Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 15.02.2017

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Закиров, У. А. Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство / У. А. Закиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39479/ (дата обращения: 16.12.2024).



В этой статье изложены и раскрыты законы композиции в изобразительной силе искусства. В чём заключается смысл и истинная сущность произведения искусства? Какова его роль, конечная цель и смысл в жизни человека? Какова должна быть его смысловая и психологическая отражательная сущность в целом, как в теоретическом и так и практическом плане философии искусства? Сила и смысл произведения (пейзаж, портрет, натюрморт, и т. д.) искусства.

Ключевые слова: композиция, эстетика, искусство,сознание, психолого-этическая форма поведения, явление, жанры искусства как: пейзаж, натюрморт, портрет

Одним из основных вопросов, стоящих перед системой образования в области художественно-изобразительного направления, является проблема обеспечения, сохранения и продолжения традиций, сложившихся исторически в данном направлении.

Как ни странно, фундаментальная основа знаний, навыков, техники, композиционные выражения и средства выполнения тех или иных задач, приемов и методов при задумке будущего произведения лежит в истории композиции.

Композиция художественного произведения создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива. Она связывает воедино все эти средства и является самым содержательным компонентом художественной формы. «Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений».

Эмпирический опыт художников со всего мира накопил чрезвычайно много весьма интересных и практически ценных наблюдений, относящихся к явлениям природы и в целом жизни человека. При том прикладные аспекты и закономерность художественно-творческой деятельности личности зачастую оказывается в сфере гуманизма, становясь предметом его особой заботы.

Об этом в свое время указывал Ю. Пименов. «Историю искусства можно было бы написать, как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею чувства художников»

Удивительно, но сегодня миллионы людей постоянно испытывают воздействие искусства и в проявлении современных технологий (компьютерная графика, искусство Photoshop, графические редакторы, и Интернет возможности и т. д), в конечном итоге люди разной национальности приобщаются к творческой деятельности.

Как отмечали многие мыслители и как развернуто показал Г. Гегель: «разум безжизнен без чувства и бессилен без воли», Понятия Истины и Добра неполны без Красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я убежден, — писал Гегель, — что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте». Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.

Для эстетического восприятия характерно переживание того, что воспринимается, заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в картине, выраженного обычно и нравственные суждения,- что хорошо и что плохо. Художник помогает выработке такого суждения благодаря выразительности образа, подчеркиванию в нем положительного и отрицательного. Он пользуется для этого средствами выразительности искусства к композиции.

Сегодня как никогда важно взаимное уважение народов мира по отношению друг другу, к их истокам традиций, этно-культурным особенностям, разносторонним ценностям и других элементов эстетического вкуса.

В процессе изучения национального искусства, естественно затрагиваются и вопросы его взаимосвязи с искусством. Это определило выбор материала о творческих личностях и имен художников, которые в истории искусства своими произведениями оставили бесценный вклад.

Чтобы не создавать иллюзию того, что эта линия была единственной, хотя она играла на определенном этапе главенствующую роль в истории искусств народов мира. В истории искусства наряду реализмом какой-то степени и сегодня развивается разного рода течения других направлений (модернизм: абстракция, кубизм, сюрреализм и т. п.).

Творчество художников иного типа мышления, определяется совокупностью облика национальной школы, ее динамикой, перспективностью ее развития.

Размышляя о смысле истории и в том числе истории искусства, К. Ясперс писал: “Мы стремимся понять историю как некое цельное, чтобы тем самым понять и себя, История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но и в котором корни нашей жизни. История основа, однажды заложенная связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад сферу в которой пробуждается наше понимание природы человека”.

Не зря основными законами композиции называют, такие законы как: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчинённости всех средств композиции по идейному замыслу. При нахождении конструктивной идеи следует в начале сочетать основные массы, в силуэты которые войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. Порой кажется иногда так и в жизни всё происходящее в хронике в какой-то степени реализуется поочередно. Оно никак не отделимо от других событий, которые существуют или проходят параллельно в других местах земного шара (всё в этой загадочной жизни взаимосвязано).

