В этой статье изложены и раскрыты законы композиции в изобразительной силе искусства. В чём заключается смысл и истинная сущность произведения искусства? Какова его роль, конечная цель и смысл в жизни человека? Какова должна быть его смысловая и психологическая отражательная сущность в целом, как в теоретическом и так и практическом плане философии искусства? Сила и смысл произведения (пейзаж, портрет, натюрморт, и т. д.) искусства.
Ключевые слова: композиция, эстетика, искусство,сознание, психолого-этическая форма поведения, явление, жанры искусства как: пейзаж, натюрморт, портрет
Одним из основных вопросов, стоящих перед системой образования в области художественно-изобразительного направления, является проблема обеспечения, сохранения и продолжения традиций, сложившихся исторически в данном направлении.
Как ни странно, фундаментальная основа знаний, навыков, техники, композиционные выражения и средства выполнения тех или иных задач, приемов и методов при задумке будущего произведения лежит в истории композиции.
Композиция художественного произведения создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива. Она связывает воедино все эти средства и является самым содержательным компонентом художественной формы. «Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений».
Эмпирический опыт художников со всего мира накопил чрезвычайно много весьма интересных и практически ценных наблюдений, относящихся к явлениям природы и в целом жизни человека. При том прикладные аспекты и закономерность художественно-творческой деятельности личности зачастую оказывается в сфере гуманизма, становясь предметом его особой заботы.
Об этом в свое время указывал Ю. Пименов. «Историю искусства можно было бы написать, как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею чувства художников»
Удивительно, но сегодня миллионы людей постоянно испытывают воздействие искусства и в проявлении современных технологий (компьютерная графика, искусство Photoshop, графические редакторы, и Интернет возможности и т. д), в конечном итоге люди разной национальности приобщаются к творческой деятельности.
Как отмечали многие мыслители и как развернуто показал Г. Гегель: «разум безжизнен без чувства и бессилен без воли», Понятия Истины и Добра неполны без Красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я убежден, — писал Гегель, — что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте». Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.
Для эстетического восприятия характерно переживание того, что воспринимается, заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в картине, выраженного обычно и нравственные суждения,- что хорошо и что плохо. Художник помогает выработке такого суждения благодаря выразительности образа, подчеркиванию в нем положительного и отрицательного. Он пользуется для этого средствами выразительности искусства к композиции.
Сегодня как никогда важно взаимное уважение народов мира по отношению друг другу, к их истокам традиций, этно-культурным особенностям, разносторонним ценностям и других элементов эстетического вкуса.
В процессе изучения национального искусства, естественно затрагиваются и вопросы его взаимосвязи с искусством. Это определило выбор материала о творческих личностях и имен художников, которые в истории искусства своими произведениями оставили бесценный вклад.
Чтобы не создавать иллюзию того, что эта линия была единственной, хотя она играла на определенном этапе главенствующую роль в истории искусств народов мира. В истории искусства наряду реализмом какой-то степени и сегодня развивается разного рода течения других направлений (модернизм: абстракция, кубизм, сюрреализм и т. п.).
Творчество художников иного типа мышления, определяется совокупностью облика национальной школы, ее динамикой, перспективностью ее развития.
Размышляя о смысле истории и в том числе истории искусства, К. Ясперс писал: “Мы стремимся понять историю как некое цельное, чтобы тем самым понять и себя, История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но и в котором корни нашей жизни. История основа, однажды заложенная связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад сферу в которой пробуждается наше понимание природы человека”.
Не зря основными законами композиции называют, такие законы как: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчинённости всех средств композиции по идейному замыслу. При нахождении конструктивной идеи следует в начале сочетать основные массы, в силуэты которые войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. Порой кажется иногда так и в жизни всё происходящее в хронике в какой-то степени реализуется поочередно. Оно никак не отделимо от других событий, которые существуют или проходят параллельно в других местах земного шара (всё в этой загадочной жизни взаимосвязано).
«В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни одну деталь без ущерба для целого. Все части находится во взаимной связи и соподчинении, как такого требует логика развития сюжета, идейного содержания».
Концепция программы искусства, композиция и культура, это разделы учебных дисциплин которые богаты по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, воспитывают художественный вкус, способствуют понятию, различаю, оценке прекрасного не только в искусстве, но и в реалиях самой жизни. В этом огромная сила настоящего искусства. Какое бы значительное произведение искусства мы не взяли, мы найдём в нем глубокое содержание воздействующее на зрителя благодаря мастерскому выражению его в художественных образах.
