Изучение возможности применения алгоритмов искусственного интеллекта в анализе рынка труда Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Кадирова, Л. А. Изучение возможности применения алгоритмов искусственного интеллекта в анализе рынка труда Республики Узбекистан / Л. А. Кадирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 283-284. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92198/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор изучает возможность анализа и обработки неструктурированные данных о вакансиях на международном рынке труда.

Ключевые слова: рынок труда, интернет, алгоритм, искусственный интеллект, компетенции выпускников, работодатель.

Высшие учебные заведения Республики Узбекистан активно включились в борьбу за международный академический рейтинг. Этому способствует здоровая конкуренция на рынке высших образовательных услуг внутри страны. Необходимо отметить, что за всю историю рейтинга лучших университетов мира — QS World University Rankings 2022 года — в него вошло беспрецедентное количество узбекских вузов — 30. Для сравнения в топе-1000 так же оказались: Китай (58), Великобритания (90) и США (177 университетов).

С целью дальнейшего совершенствования механизма управления системой высшего образования в Республике Узбекистан, нами предлагается рассмотреть возможность обработки больших массивов данных о всевозможных вакансиях в сети Интернет, содержащих огромное количество разнородной информации.

В Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года особое внимание уделено созданию «в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов» за счет средств зарубежных инвестиций, увеличения количества платных услуг и других внебюджетных средств, «выведение их на уровень научно-практических учреждений по прогнозированию и исследованию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов», что всё вместе доказывает актуальность поставленной задачи, что так же будет благотворно влиять на конечный результат деятельности высшего учебного заведения, а именно, на благополучное трудоустройство его выпускников [1].

Путешествуя в сети, мы систематически открываем приложения, совершаем электронный шопинг, просто передвигаемся в пространстве со смартфоном в кармане и, в конечном итоге, генерируем огромное количество ценной информации, которую маркетинговые компании, применяя определённые алгоритмы, могут анализировать и даже визуализировать.

Экспоненциальный рост информации в больших массивах неструктурированных данных требуют мощности суперкомпьютеров, а их обработка требует использования эффективных и быстрых алгоритмов для поиска и извлечения нужной информации. Анализ больших данных позволит нам спрогнозировать спрос на рынке труда, а также определять отношение к рекламной кампании и привлекать больше абитуриентов в свои вузы. Такая тактика позволила бы повысить рейтинг учебного заведения и сформировать его бизнес-стратегию.

Разработчики готовых услуг предлагают пользователям готовые решения на основе доступа к большим данным. Они открывают возможности больших данных для широкого круга интересующихся.

Известно, что возможности обработки данных сети Интернет применяются не менее, чем в 60 % HR-отделах различных организаций в мире, включая высшие учебные заведения экономически развитых стран с целью повышения эффективности механизма трудоустройства выпускников вузов, что так же является одним из показателей успешности вуза.

Подразделяя HR-ресурсы на внешние и внутренние, мы под внешними подразумеваем описание вакансий на сайтах, предназначенных для поиска работы, а под внутренними — информацию о выпускниках, их компетенциях и показателях качества подготовки конкретного вуза.

В Андижанской области восемь высших учебных заведений по различным направлениям экономики, каждый год подготавливается несколько тысяч выпускников и имеют место несколько HR-систем по отдельным направлениям образования и множество неструктурированных данных, которые нужно визуализировать, интерпретировать и анализировать, что делает актуальным внедрение алгоритмов искусственного интеллекта. Эти алгоритмы позволяют реализовывать комплексный сбор и всесторонний анализ человеческого капитала с учетом общей эффективности подготовки выпускников и отдельных направлений деятельности высшего учебного заведения. В частности, покрыть некоторые области HR-аналитики: аналитика базовых компетенций выпускников; аналитика привлечения и управления развитием талантов молодёжи с целью рекрутинга в высшее учебное заведение, формирование корпоративной модели компетенций; прогнозирование потребности в выпускниках по направлениям; аналитика корпоративной культуры — правил поведения и взаимодействия в учебном заведении, чтобы сформулировать целевую культуру, влиять на нее, прослеживая и отмечая тенденции, а также своевременно выявлять нежелательные изменения; аналитика каналов привлечения персонала с целью дальнейшего трудоустройства выпускников: корпоративных сайтов, рекрутинговых площадок, устных рекомендаций — анализ их результативности, сравнительной скорости развития и потенциала. Таким образом, рекрутинг, управление талантами, выявление неэффективных выпускников — инструменты искусственного интеллекта отлично решают эти и другие бизнес-задачи, решение которых позволит построить эффективную траекторию развития системы высшего образования региона региона. Кроме того, технологии Big Data благополучно используются рекрутерами и сотрудникам HR-службы в следующих случаях:

– анализ и подбор наилучших кандидатов для набора в вуз в большом объеме неструктурированных данных: профили в социальных сетях, фотографии, комментарии, отзывы с предыдущих мест работы и т. д.;

– анализ внутренних коммуникаций: электронной почты, телефонных разговоров, встреч в календарях, переписки в корпоративных чатах, мессенджерах и пр.;

– формирование графиков обучения — анализ загрузки преподавателей, на основе данных о прошедших периодов и составление оптимальных предложений сменам;

– задачи кластеризации данных, например, распределение выпускников по работодателям.

Для структуризации процессов управления в менеджменте системой высшего образования выделим шесть отдельных взаимосвязанных процессов: во-первых, необходимо определение цели и задач исследования; во-вторых, необходим подбор источников информации, процедур получения данных, алгоритмов обработки информации; в-третьих, надо организовать сбор данных в единую базу; в-четвёртых, необходим анализ полученных данных, определение способов представления результатов; в-пятых, необходимо разработать практические меры регулирования; в-шестых, надо зафиксировать закономерности.

