписывает ее открытие античной Греции, жители которой смогли выстроить гармоничные отношения с природой и применить их в искусстве: «Геометрическая гармония – наука о гармоническом единстве частей и целого. Она была известна в глубокой древности и исчезла, не оставив иного следа, кроме памятников искусства и, в первую очередь, памятников архитектуры. Геометрическая гармония построена на взаимосвязи трех чисел: 1, 2 и корень из 5 – т.е. на соотношении сторон и диагонали “двух квадратов”» [, c. 75].
«Сегодняшнее понимание гармонии очень широко и разнообразно. Мы говорим о гармонии во всем. В музыке, в архитектуре и изобразительном искусстве, в скульптуре. А уж о гармонии Природы и о жизни в гармонии с ней слышим каждый день» [, с. 1]. «В сущности, затрагивая эстетические проблемы и предлагая каноны для оценки художественной продукции, античность не сводила глаз с природы, в то время как люди Средневековья, трактуя о том же самом, оглядывались на классическую древность. В какой-то степени вся средневековая культура на самом деле является феноменологией культурной традиции в гораздо большей степени, нежели феноменологией реальности» [, с. 18]. С развитием различных видов и жанров искусства во все времена человеку было необходимо искать точки соприкосновения между общепринятыми нормами той или иной деятельности и личными чувствами и опытом, вследствие чего на рубеже этих факторов возникает профессионально-эстетическое решение в виде нахождения гармонических средств воплощения. Они определяются как неоспоримая норма при восприятии объектов, которым присуща художественная ценность – гармония, в данном случае, их неотъемлемая характеристика. «Стремление к гармоничным формам существования естественно для человека. Внесение гармонического начала в искусство – необходимость, вызванная потребностью реалистического отображения действительности с целью ее освоения, познания и верного отражения ее в художественной форме, предназначенной для эмоционального и целенаправленного функционального ее воздействия» [, с. 20].
Касаясь более современных разработок XX века, можно отметить В.П. Шестакова, который в своей работе «Гармония как эстетическая категория» определяет три вида гармонии: математическое, эстетическое и художественное, характеризуя тем самым многогранность самого понятия []. Похожая точка зрения высказывается А.В. Волошиновым: «В эпоху Возрождения математическое понимание гармонии постепенно дополняется эстетическим. В отличие от математического эстетическое понимание гармонии является не просто количественным, выражающим внутреннюю природу объекта… Более глубокое и диалектическое – художественное – понимание гармонии вырабатывается в эстетике Нового времени» [, c. 92]. Говоря о геометрической гармонии И.Ш. Шевелев среди категорий эстетики выделяет такие, как соразмерность и пропорция.
«Равновесие, соразмерность элементов, образующих каркас, или структуру произведения – это и есть собственно то, что основоположники классической эстетики, как уже говорилось, называли гармонией художественного целого» [, c. 100].
Как мы видим, понятия «гармония», «единство», «целостность», «равновесие», «динамизм», «соподчинение» твердо заняли позиции в истории искусств и используются во всех ее произведениях. Исходя из этого, стоит предположить, что и реклама, как феномен культуры, имеет право пользоваться этими же законами, выражая их своими профессиональными образно-художественными методами, средствами и определенными композиционными принципами.
Научно-исследовательский институт технической эстетики среди прочих показателей эстетики качеств товара массового потребления, выделяет такое, как композиционная целостность, имея в виду, не только соответствие формы и смысла, пластичности и цветофактурному решению, но и гармоничность объемно-пространственной фигуры и упорядоченность графических и изобразительных элементов [, c. 11].
