Форматы и жанры молодёжных медиа в образовательных организациях (видеонаправление) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 04.06.2022

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Матюхина, А. С. Форматы и жанры молодёжных медиа в образовательных организациях (видеонаправление) / А. С. Матюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 247-250. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92537/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: видео, жанр, медиа, молодёжь.

На сегодняшний день возникает достаточное количество проблем в определении жанров и форматов по нескольким причинам. Основная проблема состоит в терминологический разбросе, объясняющимся различными подходами и критериями в разных языковых системах.

Например, Тертычный А. А. в своей работе пишет, что журналистские жанры это устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Такие признаки называются жанрообразующими факторами [17]. Попытка дать определение жанрам была и у Тырыгиной В. А., где жанры понимаются как «устоявшиеся, коллективно выработанные в процессе социокультурного и коммуникативно-речевого опыта и развития формально-содержательные образцы (модели) целенаправленного, соотнесенного с адресатом и обстановкой вербального поведения, обеспеченного сложной системой знаний» [18].

Формат это технологическое понятие, как пишет в своей работе Цибанова Н. Н. [20]. «Понятие «телевизионный формат», или «формат телепередачи или телешоу», не имеет в российском законодательстве нормативного определения и применяется в области телевидения в понимании, сформированном обычаями делового оборота и международной практикой», — утверждает автор статьи. На практике под телеформатом понимается совокупность всей информации, которая определяет концепцию материала и ее главные элементы.

Одна из типологий журналистских жанров Тертычного А. А. [17] подходит для типологии школьных медиа, ниже приведены лишь те жанры, которые актуальны для медиа образовательных учреждений: информационные жанры (заметка, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж), аналитические жанры (отчет, интервью, опрос, беседа, комментарий, рейтинг, статья, журналистское расследование, пресс-релиз), публицистические жанры: (очерк (портретный, проблемный, путевой), сатирический комментарий, легенда).

Однако такая типология является не самой удобной для практической работы в медиасфере образовательной организации. Молодёжные медиа реализуются в четырех направлениях: фото, видео, аудио и текст. Все медиапродукты можно разделить по этим направлениям, в зависимости от их жанра, формата и площадки для публикации. В данной научной работе рассматривается одно из направлений — видеоизображение.

Видеонаправление поистине является самым богатым направлением в школьных медиа. Здесь могут быть реализованы различные идеи и задумки.

Репортаж/специальный репортаж. Это жанр журналистики, целью которого является сообщение с места события. Характерными чертами являются: оперативность, наличие корреспондента, синхроны спикеров и наличие эффекта присутствия. Медиагруппы снимают репортажи на различных событиях школьного, окружного, городского и всероссийского уровня. Инфоповодом может послужить как установка нового кулера в коридоре, так и победа на городском конкурсе. Например, в Школе № 1210 ученики сняли репортаж о школьном буфете [15]: какие продукты там есть, как дети относятся к буфетчице и какой распорядок дня у сотрудников буфета. Этот жанр очень популярен среди молодёжи, потому что создаёт эффект присутствия, позволяет прочувствовать атмосферу происходящего и ознакомиться с мнением разных людей посредством синхронов.

Информационный ролик. Это, как правило, небольшой смонтированный видеоряд, в котором содержательно представлена информация о событии. Ролики могут быть дополнены текстовыми титрами, синхронами спикеров или закадровым голосом. Подобным образом может быть освещена любая тема. Например, на Московском образовательном канале есть раздел «События» [12], там представлены видео с текстовыми титрами, содержащие краткую информацию о событии. Стоит отметить разнообразие медиапродуктов. В выпуске «Еженедельный дайджест» на фоне видео есть нейтральная музыкальная композиция и отсутствуют какие-либо голосовые комментарии ведущего или корреспондента. А в информационном ролике про конкурс присутствует синхрон спикера.

