Роль США во внешней политике Тайваня на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 08.06.2022

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Паршуков, И. Е. Роль США во внешней политике Тайваня на современном этапе / И. Е. Паршуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 412-415. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92718/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению изменений во внешнеполитическом векторе США в отношении Тайваня и его влиянию на роль и место американского вектора в Китайской Республике. Продемонстрировано, что трансформация подходов администрации Дж. Байдена ведет к усилению зависимости Тайваня от американской военной и экономической помощи. Делается вывод о том, что активные связи Тайваня и США подрывают безопасность в регионе, обостряя конкуренцию США и Китая по поводу автономии Тайваня.

Ключевые слова : США, Тайвань, Китай, Восточная Азия, соперничество, политика, Байден, обострение, регион.

Комплексное соперничество между США и Китаем в настоящее время приобретает все более глобальный характер, а основным местом «противостояния» является обширный Индо-Азиатско-Тихоокеанский регион с центром в Восточной Азии. США позиционируют себя как ключевой актор по обеспечению безопасности и стабильности в регионе. Согласно этой роли, регион сотрудничает с Вашингтоном, чтобы повысить безопасность тремя другими способами: углубить политико-военные связи, наращивать внутренние возможности балансировки отдельных стран и помочь региону в целом диверсифицировать и предотвратить зависимость от Китая, управлять ключевыми кризисными вопросами.

Ярким примером этой ситуации является Тайвань. Как отмечает Л. Васильев, начиная с середины XX в. до начала XXI в., политика США в Восточной Азии не отличалась жестким и односторонним подходом со стороны политического руководства американского государства. Во многом данный подход был связан с нежеланием США содействовать эскалации стратегического противостояния в непосредственной близости от китайских границ, что дополнялось фактическим отказом на официальном уровне от резких и противоречивых заявлений, а также публичной поддержки Тайваня в конфликте с КНР [4]. Политика США долгое время ограничивалась косвенным сотрудничеством (военная и финансовая поддержка Тайваня и иных государств с целью укрепления влияния в ЮКМ) и дополнялась на официальном уровне акцентом на том, что в случае эскалации конфликта в Южно-китайском море, США не смогут оказать реальную поддержку стране [9].

С момента активизации американской политики администрации Б. Обамы в азиатском регионе, Тайвань стал «ретранслятором» американской политики в регионе (проведение совместных военных учений, оказание финансовой, военной помощи, сотрудничество в энергетической, военной сфере, финансирование некоммерческих организаций, отдельных фондов, информационное взаимодействие) [2, c. 100]. Аналогичной риторики придерживалась и администрация Д. Трампа.

По сути, на протяжении десятилетий дипломатические отношения США с Тайванем регулировались запутанными правилами, призванными поддержать ключевого азиатского партнера, не провоцируя Пекин, и избежать войны в Тайваньском проливе [3, c. 24]. Тем не менее, администрация Д. Трампа отказалась от давней политики в отношении Китая и Тайваня, что одновременно повысило ожидания и установило новые ограничения в отношении того, как новая администрация Дж. Байдена будет вести отношения с Тайванем и вместе с этим — со своим крупнейшим геополитическим конкурентом Китаем. В частности, именно при Д. Трампе к концу его каденции были отменены правила правительства США, запрещающие взаимодействие между американскими и тайваньскими дипломатами [12]. Это стало символическим, но значительным улучшением отношений США с островным государством, которое Китай считает своей территорией.

Решение США о дипломатических связях с Тайванем оживило дебаты в Вашингтоне и Тайбэе о том, должны ли США помогать Тайваню и каким образом. Сменявшие друг друга администрации США регулярно взвешивают как конкретные, так и символические вопросы о Тайване, в том числе о том, как организовывать визиты к тайваньским официальным лицам и в каких сферах можно вести торговые и иные отношения. С точки зрения главы Института политики азиатского общества К. Радда: «официальная декларация дипломатических намерений не делает ничего существенного для расширения международного политического пространства Тайваня или укрепления интересов безопасности тайваньского народа, возможно даже создает еще большее ощущение кризиса в Тайваньском проливе» [11], что особо актуально в силу того, что такое решение было принято накануне смены администраций в Белом доме.

