Статья раскрывает вопросы соотношения норм международных нормативно-правовых актов и отечественного законодательства, а также анализирует вопросы ратификации международных договоров и проблемы независимости национального законодательства.
Ключевые слова: международное право, ратификация.
The article reveals the questions of correlation of norms of international normative legal acts and national legislation, and also analyses questions of ratification of international treaties and problems of independence of national legislation.
Keywords : international law, ratification.
Переменчивость мировых исторических, экономических и геополитических процессов, происходящая в последнее десятилетие, прямо влияет на сущность действия сформировавшегося и на процесс развития норм международного права.
При этом, несмотря на формирование норм международного права в некотором стороннем поле, у последних имеется существенная связь с нормами национальных законодательств.
Особо также отметим, что, в сущности, нормы международного права, выраженные в международных обычаях, международных договорах, международных конвенциях и иных источниках международного права реализуются практически именно через их внедрение в национальные законодательства отдельных государств.
Сам же процесс рассматриваемого нами внедрения положений международных нормативно-правовых актов в национальные законодательства отдельных государств для их последующего соблюдения, исполнения и реализации.
Рассматривая более подробнее представленный процесс, отметим, что его сущность охватывает понятие ратификации, которое для целей настоящей работы, на наш взгляд, необходимо оценить детальнее.
Так, некоторыми учеными отмечается, что ратификация в основе своей есть процесс соглашения и принятия тех идей и начал, которые предложены на международном уровне между государствами для разрешения общих глобальных проблем.
Одновременно с этим, отметим также, что по мнению М. В. Шуткина, ратификация есть признание юридической обязательности международного договора является завершающим этапом процесса согласования воль различных субъектов международного права, после завершения, которого положения международного договора приобретают нормативный характер для государства.
Ратификация международных договоров в Российской Федерации на сегодняшний день регулируется положениями Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
Так, в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.
При этом, считаем необходимым обратить внимание на то, что на сегодняшний день в науке международного права существует проблема соотношения ратифицируемых норм международных нормативно-правовых актов с их внедрением в правовую систему государства.
Сам вопрос соотношения системы и международных норм практически не разработан как законодательно, так и теоретически, что на сегодняшний день создает возможность для неоднозначной интерпретации положений как ратифицируемых международных нормативно-правовых актов, так и самого представленного ранее Федерального закона.
Насколько следует учитывать и внедрять международные нормы и требования в систему национального законодательства, настолько, на наш взгляд, следует и соотносить качество, относимость и допустимость принимаемых норм международного права.
Построенное на принципах гуманизма и верховенства прав и свобод человека и гражданина, на наш взгляд, отечественное законодательство в достаточной степени самостоятельно и свободно для того, чтобы обеспечить собственное независимое развитие в различных правовых вопросах.
Однако, определяя подобный подход в качестве основы, на наш взгляд, также возникает проблема интеграции отечественной политико-экономической и социальной системы в мировую, а равно возникает необходимость обеспечения необходимости реализации правовых возможностей и гарантий реального контроля исполнения требований законодательства внутри страны.
Таким образом, анализируя представленное, отметим, что нам удалось установить имеющиеся на сегодняшний день некоторые противоречия между вопросами интеграции международного законодательства в национальное и независимости последнего.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921.
- Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, 1986 г // Ведомости Верховного Совета СССР, 1986 г., № 37 ст. 11
- Федеральный закон Российской Федерации от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012 г.) «О международных договорах Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
- Агешкина Н. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (постатейный) // Система ГАРАНТ, 2007.