Видеоблог/влог. Это блог, где в качестве основного контента выступают видео. Как правило, пользователи создают собственный канал на видеохостинге, чаще всего на YouTube, и публикуют ролики на самые разные темы [8]. Аналитическая платформа MMG Blogger Track провела исследование среди молодёжи и выявила рейтинг популярных блогеров России [9], среди десяти лидеров оказалась Анастасия Ивлеева, российская телеведущая, актриса и блогер. На своем YouTube-канале она постоянно публикует влоги разных путешествий и своих приключений. Одно из своих видео, например, она начинает словами: «Вот по этому жеванному лицу в маске мы понимаем, что доброе утро. Это влог Настюшки Ивлеевой, добро пожаловать на мой канал!» [22]. В этот момент блогер держит телефон в руках и снимает себя на фронтальную камеру, что является характерной чертой для влогов. Большинство подобных видео содержат кадры, где блогер снимает себя на селфи-камеру и рассказывает о происходящем.

Рекламный ролик. Это вид рекламы, который ставит перед собой задачу поднять имидж компании, продать услугу или товар. Видео можно разделить на презентационные, промо, инструкции, вирусные, имиджевые [23]. К подобным видео можно отнести, например, рекламу Школы № 21 от Сбербанка [11]. Хронометраж видео составляет 41 секунду, за это время повествователь рассказывает о своём образе жизни программиста в Школе от Сбербанка и призывает приходить учиться туда.

Социальная реклама. Всоответствии с ФЗ «О рекламе» [19] — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, a также обеспечение интересов государства. Цель социальной рекламы в школе — изменение отношения молодёжи к какой-либо проблеме или теме, а в долгосрочной перспективе на создание новых (позитивных) социальных ценностей. Существует проект Международного фестиваля социальной рекламы LIME, который развивает факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Просмотрев итоговые социальные ролики от 2018 года, захотелось отметить видео, связанное с травлей в школе [16]. В видео представлены ситуации, когда разговор с учителем, будь то родителя или ученика, может изменить происходящее. В ролике звучат призывы наблюдать за ребёнком, обращать внимание на детали и рассказывать о травле, а не молчать.

Вебинар. Вебинар — это обучающее онлайн-занятие или корпоративное онлайн-совещание [2]. В вебинаре всегда участвуют две стороны: докладчик-ведущий и слушатели. В образовательных организациях вебинар может быть записан, например, на тему «Проблемы реализации проектов ученического самоуправления» или «Как фотографировать в ручном режиме». На канале YouTube онлайн-сервиса, который предоставляет услуги репетиторов, на постоянной основе публикуются вебинары на различные темы, чаще всего, связанные с темами школьных предметов. Так, например, вебинар по математике для 8 класса про корни [7] длится 1 час 11 минут, посвящен разбору корней по предмету.

Мастер-класс/инструкция. Это форма учебного процесса, при которой происходит передача практического опыта от «преподавателя» к ученикам. Учить может и школьник, который обладает достаточными знаниями. Стоит отметить, что во время видео ученик должен делать всё согласно инструкциям, и по окончании мастер-класса у ученика должен быть какой-либо итоговый продукт. Например, если видео посвящено изготовлению украшений для дома на новогодние праздники, то в конце просмотра видео у аудитории должна быть готова гирлянда. Или, например, онлайн-школа рисования публикует мастер-классы на тему создания картин. Кадр снят с верхней точки съёмки, то есть, аудитория видит только руки мастера и рабочий стол, на котором разложены все необходимые предметы: мольберт, краски, кисти. Закадровый голос комментирует происходящее, параллельно выполняя необходимые действия, а музыкальный фон сопровождает всё видео. Хронометраж данного мастер-класса составляет 16 минут 5 секунд, что позволяет создавать точно такой же рисунок вместе с ведущим. В конце аудитория видит готовый рисунок.