Столкнувшись «угрозами» со стороны материкового Китая, правительство президента Китайской Республики Цай Инвэнь делало акцент на гарантиях безопасности и заверений со стороны США в их поддержке, положительно отреагировав на «жесткую позицию» США в отношении Китая (администрация Д. Трампа также увеличила продажи оружия Тайваню и усилила военную активность вокруг островного государства) [10]. Во время выборов в США в 2020 г. Тайвань опасался, что победа Байдена будет означать возвращение внешнеполитических чиновников администрации Б. Обамы, которые считались более мягкими по отношению к Китаю.

Стоит подчеркнуть, что нарастание конфронтационности в американо-китайских отношениях может подтолкнуть Китай к более тесному сотрудничеству с Россией, что придаст подъем как в экономическом плане обtим странам, так и в других, ведь Россия ищет в Китае верного союзника не только в региональной, но и в мировой политике [1].

Опасения Тайваня оказались преждевременными, так как что касается современной американской роли во внешнеполитическом положении Тайваня, то стоит отметить, что в отличие от других сфер, где действующий президент США Дж. Байден стремится изменить или отказаться от политики эпохи Д. Трампа, администрация Дж. Байдена продолжает развивать более тесные отношения с Тайванем и вместо того чтобы вернуться к менее «подстрекательской позиции и стратегической двусмысленности» [6], США выстраивают отношения с Тайванем так, чтобы еще больше обострить отношения с Китаем.

Показательным шагом стало то, что администрация Дж. Байдена официально пригласила на инаугурацию главного представителя Тайваня в США Би-хим Сяо [5]. США также используют жесткую риторику, чтобы упрекнуть китайскую военную активность вокруг Тайваня: «мы призываем Пекин прекратить военное, дипломатическое и экономическое давление на Тайвань» [8], суммируя, что приверженность США Тайваню непоколебима.

Таким образом, можно говорить о том, что США сохранили политику эпохи Трампа в отношении Тайваня, что легализовало правила взаимодействия с тайваньскими официальными лицами и сделало еще один шаг в построении отношений, возобновив переговоры по рамочным соглашениям о торговле и инвестициях (TIFA) [7].

Тайвань с оптимизмом смотрит на то, что переговоры могут в конечном итоге привести к полноценной торговой сделке, которая может существенно продвинуть страну в международных политико-экономических цепочках. Учитывая, что Тайвань в настоящее время является девятым по величине торговым партнером США и крупнейшим в мире экспортером высокой доли американских товаров, заключение соглашения о свободной торговле с Тайванем сейчас может оказаться выгодным для Соединенных Штатов. Расширение экономического партнерства и диверсификация экономики Тайваня за пределами Китая также могут сделать Тайвань более самостоятельным игроком.

В целом заинтересованность Соединенных Штатов в тайваньской автономии подчеркивает важность надежного и устойчивого плана взаимодействия с островным государством. США надеются, что и усиление военной поддержки сдержит «китайскую агрессию». Однако усилия США по расширению американо-тайваньских отношений (особенно с учетом активных поставок и продажи вооружения Тайваню) и неоднозначных высказываний Дж. Байдена о готовности защищать Тайвань военным путем от внешнего вмешательства сильно обострили американо-китайские отношения. Политика нынешней администрации США нарушает давнюю традицию Вашингтона о «стратегической двусмысленности» в отношении Тайваня, в соответствии с которой Белый дом намеренно не давал ясности в отношении того, будет ли он военными путями защищать Тайвань. Цель этой политики заключалась в том, чтобы удержать материк от военных действий, но обострившаяся американская риторика и регулярные военно-торговые связи ставят под угрозу вероятность военного столкновения США и Китая из-за тайваньской автономии.