Композиция является стержнем организационной структуры произведения, какой бы области искусства и науки это не касалось, именно она призвана обеспечить гармоничную оценку при восприятии объекта со стороны. Ю.С. Сомов в своей работе «Композиция в технике» подтверждает это словами: «…легкость восприятия любого конструируемого объекта во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается его композиция» [, c. 45]. Множественные работы по архитектуре, рисунку, дизайну выделяют композицию основой всех основ, организующую форму предмета искусства [, , ]. Н.Н. Волков в «Композиции в живописи» анализирует многослойность термина «композиция» у различных авторов, приводит примеры, в попытке найти границы практического использования определений в произведениях, и в итоге делает следующий вывод: «Построение трехмерного пространства. Перспектива и пластика, расположение предметов и фигур, жесты и движение – все это приобретает композиционное значение только в связи со смыслом произведения» [, c. 36]. В действительности, стоит отметить, что композиция носит дуальный характер, автор при помощи нее формирует в представлениях потребителя/зрителя определенный смысловой визуальный образ, используя те или иные композиционные средства для достижения цели, а потребитель при восприятии той или иной картины подсознательно считывает определенные используемые автором приемы и формы, преломляя и достраивая их в своем сознании, основываясь на собственном опыте и знаниях, формируя в итоге ассоциативный ряд образов, создающих единую картину в сознании. То есть с помощью композиционных средств не только формируется картина у зрителя, но и сам зритель достраивает ее именно благодаря им.
Композиционные средства не только способствуют лучшему восприятию и художественной выразительности, но и обеспечивают достижение гармоничности формы любого изделия/произведения. И в технике и в искусстве, несмотря на специфику, они едины: это пропорции и масштаб, контраст и нюанс, ритм и метр, цвет и тональность, фактура и текстура, пластика, а главное – согласованность конструктивного, колористического, смыслового решения.
«…все средства художественной выразительности: пластика, цветовая гармония, пропорция – должны создавать непротиворечивый ассоциативный образ, чтобы придать ту или иную соразмерность прямоугольнику, очерчивающему силуэт постройки или его деталь, еще не значит создать объект искусства, обладающий силой эмоционального и эстетического воздействия» [, c. 35].
«Форма изделия независимо от сложности рассматривается также с точки зрения взаимодействия всех ее элементов между собой и с пространством, т.е. как объемно-пространственная структура, которая наряду с тектоникой имеет решающее значение для достижения гармонии» [, c. 73].
Не стоит забывать, что в объекте помимо выверенной, четко воспринимаемой внешней формы, необходима соразмерность и пропорциональность внутренних элементов, которые не должны вступать с ней в конфликт, а призваны создавать единый, геометрически целостный образ, поддерживаемый стилистикой изображения. Огромное влияние на гармоничность художественного объекта оказывает ясно видимый порядок пропорциональных соотношений внешних и внутренних связей. Формирование композиционной структуры формы является созидательной работой проектировщика, который может, используя известную систему золотого сечения, осознанное внедрение симметричных либо несимметричных схем, применяя геометрически выверенную модульную сетку, вносить осознанные поправки в сделанную работу. Но пока элементы объекта не будут объединены определенной системой размеров и пропорций, целостное восприятие обеспечено не будет. «Повторение геометрически подобных форм, заложенных в модульной сетке, – лишь частный случай соразмерности композиции. Возникающие ряды кратных величин сами по себе еще не передают эстетических качеств. Для гармоничной композиции на основе модульной сетки необходимо создать закономерный пропорциональный строй, а чередование подобных форм преобразовать в ритм, обладающий достаточной выразительностью» [, c. 301].
«Композиционная упорядоченность, взаимосвязь изобразительных и текстовых элементов, их единство с архитектурной формой отличались цельностью и завершенностью замысла. Древние зодчие и художники руководствовались выработанными в течение тысячелетий законами точного размещения надписей и изображения на плоскости. Основные из них заключались в вертикальной и горизонтальной линейной организации методом пропорционирования, симметричной и асимметричной композиции, выделении главной информации на фоне второстепенной» [, c. 114].
«В пропорции и соразмерности проявляются количественные отношения между частями целого и целым. Греки к ним присоединяли и симметрию, рассматривая ее как вид соразмерности, – как ее частный случай – тождество. Она, как и пропорция, почиталась необходимым условием гармонии и красоты» [, c. 18].
«Симметрия выполняет сходную «гармонизирующую» роль в конкретно–функциональной системе соответствий определенных частей друг другу…» [, c. 10].