Документальный фильм. Егоров В. В. в словаре, посвященном телевидению, даёт следующее определение документальному телевидению — «это вид вещания, объединяющий разделы информации, публицистики, научно-популярного вещания, кино- и телехроники и другие неигровые жанры передач и фильмов» [4]. Анализируя развитие документальных фильмов в школах, можно привести пример создания подобного проекта на тему истории школы — ее выпускников, учителей, родителей и событий. В современных университетах на парах часто применяют такой форматы работы, как просмотр видео на YouTube. Качественным примером подобного документального фильма может стать видео российского журналиста Юрия Дудя (выполняет функции иноагента), посвященное теме ВИЧ в России [3]. В фильме обсуждается актуальная тема современности — вирус иммунодефицита человека: как он передаётся, можно ли иметь детей при таком диагнозе, статистика по России, дискриминация людей. Хронометраж документального фильма составляет 1 час 48 минут. Он был выпущен два года назад, и за это время набрал 23 миллиона просмотров.

Передача/программа. Цибанова Н. Н. в своей статье дает определение данному понятию («телепередача»): «Это видеоряд, обладающий единым назначением и некоторой целостностью (сюжетом), показываемый по телевидению» [25]. Также автор работы дает другое определение: «Передача — это разовые эфирные материалы, нерегулярные, ситуационные проекты, передал — и все. К ним относятся прямые эфиры, трансляции, специальные проекты» [25]. Дополнительно она отмечает, что любая эфирная продукция является передачей по своим составляющим: структуре, назначению, характеру информации, периодичности. Стоит отметить, что сейчас телепередачи могут транслировать как по телевидению, так и в Интернете, поэтому допускается название «передача» или «программа». Например, на You-Tube канале «Социально-образовательный проект про студенческую жизнь в разных вузах Петербурга!» есть постоянная программа «Советы от Сербиной» [13], названная по фамилии ведущей этой передачи. В каждом выпуске есть советы студентам разного характера: от того, как получить повышенную стипендию, до того, в какой столовой самый вкусный обед. Так, например, в одном из выпусков [6] ведущая обращается, в основном, к первокурсникам, рассказывая им о пользе студенческого билета — в каких заведениях и какие скидки можно получить с его помощью. Видео длится 4 минуты 44 секунды, что позволяет студентам быстро ознакомиться с информацией.

Интервью. Ильченко С. Н. в учебном пособии для журналистов дает следующее определение понятию: «Интервью — это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес» [5]. Интервью стенах образовательной организации может быть связано с каким-либо событием, например, с памятной акцией в честь Дня воинской славы или это может быть интервью с преподавателем начальных классов для раскрытия педагогического потенциала и знакомства родителей будущих первоклассников с их классным руководителем. Так, например, на YouTube-канале «100-балльный репетитор» постоянно публикуются интервью с различными героями. В выпуске от 10.03.2022 ведущий программы берёт интервью у ученика, набравшего 300 баллов на ЕГЭ [1]. Разговор длится 1 час 17 минут, сопровождается полезными советами выпускникам, шутками и воспоминаниями.

Музыкальный клип. Этот видеоряд сопровождается музыкальным оформлением. Например, можно снять музыкальный клип на гимн школы или для поздравления учителей с их профессиональным праздником. Студенты МИТРО сняли клип на песню «Самая Самая» Максима Круженкова [14]. Автор песни выступил студент этого же института, а съёмочная группа полностью состояла из учащихся МИТРО с разных факультетов. С этим видео студенты набрали 68 000 просмотров в Интернете.

Буктрейлер. Буктрейлером является небольшой видеоряд, в произвольной форме рассказывающий о книге. Данный формат актуален, например, для съёмки новогодних сказок для начальной школы или для популяризации литературы о войне. Таким образом был снят буктрейлер по книге «Сын полка». В кадре видно, как ученики школы читают эту книгу, на фоне звучит закадровый голос и кадры сменяются на изображения к этой повести и на сам напечатанный текст.

Видеооткрытка. Подобный формат создает новое видение обычной текстовой открытки. У аудитории есть возможность увидеть, послушать поздравление. Такие видеооткрытки часто снимаются на календарные праздники — Новый год, День учителя, 8 марта. Одним из самых популярных праздников, на которые снимают такие поздравления, является День Победы. Ученики Химкинской школы поздравили всех [10], читая стихи в военной форме. Видео снято с использованием хромакея, поэтому на фоне говорящих учащихся сменяются военные кадры.