Литература:

  1. Гриванов Р. И. Векторы внешнеэкономической политики КНР: сравнительный анализ альтернатив развития / Р. И. Гриванов, Юань Гао, Чжэнь Ли. — Текст: непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12–5. — С. 875–878.
  2. Семкина Е. В. Юго-Восточная Азия: новые плоскости антагонизма США и КНР / Е. В. Семкина. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы современных международных отношений. — 2014. — № 3. — С. 99–104.
  3. Урляпов В. Ф. «Новое пришествие» США в юго-восточную Азию / В. Ф. Урляпов. — Текст: непосредственный // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. — 2011. — № 17. — С. 19–30.
  4. Цветов А. Юго-Восточная Азия 2018–2024: старые раны, новые неопределенности / А. Цветов. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/2019-southeastasia (дата обращения: 30.05.2022).
  5. Deng Ch. Biden Sends Important Foreign-Policy Signal With Taiwan Inauguration Invite / Ch. Deng. — Текст: электронный // The Wall Streat Journal J: [сайт]. — URL: https://www.wsj.com/articles/biden-sends-important-foreign-policy-signal-with-taiwan-inauguration-invite-11611230623 (датаобращения: 30.05.2022).
  6. Grothusen H. How Biden is Building on Trump's Legacy in Taiwan / H. Grothusen. — Текст: электронный // Center for Strategic and International Studies: [сайт]. — URL: https://www.csis.org/blogs/new-perspectives-asia/how-biden-building-trumps-legacy-taiwan (датаобращения: 30.05.2022).
  7. Hou B., Samson E. U.S., Taiwan to Talk Chips, Vaccines as Long-Stalled Talks Begin / B. Hou, E. Samson. — Текст: электронный // Bloomberg: [сайт]. — URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021–06–30/u-s-taiwan-to-talk-chips-vaccines-as-long-stalled-talks-begin?sref=VZPf2pAM#:~:text=The %20United %20States %20is %20very,pressure %20and %20coercion %20against %20Taiwan. (датаобращения: 30.05.2022).
  8. Increasing People’s Republic of China Military Pressure Against Taiwan Undermines Regional Peace and Stability. — Текст: электронный // U. S. Department of State: [сайт]. — URL: https://www.state.gov/increasing-peoples-republic-of-china-military-pressure-against-taiwan-undermines-regional-peace-and-stability/ (датаобращения: 30.05.2022).
  9. Kaplan Р. America Must Prepare for the Coming Chinese Empire / P. Kaplan. — Текст: электронный // The National Interest: [сайт]. — URL: https://nationalinterest.org/feature/america-must-prepare-coming-chinese-empire-63102 (датаобращения: 24.05.2022).
  10. Sharp jump in US Navy transits to counter China under Trump. — Текст: электронный // AP News: [сайт]. — URL: https://apnews.com/article/politics-beijing-south-china-sea-china-taiwan-6e8129431137ef822344677092285dbd (датаобращения: 29.05.2022).
  11. Shih G. Trump upsets decades of U. S. policy on Taiwan, leaving thorny questions for Biden / G. Shih. — Текст: электронный // The Washington Post: [сайт]. — URL: https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/trump-biden-taiwan-china/2021/01/13/1bbadee0–53c0–11eb-acc5–92d2819a1ccb_story.html (датаобращения: 28.05.2022).
  12. US lifts self-imposed restrictions on Taiwan contacts. — Текст: электронный // Business Standard: [сайт]. — URL: https://www.business-standard.com/article/international/us-lifts-self-imposed-restrictions-on-taiwan-contacts-chinese-media-reacts-121011000728_1.html (датаобращения: 25.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Тайвань, США, Китай, отношение, Восточная Азия, островное государство, отношение Тайваня, Белый дом, Китайская Республика, Тайваньский пролив.


Похожие статьи

Современная политика Тайваня в условиях... | Молодой ученый

Ключевые слова : США, Китай, Тайвань, конфронтация, обострение, угрозы, политика. Тайвань представляет собой остров, отделенный от Китая Тайваньским проливом, и управляется независимо от КНР с 1949 г. КНР же рассматривает остров как «ренегатскую провинцию»...

Вопрос вступления Тайваня во Всемирную организацию...

Ключевые слова: Тайвань, Китайская Республика, Китай, Всемирная организация здравоохранения. Вступление во Всемирную организацию здравоохранения является одним из ключевых внешнеполитических направлений Китайской Республики, которая была исключена...

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских...

Усиление китайского влияния в Юго-Восточной Азии заставило задуматься американцев об изменении своей стратегии, которая традиционно выглядела как двусторонние альянсы США со своими союзниками в данном регионе. При этом союзники замыкались на США и были слабо...

«Проблема Двух Китаев» в отечественной историографии

Изучение «Проблемы Двух Китаев» в отечественной исторической науке было во многом связано с позицией СССР в отношении тайваньской проблемы, согласно которой Тайвань является неотъемлемой частью КНР. Первые два десятилетия существования тайваньской...