«Пропорциональность, как соразмерность целого через определенное соотношение составных частей, реализует гармоничность эстетически-целостной формы. Симметрия выполняет сходную «гармонизирующую» роль в конкретно-функциональной системе соответствий определенных частей друг другу…» [, c. 10] пишет Ю. Холопов. Симметрия также входит в 5 принципов формообразования, проанализированных Ковалевым в работе «Золотое сечение в живописи» наравне с целостностью, пропорцией и ритмом []. А.А. Барташевич, А.Г. Мельников в «Основах художественного конструирования» отмечают, что как композиционное средство симметрия применяется издавна, и прошла свой путь от жестких приемов использования до формирующего звена композиции, обеспечивая ей целостность [].
«Идея симметрии для человека носит архетипичный характер. От «видимой глазом» природной симметрии до «видимой разумом» научной концепции – таков путь идеи симметрии в культуре. Именно архетип симметрии преформирует в сознании человека идею гармонии мироздания, которое именно по этой причине и было названо древними греками космосом» [, c. 105]. Это касается не только природных форм, но и спроектированных. В.А. Победин в работе «Знаки в графическом дизайне» называет «организацию форму продиктованную требованиями ее гармонизации и образной выразительности» – композицией, и отмечает симметрию ее наиболее действенным средством и явным принципом формообразования [, c. 79]. Возможно полагать, что симметрия в объекте обеспечивает ему более быстрое и ясное восприятие со стороны зрителя, нежели асимметрия, элементы которой являются более замысловатыми при рассмотрении, что придает симметрийным преобразованиям более значимую роль при формообразовании, в том числе, товарных знаков.
Восприятие гармоничных образов и форм присуще человеку подсознательно, но все же при искусственном формировании им эстетически-привлекательных объектов различных видов искусства необходимо учитывать как законы формообразования, так и внутренние структурные отношения пропорций и размеров объекта, способные помимо прочего иметь влияние на восприятие индивида. Основным из них отмечают симметрийные преобразования, применимые в архитектуре и скульптуре, в живописи и рисунке, в музыке и в поэзии, в прикладных искусствах, и также в одном из современных феноменов культуры – рекламе. «Однако диссимметричная, как и ассиметричная композиция сохраняет целостность в том случае, когда фактическая их уравновешенность устраняется общим зрительным равновесием формы. При этом ось в форме проходит не через ее физический центр (посредине), а через композиционный центр» [, c. 132]. C.C. Водчиц в работе «Эстетика пропорций в дизайне» приводит результаты исследований искусствоведа Н.А. Померанцевой: «… высота, являясь вертикальной осью фигуры, у многих статуй не служит осью симметрии, поскольку оба плеча не всегда равны по ширине. Подобного рода асимметрия часто наблюдается и в человеческих фигурах, что придает им жизненность по сравнению с мертвой циркульной схемой буквальной симметрии» [, c. 125]. «Исследования математических законов формообразования в искусстве убеждают в существовании внутренних связей между природными и композиционными законами формы. Достаточно указать на преобладание в архитектуре законов зеркальной симметрии по горизонтали и пропорций золотого сечения по вертикали, чтобы заметить здесь связь с морфологией самого человека. Искусство, чтобы там ни говорили, есть, прежде всего, форма» []. Во всех видах искусства и других феноменах культуры при помощи симметрии как формообразующего фактора формируется более лаконичная, ясно считываемая при визуальном либо вербальном контакте форма.
Рассмотрим, в данном случае, такую интересующую нас отрасль рекламы, как графический дизайн, а более конкретно одно из его направлений – разработку торговых знаков, как наиболее значимых объектов не только во всей области дизайна, но и полностью во всей сфере рекламы. Не будет преувеличением отметить, что торговые знаки являются «ключевым звеном» при формировании имиджа компаний, создании запоминающегося образа у потребителей, выполняющим гармонизирующую функцию всего фирменного стиля компании внешне и вырабатывающие гармоничный стержень своего композиционно-графического модуля изнутри.