Видеоэкскурсия. Подобный жанр видео характеризуется демонстрацией конкретной локации, иногда показ сопровождается рассказами или пояснительными титрами. Так, например, есть видеоэкскурсия по Хорошколе [21]. Материал был снят с квадрокоптера, летающего по всей школе в то время, когда никого из учеников и сотрудников не было в здании. Это позволяет без каких-либо ограничений показать все возможности школы, её оснащение и простор. Стоит отметить, что видео снято одним кадром, смонтировано под нейтральную музыкальную композицию, были добавлены титры с названием каждой локации, например, «столовая» и «библиотека».

Литература:

  1. 300 баллов на ЕГЭ! Как? Интервью с учеником / Математика / Русский язык / Информатика // YouTube-канал 100балльный репетитор [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/XDQy7crNXJY (дата обращения: 15.04.2022)
  2. Веб-семинары и вебинары: что это такое и как они проходят // Экосистема сервисов для онлайн-мероприятий, обучения и встреч [Электронный ресурс] URL: https://webinar.ru/articles/webinari-chto-eto-takoe/ (дата обращения: 08.12.2021)
  3. ВИЧ в России / HIVinRussia (Eng & Russubtitles) [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/GTRAEpllGZo (дата обращения: 10.12.2021)
  4. Егоров В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии: словарь. М.: Изд-во: Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания. 1997. — С.39.
  5. Ильченко, С. Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие / С. Н. Ильченко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. — С. 16
  6. Как экономить, сдавать сессию на «5», ходить в кино за 90 // Советы от Сербиной [Электронный ресурс] URL: р!https://www.youtube.com/watch?v=aQwdJnv48Qs (дата обращения: 04.12.2021)
  7. Корни. 8 класс. Вебинар / Математика. Канал на Youtube — TutorOnline — уроки для школьников [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/0FUopOIl-NQ (дата обращения: 15.04.2022)
  8. Лайкни. Информационное издание [Электронный ресурс] URL: https://www.likeni.ru/about/ (дата обращения: 05.12.2021)
  9. Маркетинг. Исследования [Электронный ресурс] URL: https://www.sostav.ru/publication/mmg-45721.html (дата обращения: 10.12.2021)
  10. Поздравление с Днем Победы, 9 мая, к 76-ти летию Победы // YouTube-канал Творческая студия ПАНОРАМА [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/HhdE7fbcugs (дата обращения: 15.04.2022)
  11. Реклама Сбербанка — школа 21 для программистов [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/YGzxdCBqLSo (дата обращения: 20.04.2022)
  12. События. Московский образовательный [Электронный ресурс] URL: https://mosobr.shkolamoskva.ru/releases/32 (дата обращения: 02.05.2022)
  13. Советы от Сербиной // YouTube-канал Социально-образовательный проект про студенческую жизнь в разных ВУЗах Петербурга! [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLbN4yhSbFuqYh85O0Zckcm_9XZKyCxJ-a (дата обращения: 04.12.2021)
  14. Студенты МИТРО сняли клип на песню «Самая Самая» Максима Круженкова /ПРЕМЬЕРА КЛИПА [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/f58vtj0rDmM (дата обращения: 15.04.2022)
  15. Тайная жизнь буфетчицы. Телевидение школы 1210 [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/FWGKwjwkuuc (дата обращения: 10.01.2022)
  16. Травли.NET. Социальная реклама на YouTube [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/2lZwVq95HrA (дата обращения: 08.12.2021)
  17. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. — С.210
  18. Тырыгина В. А. Жанры в информационно-массовом дискурсе. М.: Прометей, 2007. — С. 150
  19. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 20.04.2022)
  20. Цибанова, Н. Н. Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир / Н. Н. Цибанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — N 18 (77). — С. 835
  21. Экскурсия по Хорошколе // YouTube-канал Хорошкола [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/gJr5Wc8OEOk (дата обращения: 15.04.2022)
  22. Экстрим шоу, купила завод чипсов?! Питер с Галич / VLOG. Канал на YouTube Настя Ивлеева [Электронный ресурс] URL: https://youtu.be/ACorQumJIJI (дата обращения: 24.12.2021)
  23. Edpit agency [Электронный ресурс] URL: https://edpit.org/novosti-i-stati/chto-takoe-reklamnyj-rolik/ (дата обращения: 08.12.2021)
  24. Its-journalist.ru [Электронный ресурс] URL: https://its-journalist.ru/articles/zhurnalistskie-zhanry-klassifikaciya-i-tipologiya-glazami-vedushhix-specialistov.html (дата обращения: 14.12.2021)
  25. Sneg5.com. Универсальный общественно-образовательный портал [Электронный ресурс] URL: https://sneg5.com/nauka/gramotnost/teleperedacha-i-teleprogramma.html (дата обращения: 10.12.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): видео, жанр, закадровый голос, интервью, Россия, социальная реклама, ученик, документальный фильм, информационный ролик, музыкальный клип.


