SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 12.06.2022

Статья просмотрена: 1790 раз

Библиографическое описание:

Мещерякова, Е. А. SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности предприятия / Е. А. Мещерякова, М. В. Мещеряков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 551-553. — URL: https://moluch.ru/archive/418/93030/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее оценки с помощью SWOT-анализа. Рассмотрены цели, особенности и элементы SWOT-анализа. Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия, на базе проведенного анализа.

Ключевые слова: конкурентоспособность, SWOT-анализ, эффективность, конкуренция.

Основой для выявления и анализа сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз является SWOT-анализ.

Основная цель SWOT-анализа — повысить осведомленность о факторах, влияющих на принятие бизнес-решения или разработку бизнес-стратегии. Для этого SWOT анализирует внутреннюю и внешнюю среду и факторы, которые могут повлиять на жизнеспособность решения.

Предприятия обычно используют SWOT-анализ, но он также используется некоммерческими организациями и, в меньшей степени, частными лицами для личной оценки. SWOT также используется для оценки инициатив, продуктов или проектов. Например, ИТ-директора могут использовать SWOT для создания шаблона стратегического бизнес-планирования или проведения конкурентного анализа.

Концепция SWOT принадлежит Альберту Хамфри, который тестировал этот подход в 1960-х и 1970-х годах в Стэнфордском исследовательском институте. SWOT-анализ изначально был разработан для бизнеса и основан на данных компаний из списка Fortune 500. Он был принят организациями всех типов в качестве средства мозгового штурма для принятия бизнес-решений.

SWOT-анализ часто используется либо в начале, либо как часть процесса стратегического планирования. Структура считается мощной поддержкой для принятия решений, поскольку она позволяет организации раскрыть возможности для достижения успеха, которые ранее не были сформулированы. Он также выявляет угрозы до того, как они станут чрезмерно обременительными.

SWOT-анализ может определить рыночную нишу, в которой бизнес имеет конкурентное преимущество. Это также может помочь людям спланировать карьерный путь, который максимально использует их сильные стороны, и предупредить их об угрозах, которые могут помешать успеху.

Как следует из названия, SWOT-анализ рассматривает четыре элемента:

  1. Внутренние атрибуты и ресурсы, которые поддерживают успешный результат, такие как разнообразная продуктовая линейка, лояльные клиенты или хорошее обслуживание клиентов.
  2. Внутренние факторы и ресурсы, которые затрудняют достижение успеха, такие как слабый бренд, чрезмерная задолженность или недостаточное укомплектование персоналом или обучение.
  3. Внешние факторы, на которых организация может извлечь выгоду или воспользоваться ими, такие как благоприятные экспортные тарифы, налоговые льготы или новые стимулирующие технологии.
  4. Внешние факторы, которые могут поставить под угрозу успех предприятия, такие как усиление конкуренции, ослабление спроса или неопределенность цепочки поставок.

SWOT-матрица часто используется для организации элементов, определенных по каждому из этих четырех элементов. Матрица обычно представляет собой квадрат, разделенный на четыре квадранта, причем каждый квадрант представляет один из конкретных элементов. Лица, принимающие решения, определяют и перечисляют конкретные сильные стороны в первом квадранте, слабые стороны в следующем, затем возможности и, наконец, угрозы.

Организации или отдельные лица, проводящие SWOT-анализ, могут выбрать использование различных шаблонов SWOT-анализа. Эти шаблоны, как правило, являются вариациями стандартной четырехквадрантной SWOT-матрицы.

SWOT-анализ обычно требует, чтобы лица, принимающие решения, сначала определили цель, которую они надеются достичь для бизнеса, организации, инициативы или отдельного лица. Исходя из этого, лица, принимающие решения, перечисляют сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.

Существуют различные инструменты для руководства процессом принятия решений. Они часто задают вопросы, которые подпадают под каждый из четырех элементов SWOT.

Конечным результатом SWOT-анализа должна быть диаграмма или список характеристик субъекта.

SWOT-анализ следует использовать, чтобы помочь предприятию получить представление о своем текущем и будущем положении на рынке или о достижении заявленной цели.

Организации или отдельные лица, использующие этот анализ, могут увидеть конкурентные преимущества, позитивные перспективы, а также существующие и потенциальные проблемы. Используя эту информацию, они могут разрабатывать бизнес-планы или личные или организационные цели, чтобы извлечь выгоду из положительных моментов и устранить недостатки.

После определения факторов SWOT лица, принимающие решения, могут оценить, стоит ли развивать инициативу, проект или продукт и что необходимо для их успеха. Таким образом, анализ направлен на то, чтобы помочь организации сопоставить свои ресурсы с конкурентной средой.

SWOT-анализ может быть использован для оценки и рассмотрения ряда целей и планов действий, таких как:

— создание и развитие бизнес-продуктов или услуг;

— принятие решений о найме, продвижении по службе или других кадровых решениях;

— оценка и улучшение возможностей и производительности обслуживания клиентов;

— разработка бизнес-стратегий для повышения конкурентоспособности или повышения эффективности бизнеса; и

— осуществление инвестиций в технологии, географические местоположения или рынки.