Конкретные явления жизни находят обобщенное выражение в произведениях искусства. Всматриваясь в картину или другого вида произведения искусств, мы начинаем понимать глубокий смысл, заложенный в ее содержании, заражаться мыслями и чувствами художника.
Сила искусства настолько велика, что может вызвать к жизни и неясные, дремлющие в сознании человека и мысли. Поэтому мы и говорим, что искусство может поднимать и воспитывать если им по-прежнему умело управлять.
Совокупность форм повседневная поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. «Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договорённости и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль».
В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила, обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культуры быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы(быта, нравственность), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления(умения одеваться, украсить жилище и т. д.); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений(грация).
Художники всех прошедших эпох и всех народов создавая портреты, раскрывали характер и внутренний мир их современников. И в то же время художники (всего мира) со свойственной каждому манерой писание и технике выполнение стремились передавать на холсте, бумаге или какой ни будь другой материальной принадлежности, и на его пространства многообразие природы, свою любовь по отношению к ней к ней.
Пейзажист рассказывает о знакомых нам к много раз виденных лесах, речках, полях но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы.
Просторы в панорамном открытом пейзаже, развернутом по горизонтали, будет казаться неизмеримо большим, чем при наличии боковых преград в виде зданий, деревьев или других предметов. Конечно, но же и здесь также действуют (композиционные и перспективные) законы зрительного восприятия.
Подчеркивая необходимость учета специфики каждого уровня организации сущего, мы должны вместе с тем иметь в виду во-первых, некоторые обще закономерности, свойственные различных уровней. Без учета этого мы можем вырвать ту или иную форму организации сущего из общей связи и взаимодействия и впасть в ошибки.
«Пейзаж занимает теперь еще более значительное место в композиции и начинает служить не только фоном для фигур, но важной стороной всего сюжетного замысла». Вот таких величайшие оценки давали не менее великие учёные в области искусств.
По сравнению с тематической картиной или пейзажем в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновке предметов, которые может в случае необходимости поменять местами, передвинуть изъят, наконец изменить уровень зрения на постановку. Подобная перестановка не исключается и в процессе не посредственного изображения натюрморта.
Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжете легенд, былин, сказок относятся к мифологическому жанру, но и стихотворения которое рассказывает о коком ни будь персонале тоже относится смотря образу и событий на определённому жару искусства, и поэтому иногда как художник меня часто интересует стихи и его содержания по сущности. Какому художнику не хотелось бы писать картины прочитав стихи Александра Сергеевича Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнутые негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
После таких замечательных и трогательных стихотворений, мне воспоминается цитаты Н. М. Сокольниковой: «Композиция в изобразительном искусстве связанно с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции- создание в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению».
Вот так и мы разобрались с основами взаимосвязанного эстетико и философско-искусствоведческими категориями, как: культура, композиция, творчество и личность и т. д.
По сути весь наш истинный смысл и содержание который таит в себе произведение искусства, и его отображающие конкретные цели и задачи, мысль которая в нём закладывается изначально, личность(художник) трудясь создавая произведение искусства немало колеблясь, но при этом и не оставляя заметные следы переживания своего, нам показывает законченную картину, портрет, натюрморт или произведение другого жанра искусства. «Искусство должно служить народу», — когда-то говорил вождь Страны Советов, но не смотря ни на что, и в этом кроется истина и смысл служения искусства.
– Судя и смотря на произведение искусства, мы должны понять не внешнюю сторону образа, а внутреннюю силу существующего образов и т. д.
– Сила искусства настолько велика, но пока человечество полностью не осознало его могущество!
– В любом из видов искусства главным является композиция, и в ее основе сила искусства и ее влияние на людей.
– Культура и эстетика, искусство и ежедневный человеческий быт — неотделимая часть жизни каждого человека (эти выводы сделаны основываясь на силе и значимости искусства в жизни каждого человека).
– Культура и эстетика без знаний о теории и истории искусства неполноценны.
– В системе образования надо усилить роль и значимость искусства, как в былые времена (во времена Советского Союза)
Литература:
- Никифоров Б. М. Путь к картине. М., 1971.
- Пименов Ю. Необыкновенность обыкновенного.М.,1964.
- Гегель Г. В. Ф. работы разных лет:в2т.М.,1970
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.
- Шорохов Е. В. Основы композиции. М.,1979.
- Кона И. С. Словарь по этике. М.,1975.
- История искусств зарубежных стран / Под общей ред. М. В. Доброклонского. М.,1961.
- Пушкин А. С. Избранные произведения. М.,1964.
- Сокольникова Н. М Основы композиции. К.,1996.