Американо-китайские отношения в первой половине 60-х гг. XX...

Американо-китайские отношения в сфере международной политики сегодня являются одним из главных факторов развития человечества.

Тайвань стал крупнейшей военной базой США в Тихоокеанском регионе. С этого времени начинается обострение отношений США и КНР.

Американские и китайские эксперты о глобальном сотрудничестве...

В-четвертых, политика США в отношении Тайваня изменяется. В декабре 2003 г. премьер КНР Вэнь

На современном этапе КНР и США пришли к пониманию установления совместными

Глава Белого дома уверен, что китайские инвестиции в мировую экономику могут ослабить...

Мягкая сила Китая как способ расширения его политического...

Внешнеполитическая стратегия КНР включает в себя три ключевые точки изменения позиции Китая в мире. Сначала он должен занять лидирующую позицию в Восточной Азии, символом которой является открытие свободной экономической зоны Китай – АСЕАН.

Основные аспекты и распределение ролей при формировании...

Китайская Народная Республика (КНР) образовалась в результате победы

Китайско-американские связи характеризуются наличием значительного количества

Основные из них китайские специалисты определяют как «проблемы трех «Т» (Тайвань...

Конфликт в Южно-Китайском море как часть противостояния США...

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских... Конфликт в Южно-Китайском море как часть противостояния США... Китай, США, КНР, остров, Вьетнам, Филиппины, Южно-Китайский мор, Пекин, Южно-Китайское море...

Похожие статьи

Современная политика Тайваня в условиях... | Молодой ученый

Ключевые слова : США, Китай, Тайвань, конфронтация, обострение, угрозы, политика. Тайвань представляет собой остров, отделенный от Китая Тайваньским проливом, и управляется независимо от КНР с 1949 г. КНР же рассматривает остров как «ренегатскую провинцию»...

Вопрос вступления Тайваня во Всемирную организацию...

Ключевые слова: Тайвань, Китайская Республика, Китай, Всемирная организация здравоохранения. Вступление во Всемирную организацию здравоохранения является одним из ключевых внешнеполитических направлений Китайской Республики, которая была исключена...

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских...

Усиление китайского влияния в Юго-Восточной Азии заставило задуматься американцев об изменении своей стратегии, которая традиционно выглядела как двусторонние альянсы США со своими союзниками в данном регионе. При этом союзники замыкались на США и были слабо...

«Проблема Двух Китаев» в отечественной историографии

Изучение «Проблемы Двух Китаев» в отечественной исторической науке было во многом связано с позицией СССР в отношении тайваньской проблемы, согласно которой Тайвань является неотъемлемой частью КНР. Первые два десятилетия существования тайваньской...

Американо-китайские отношения в первой половине 60-х гг. XX...

Американо-китайские отношения в сфере международной политики сегодня являются одним из главных факторов развития человечества.

Тайвань стал крупнейшей военной базой США в Тихоокеанском регионе. С этого времени начинается обострение отношений США и КНР.

Американские и китайские эксперты о глобальном сотрудничестве...

В-четвертых, политика США в отношении Тайваня изменяется. В декабре 2003 г. премьер КНР Вэнь

На современном этапе КНР и США пришли к пониманию установления совместными

Глава Белого дома уверен, что китайские инвестиции в мировую экономику могут ослабить...

Мягкая сила Китая как способ расширения его политического...

Внешнеполитическая стратегия КНР включает в себя три ключевые точки изменения позиции Китая в мире. Сначала он должен занять лидирующую позицию в Восточной Азии, символом которой является открытие свободной экономической зоны Китай – АСЕАН.

Основные аспекты и распределение ролей при формировании...

Китайская Народная Республика (КНР) образовалась в результате победы

Китайско-американские связи характеризуются наличием значительного количества

Основные из них китайские специалисты определяют как «проблемы трех «Т» (Тайвань...

Конфликт в Южно-Китайском море как часть противостояния США...

Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских... Конфликт в Южно-Китайском море как часть противостояния США... Китай, США, КНР, остров, Вьетнам, Филиппины, Южно-Китайский мор, Пекин, Южно-Китайское море...

Задать вопрос