SWOT-анализ похож на PEST-анализ, который расшифровывается как политический, экономический, социальный и технологический. PEST-анализ позволяет организациям анализировать внешние факторы, влияющие на их деятельность и конкурентоспособность.

Среди преимуществ использования SWOT-подхода можно выделить следующие:

  1. Анализ создает визуальное представление факторов, которые с наибольшей вероятностью повлияют на то, сможет ли бизнес, проект, инициатива или частное лицо успешно достичь поставленной цели.
  2. Привлекая опытных членов междисциплинарной команды, SWOT-анализ может стимулировать множество различных точек зрения и подходов.
  3. Такое разнообразие может позволить SWOT-анализу конкретизировать каждый элемент и выявить творческие идеи и упущенные из виду проблемы, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными.
  4. Хотя SWOT-анализ важен для понимания многих факторов, влияющих на успех, у анализа есть ограничения, такие как следующие:
  5. Анализ может не включать все соответствующие факторы, поскольку некоторые сильные и слабые стороны, возможности и угрозы могут быть легко упущены из виду или неправильно поняты.
  6. Входные данные для каждого элемента часто могут быть эмпирическими или субъективными и давать искаженную перспективу.
  7. Поскольку он фиксирует только факторы в определенный момент времени и не учитывает, как эти факторы могут измениться с течением времени, предложения insight SWOT могут иметь ограниченный срок годности.

Литература:

  1. Азарова С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 314 с.
  2. Абаев, А.Л., Алексунин, В. А. Международный маркетинг. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Алексунин В. А. Абаев. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 362 c.
  3. Акканина Н. В. Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Акканина [и др.]; под редакцией Н. В. Акканиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 314 с.
  4. Катькало В. С., Веселова А. С., Смельцова С. В. Методические указания для подготовки курсового проекта «SWOT-анализ». М.: Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): SWOT, принятие решений, анализ, возможность, достижение успеха, лицо, решение, сторона, угроза, элемент.


Похожие статьи

SWOT-анализ как один из методов оценки деятельности компании

В данной статье рассматривается сущность метода SWOT-анализа, определяется его цель, методика проведения, а также преимущества и недостатки. Исследуется значимость использования данного метода для оценки конкурентоспособности компаний.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия

В статье авторы изучают конкурентоспособность гостиничного предприятия. Представлен анализ комплекса маркетинга (4P), многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.

Развитие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье исследовано понятие инвестиционной привлекательности, методы ее оценки и их недостатки, а также направления совершенствования данных методов.

Основные аспекты оценки эффективности инвестиций в качество

В статье анализируется ключевые показатели и этапы, необходимые для оценки эффективности инвестиций предприятия в повышение качества выпускаемой продукции. В ней показано ключевое значение инвестиций в эту сферу деятельности для достижения конкурентн...

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Методика анализа деловой активности организации

В статье представлена авторская методика анализа деловой активности организации, адаптированная для целей проведения анализа деловой активности и финансовой устойчивости, проводимого в рамках выполнения бакалаврской дипломной работы по направлению «М...

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

Целью данного исследования является изучение основных аспектов конкурентоспособности персонала на рынке труда.

Оценка и пути улучшения инвестиционного потенциала Московской области

В статье рассматриваются оценка инвестиционного потенциала Московской области и разработка стратегии его повышения. Проанализированы данные социологического опроса населения, SWOT-анализа и PEST-анализа. Выработаны рекомендации по повышению конкурент...

Похожие статьи

SWOT-анализ как один из методов оценки деятельности компании

В данной статье рассматривается сущность метода SWOT-анализа, определяется его цель, методика проведения, а также преимущества и недостатки. Исследуется значимость использования данного метода для оценки конкурентоспособности компаний.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия

В статье авторы изучают конкурентоспособность гостиничного предприятия. Представлен анализ комплекса маркетинга (4P), многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.

Развитие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье исследовано понятие инвестиционной привлекательности, методы ее оценки и их недостатки, а также направления совершенствования данных методов.

Основные аспекты оценки эффективности инвестиций в качество

В статье анализируется ключевые показатели и этапы, необходимые для оценки эффективности инвестиций предприятия в повышение качества выпускаемой продукции. В ней показано ключевое значение инвестиций в эту сферу деятельности для достижения конкурентн...

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Методика анализа деловой активности организации

В статье представлена авторская методика анализа деловой активности организации, адаптированная для целей проведения анализа деловой активности и финансовой устойчивости, проводимого в рамках выполнения бакалаврской дипломной работы по направлению «М...

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

Целью данного исследования является изучение основных аспектов конкурентоспособности персонала на рынке труда.

Оценка и пути улучшения инвестиционного потенциала Московской области

В статье рассматриваются оценка инвестиционного потенциала Московской области и разработка стратегии его повышения. Проанализированы данные социологического опроса населения, SWOT-анализа и PEST-анализа. Выработаны рекомендации по повышению конкурент...

Задать вопрос