Применение при конструировании товарных знаков приемов в рамках общепринятых художественных композиционных канонов, о которых говорилось выше, позволяет их анализировать наряду с различными объектами из других эстетических областей, чьи результаты связаны с визуальной составляющей. Будь то поиски соотношения пропорций и размеров древних архитектурных сооружений, таких как египетские пирамиды или Парфенон, конструкции русских храмов или современные строения при помощи модулора Ле Корбюзье, известные достопримечательности разных стран, а также исследования скульптурных композиций различных эпох; либо анализ живописных традиций, начиная с живописи древнего Египта, средневекового Китая и Японии, эпохи Возрождения в работах Леонардо да Винчи, иконописи [] заканчивая работами авторов нашего времени России и за рубежом – во всех объектах этих визуальных искусств наибольшую значимость приобретает форма, определенная конструктивными принципами формообразования, такими как разновидности симметрии, золотая пропорция, числа Фибоначчи.
Как наиболее важный элемент рекламы, подчиняющийся основным композиционным принципам проектирования, общепринятым при конструировании объектов художественных культур, товарный знак, на наш взгляд, заслуживает более подробного анализа его формообразования. Актуальным при этом становится поиск и структуризация одного из основных известных принципов размеров и пропорции – симметрии, разновидности которой используются при построении торгового знака. В данном случае симметрия, как организация гармоничной структуры и способ упорядочения графической формы будет подразделяться на виды, характерные для определенной культурной среды, которые проектировщик, дизайнер использует при разработке модуля торгового знака, передавая тем самым, определенные смысловые характеристики объектам, гармонизируя его и выполняя ту или иную задачу при восприятии его потребителем.
Литература:
Барташевич А.А. Основы художественного конструирования / А.А. Барташевич, А.Г. Мельников. – Минск: Вышэйшая шк. – 1978. – 215 с.
Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: Учеб. пособие для вузов по спец. "Дизайн": / С.С. Водчиц. – М.: Техносфера, 2005. – 415 с.: ил. – (Мир дизайна).
Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство,1977. – 263 с.
Волошинов А.В. О союзе эстетики и математики в истории культуры / А.В. Волошинов // Обсерватория культуры. 2006. – № 6. – С. 100-109.
Волошинов А.В. Доклад «Структурная гармония природы в структурах искусства» на пленарном заседании Международного конгресса по Математике Гармонии» – Одесса, 2010.
Волошинов А.В. Математика и искусство. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 399 с.: ил.
Григорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике: Учебно-метод. пособие для студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений. – Ереван, 1986. – 37 с.
Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. – К.: Высшая школа, 1989. – 143 с.
Никитин А.В. О Гармонии и Золотом Сечении. // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16701, 31.07.2011. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/1866-nik.pdf
Победин В.А. Знаки в графическом дизайне – Харьков: Издательство «Ранок» Веста, 2001. – 96 с.
Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники/Рунге В.Ф.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. – М.: Архитектура-С, 2006. – 368 с.: ил.
Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1990. – 344 с.
Сомов Ю.С. Композиция в технике. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1987. – 288 с.
Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция: Учеб. Для вузов/ А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. – М.: Издательство «Архитектура-С», 2007. – 256 с.: илл.
Тиц А.А. Основы архитектурной композиции и проектирования: учебник для вузов специальности «Архитектура» / Ю. Г. Божко, Г. И. Иванова, Н. А. Киреева; под общ. ред. А.А. Тица. Киев : «Вища школа», 1976. – 255 с. : илл.
Устин В.Б. «Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве» – М.: ACT, Астрель, 2004. – 240 с.
Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. – М.: Музыка, 1988. – 512 с.
Чинь, Франсис Д.К. «Архитектура: форма, пространство, композиция / Франсис Д. К. Чинь; пер. с англ. Е. Нетесовой. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 399, [17] с.: илл.
Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии.– М.: Стройиздат, 1990.– 343 с.; илл.
Шевелев И.Ш. Геометрическая гармония – Кострома: Обл. типография им. Горького Костромского полиграфиздата, 1963. – 108 с.
Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория / В.П. Шеста-ков. М.: Наука, 1973. – 256 с.
Эко У. Эволюция средневековой эстетики: пер.с ит., лат. – Спб.: Азбука-классика, 2004. – 287 с.