Ключевые слова

молодежь, жанр, видео, медиа

Похожие статьи

Медиаискусство и формы его проявления

В статье рассматривается понятие «медиаискусство», его жанры и примеры использования в реальном времени.

Мультимедиа в образовании: история, понятие, классификация

В статье рассмотрены этапы зарождения и развития мультимедиаобразования, вариативность понятия «мультимедиа», задачи, классификацию, преимущества и недостатки использования мультимедийных средств на уроках истории.

Медиапедагогика — необходимая составляющая социализации детей в информационном обществе

Статья посвящена вопросам необходимости медиапедагогики в современном обществе.

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Особенности лексики молодёжи в сети Интернет

В статье рассматривается разнообразие лексики в Интернете, используемой для общения молодёжью, а также её происхождение.

Средства массовой информации в информационном пространстве

Сущность и специфика проектного менеджмента в разработке молодёжных шоу-программ: технологический подход

В данной статье рассматривается вопрос популярности молодёжных шоу-программ в индустрии досуга и способы их осуществления посредством проектного менеджмента. Анализируются понятия «менеджмент» и «проект» в рамках социально-культурной деятельности. Та...

Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ

В данной статье рассматривается сфера бренд-журналистики в контексте формы реализации корпоративных СМИ.

Основные методы продвижения организаций сферы культуры

В настоящей статье анализируются основные методы продвижения организаций в сфере культуры. Даётся определение «методам продвижения» и характеристика их видов.

Наружная реклама как элемент социокультурного и городского пространства

В данной статье представлена краткая характеристика концепта наружной рекламы как составной части городского пространства с опорой на ее функциональность и эстетику в социокультурном прочтении.

Похожие статьи

Медиаискусство и формы его проявления

В статье рассматривается понятие «медиаискусство», его жанры и примеры использования в реальном времени.

Мультимедиа в образовании: история, понятие, классификация

В статье рассмотрены этапы зарождения и развития мультимедиаобразования, вариативность понятия «мультимедиа», задачи, классификацию, преимущества и недостатки использования мультимедийных средств на уроках истории.

Медиапедагогика — необходимая составляющая социализации детей в информационном обществе

Статья посвящена вопросам необходимости медиапедагогики в современном обществе.

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Особенности лексики молодёжи в сети Интернет

В статье рассматривается разнообразие лексики в Интернете, используемой для общения молодёжью, а также её происхождение.

Средства массовой информации в информационном пространстве

Сущность и специфика проектного менеджмента в разработке молодёжных шоу-программ: технологический подход

В данной статье рассматривается вопрос популярности молодёжных шоу-программ в индустрии досуга и способы их осуществления посредством проектного менеджмента. Анализируются понятия «менеджмент» и «проект» в рамках социально-культурной деятельности. Та...

Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ

В данной статье рассматривается сфера бренд-журналистики в контексте формы реализации корпоративных СМИ.

Основные методы продвижения организаций сферы культуры

В настоящей статье анализируются основные методы продвижения организаций в сфере культуры. Даётся определение «методам продвижения» и характеристика их видов.

Наружная реклама как элемент социокультурного и городского пространства

В данной статье представлена краткая характеристика концепта наружной рекламы как составной части городского пространства с опорой на ее функциональность и эстетику в социокультурном прочтении.

Задать вопрос