Таким образом, теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об использовании алгоритмов искусственного интеллекта для обработки информации в сети интернет с целью повышения эффективности управления системой высшего образования региона. Практическое использование результатов исследования позволяет внедрить прикладное программное обеспечение, работающих на основе применения алгоритмов искусственного интеллекта в систему управления высшим образованием региона с целью повышения конкурентоспособности посредством выявления и учета закономерностей рынка труда [2].

Литература:

  1. Приложение-1 к Указу Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева от 8 октября 2019 г. ПФ-5847 «Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года».
  2. Л. А. Кадирова. Прогнозирование потребности в выпускниках вузов на международном рынке труда посредством реализации технологий обработки больших массивов данных. Электронный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». URL: [http://infed.ru]
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, данные, алгоритм, высшее образование, высшее образование региона, рынок труда, Узбекистан.


Ключевые слова

алгоритм, рынок труда, работодатель, искусственный интеллект, Интернет, компетенции выпускников

Похожие статьи

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная...

Искусственный интеллект (ИИ) — это наука и технология разработки интеллектуальных машин и компьютерных программ, возможность выполнять творческую

Длявовлечения обучаемого в процесс образования, ИИ целесообразнее и эффективнее подавать задания в игровой форме.

Основные направления инновационного развития экономики...

высоким уровнем развития образования и науки; − высоким и конкурентоспособным качеством жизни

В-третьих, высокоинтеллектуальный человеческий капитал повышает требования к качеству производственной среды и условиям труда, а населения — к качеству...

Стратегии развития высшего инженерного образования...

Будущая структура системы высшего инженерного образования в Узбекистане должна характеризоваться большим разнообразием.

Вместе с тем высшее инженерное образование Узбекистана должно быть направлено на адаптацию к условиям модернизации всей экономики...

К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане

Доказывается необходимость активной цифровизации национальной экономики Узбекистана.

Библиографическое описание: Абдурашидов, Ж. Ф. К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане / Ж. Ф. Абдурашидов, И. Ш. Толибов.

Инновационное развитие вузов в Республике Узбекистан

инновационное развитие, инновационная экономика, Узбекистан, высшее образование, высшее учебное заведение, инновационная стратегия, мировой рынок, образовательный процесс, системное значение, учебный процесс.

Обучение человека и машины | Статья в сборнике международной...

При учете данных особенностей можно добиться высокой эффективности обучения человека.

Искусственный интеллект занимается проблемами обучения машины.

Люди могут ошибаться или могут не использовать алгоритмы, а также выборка фактов может быть...

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

При этом наиболее высокий уровень охвата населения доступом к сети Интернет в процентах от общей численности населения наблюдается в

Самое широкое применение в Узбекистане находят ИКТ в области образования. Так, Министерством народного образования проводится...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Султонов, А. И. Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование / А. И. Султонов.

непрерывное образование, непрерывность образования, высшее образование, Узбекистан, подготовка кадров, образование взрослых, Национальная...

Использование информационных технологий и дистанционного...

Образование является мощным вкладом в будущее страны. Расширяя горизонты знаний и диапазон средств для получения этих знаний, применяя новейшие разработки

Использование информационных технологий и дистанционного обучения в учебных заведениях Узбекистане.

Похожие статьи

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная...

Искусственный интеллект (ИИ) — это наука и технология разработки интеллектуальных машин и компьютерных программ, возможность выполнять творческую

Длявовлечения обучаемого в процесс образования, ИИ целесообразнее и эффективнее подавать задания в игровой форме.

Основные направления инновационного развития экономики...

высоким уровнем развития образования и науки; − высоким и конкурентоспособным качеством жизни

В-третьих, высокоинтеллектуальный человеческий капитал повышает требования к качеству производственной среды и условиям труда, а населения — к качеству...

Стратегии развития высшего инженерного образования...

Будущая структура системы высшего инженерного образования в Узбекистане должна характеризоваться большим разнообразием.

Вместе с тем высшее инженерное образование Узбекистана должно быть направлено на адаптацию к условиям модернизации всей экономики...

К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане

Доказывается необходимость активной цифровизации национальной экономики Узбекистана.

Библиографическое описание: Абдурашидов, Ж. Ф. К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане / Ж. Ф. Абдурашидов, И. Ш. Толибов.

Инновационное развитие вузов в Республике Узбекистан

инновационное развитие, инновационная экономика, Узбекистан, высшее образование, высшее учебное заведение, инновационная стратегия, мировой рынок, образовательный процесс, системное значение, учебный процесс.

Обучение человека и машины | Статья в сборнике международной...

При учете данных особенностей можно добиться высокой эффективности обучения человека.

Искусственный интеллект занимается проблемами обучения машины.

Люди могут ошибаться или могут не использовать алгоритмы, а также выборка фактов может быть...

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

При этом наиболее высокий уровень охвата населения доступом к сети Интернет в процентах от общей численности населения наблюдается в

Самое широкое применение в Узбекистане находят ИКТ в области образования. Так, Министерством народного образования проводится...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Султонов, А. И. Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование / А. И. Султонов.

непрерывное образование, непрерывность образования, высшее образование, Узбекистан, подготовка кадров, образование взрослых, Национальная...

Использование информационных технологий и дистанционного...

Образование является мощным вкладом в будущее страны. Расширяя горизонты знаний и диапазон средств для получения этих знаний, применяя новейшие разработки

Использование информационных технологий и дистанционного обучения в учебных заведениях Узбекистане.

Задать вопрос