«В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни одну деталь без ущерба для целого. Все части находится во взаимной связи и соподчинении, как такого требует логика развития сюжета, идейного содержания».

Концепция программы искусства, композиция и культура, это разделы учебных дисциплин которые богаты по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, воспитывают художественный вкус, способствуют понятию, различаю, оценке прекрасного не только в искусстве, но и в реалиях самой жизни. В этом огромная сила настоящего искусства. Какое бы значительное произведение искусства мы не взяли, мы найдём в нем глубокое содержание воздействующее на зрителя благодаря мастерскому выражению его в художественных образах.

Конкретные явления жизни находят обобщенное выражение в произведениях искусства. Всматриваясь в картину или другого вида произведения искусств, мы начинаем понимать глубокий смысл, заложенный в ее содержании, заражаться мыслями и чувствами художника.

Сила искусства настолько велика, что может вызвать к жизни и неясные, дремлющие в сознании человека и мысли. Поэтому мы и говорим, что искусство может поднимать и воспитывать если им по-прежнему умело управлять.

Совокупность форм повседневная поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. «Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договорённости и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль».

В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила, обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культуры быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы(быта, нравственность), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления(умения одеваться, украсить жилище и т. д.); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений(грация).

Художники всех прошедших эпох и всех народов создавая портреты, раскрывали характер и внутренний мир их современников. И в то же время художники (всего мира) со свойственной каждому манерой писание и технике выполнение стремились передавать на холсте, бумаге или какой ни будь другой материальной принадлежности, и на его пространства многообразие природы, свою любовь по отношению к ней к ней.

Пейзажист рассказывает о знакомых нам к много раз виденных лесах, речках, полях но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы.

Просторы в панорамном открытом пейзаже, развернутом по горизонтали, будет казаться неизмеримо большим, чем при наличии боковых преград в виде зданий, деревьев или других предметов. Конечно, но же и здесь также действуют (композиционные и перспективные) законы зрительного восприятия.

Подчеркивая необходимость учета специфики каждого уровня организации сущего, мы должны вместе с тем иметь в виду во-первых, некоторые обще закономерности, свойственные различных уровней. Без учета этого мы можем вырвать ту или иную форму организации сущего из общей связи и взаимодействия и впасть в ошибки.

«Пейзаж занимает теперь еще более значительное место в композиции и начинает служить не только фоном для фигур, но важной стороной всего сюжетного замысла». Вот таких величайшие оценки давали не менее великие учёные в области искусств.

По сравнению с тематической картиной или пейзажем в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновке предметов, которые может в случае необходимости поменять местами, передвинуть изъят, наконец изменить уровень зрения на постановку. Подобная перестановка не исключается и в процессе не посредственного изображения натюрморта.

Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжете легенд, былин, сказок относятся к мифологическому жанру, но и стихотворения которое рассказывает о коком ни будь персонале тоже относится смотря образу и событий на определённому жару искусства, и поэтому иногда как художник меня часто интересует стихи и его содержания по сущности. Какому художнику не хотелось бы писать картины прочитав стихи Александра Сергеевича Пушкина:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнутые негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

После таких замечательных и трогательных стихотворений, мне воспоминается цитаты Н. М. Сокольниковой: «Композиция в изобразительном искусстве связанно с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции- создание в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению».

Вот так и мы разобрались с основами взаимосвязанного эстетико и философско-искусствоведческими категориями, как: культура, композиция, творчество и личность и т. д.

По сути весь наш истинный смысл и содержание который таит в себе произведение искусства, и его отображающие конкретные цели и задачи, мысль которая в нём закладывается изначально, личность(художник) трудясь создавая произведение искусства немало колеблясь, но при этом и не оставляя заметные следы переживания своего, нам показывает законченную картину, портрет, натюрморт или произведение другого жанра искусства. «Искусство должно служить народу», — когда-то говорил вождь Страны Советов, но не смотря ни на что, и в этом кроется истина и смысл служения искусства.

– Судя и смотря на произведение искусства, мы должны понять не внешнюю сторону образа, а внутреннюю силу существующего образов и т. д.

– Сила искусства настолько велика, но пока человечество полностью не осознало его могущество!

– В любом из видов искусства главным является композиция, и в ее основе сила искусства и ее влияние на людей.

– Культура и эстетика, искусство и ежедневный человеческий быт — неотделимая часть жизни каждого человека (эти выводы сделаны основываясь на силе и значимости искусства в жизни каждого человека).

– Культура и эстетика без знаний о теории и истории искусства неполноценны.

– В системе образования надо усилить роль и значимость искусства, как в былые времена (во времена Советского Союза)

Литература:

  1. Никифоров Б. М. Путь к картине. М., 1971.
  2. Пименов Ю. Необыкновенность обыкновенного.М.,1964.
  3. Гегель Г. В. Ф. работы разных лет:в2т.М.,1970
  4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.
  5. Шорохов Е. В. Основы композиции. М.,1979.
  6. Кона И. С. Словарь по этике. М.,1975.
  7. История искусств зарубежных стран / Под общей ред. М. В. Доброклонского. М.,1961.
  8. Пушкин А. С. Избранные произведения. М.,1964.
  9. Сокольникова Н. М Основы композиции. К.,1996.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение искусства, история искусства, искусство, композиция, жанр искусства, жизнь человека, идейное содержание, изобразительное искусство, Сила искусства, художественная форма.


Ключевые слова

искусство, композиция, эстетика, сознание, портрет, натюрморт, психолого-этическая форма поведения, явление, жанры искусства как: пейзаж

Похожие статьи

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Вопрос идеала в обществе

В статье рассматривается ключевые моменты для раскрытия вопроса идеала: что является идеалом, какие могут быть его форма и содержание, как он формируется в человеческом обществе.

Эмоциональные состояния личности: понятия, сущность, классификация

В статье рассматриваются эмоциональные состояния личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «эмоциональное состояние». Для достижение данной цели большее место в работе о...

Взаимодействие и синтез искусств как фактор творческого развития личности ребенка

Новизной данной статьи является раскрытие сути взаимодействия видов искусства как отражения продуктивного взаимодействия любых форм бытия. Искусство посредством взаимодействия своих видов, через интеграцию и связующий синтез ведет ребенка к целостном...

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Жизненный мир как предмет социально-философского исследования

Определения жизненного мира, как правило, описательны. В целом жизненный мир человека условно может быть интерпретирован как представления человека о мире. Жизненный мир ассоциируется с прочно пережитым контекстом воплощенных человеческих действий и ...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

Похожие статьи

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Вопрос идеала в обществе

В статье рассматривается ключевые моменты для раскрытия вопроса идеала: что является идеалом, какие могут быть его форма и содержание, как он формируется в человеческом обществе.

Эмоциональные состояния личности: понятия, сущность, классификация

В статье рассматриваются эмоциональные состояния личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «эмоциональное состояние». Для достижение данной цели большее место в работе о...

Взаимодействие и синтез искусств как фактор творческого развития личности ребенка

Новизной данной статьи является раскрытие сути взаимодействия видов искусства как отражения продуктивного взаимодействия любых форм бытия. Искусство посредством взаимодействия своих видов, через интеграцию и связующий синтез ведет ребенка к целостном...

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Жизненный мир как предмет социально-философского исследования

Определения жизненного мира, как правило, описательны. В целом жизненный мир человека условно может быть интерпретирован как представления человека о мире. Жизненный мир ассоциируется с прочно пережитым контекстом воплощенных человеческих действий и ...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

Задать вопрос