Организационные меры по обеспечению воинского учета граждан, находящихся в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в органах внутренних дел Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, М. В. Организационные меры по обеспечению воинского учета граждан, находящихся в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в органах внутренних дел Российской Федерации / М. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 577-580. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92019/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье определены порядок организации и ведения воинского учета граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в органах внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: воинский учет, граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации.

В настоящее время происходящие процессы и тенденции мире на фоне стремления некоторых сил играть ведущую военно-политическую роль на планете приводят к необходимости вести постоянный качественный и количественный учет главного ресурса на планете — человеческого. Не является исключением из правил и Российская Федерация. Учитывая её площадь, которую она занимает, в том числе и континентальную протяженность, а также современное геополитическое положение, Россия является страной, в которой проблеме учета в целом, и воинского учета, в частности, уделяется пристальное внимание.

Кроме того, стоит отметить и тот факт, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является одним из самых крупных по численности среди министерств. Одной из главных его задач в области мобилизационной подготовки является обеспечение на период мобилизации и на военное время органов, организаций и подразделений Министерства внутренних дел России квалифицированными кадрами из числа граждан, которые пребывают в запасе.

На наш взгляд, отдельного внимания заслуживают положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 [3]. Данная Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. Она сфокусировала внимание на повышении мобилизационной готовности. Кроме того, в ней определено, что укрепление обороны страны, в том числе обеспечение суверенитета, незыблемости конституционного строя, независимости, государственной и территориальной целостности нашего государства являются одними из важнейших интересов России на долгосрочную перспективу. Более того, 18 декабря 2018 года на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации Верховный Главнокомандующий В. В. Путин обратил внимание на тот факт, что «укрепление обороноспособности, безопасности России, надёжная защита от внешних угроз были и остаются нашими важнейшими, ключевыми задачами». [4].

Прежде всего, они в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы осуществляют [5], во-первых:

– проверку у граждан, принимаемых на работу, наличия в их паспортах отметок об отношении к воинской обязанности;

– проверку наличия и подлинности документов воинского учета, а также подлинность записей в них;

– проверку отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний — для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания;

– проверку жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации — для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона.

Для того чтобы провести проверку документов воинского учета, им необходимо хорошо знать их перечень, в том числе установленные формы и порядок заполнения, а также отличия. К примеру, военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса». Однако обложка военных билетов, которые были изданы до 2000 года, в вою очередь, имеет изображение Герба СССР и надписи «Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР» или «Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР». Военные билеты солдат или матросов, сержантов или старшин, прапорщиков или мичманов имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями «Российская Федерация. Военный билет». Однако обложка военных билетов, изданных до 1994 года, имеет изображение Герба СССР и надписи «СССР. Министерство обороны. Военный билет».

Такие документы, как временные удостоверения, которые были выданы взамен военных билетов, должны быть подписаны военным комиссаром и заверены гербовой печатью военного комиссариата, в котором гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете.

Кроме того, в военном билете офицеров запаса в п. 24 «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» в военном комиссариате или ином органе, который осуществляет воинский учет, должны быть поставлены отметки о приеме офицеров запаса на воинский учет и снятии их с воинского учета. Они также должны быть заверены подписью должностного лица и гербовой печатью для отметок воинского комиссариата.

Однако в военном билете солдата или матроса, сержанта или старшины, а также прапорщика или мичмана запаса в разделе IX «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» в военном комиссариате или в органе местного самоуправления, в случае его отсутствии, должны быть поставлены отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета.

Во-вторых, заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета и установленным порядком. При этом должны быть уточнены сведения о семейном положении, об образовании, о месте работы, должности гражданина, его месте жительства или месте пребывания, а также другие сведения, которые содержаться в документах, принимаемых на воинский учет граждан.

В-третьих, разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, его мобилизационной подготовке и мобилизации, которые установлены законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете. В том числе осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение установленных обязанностей.

В-четвертых, информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности. В том числе и об обнаружении в документах воинского учета отсутствия отметок о постановке на воинский учет, либо неоговоренных исправлений или неточностей и подделок, либо неполного количества листов, а также о тех случаях, когда гражданин не исполняет свои обязанности в области воинского мобилизационной подготовки и мобилизации. Это необходимо для того чтобы военный комиссар принял решение о привлечении его к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Следует отметить, что при приеме документов воинского учета от граждан при приеме на работу им выдается расписка.

В тех случаях, когда отсутствует отметка на 13 странице паспорта гражданина Российской Федерации об его отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета они обязаны направлять: офицеров запаса — в военный комиссариат по месту жительства или месту пребывания; солдата или матроса, сержанта или старшину, прапорщика или мичмана запаса — в военный комиссариат по месту жительства, либо месту пребывания, а тех, кто проживает на территории муниципальных образований, где отсутствует военный комиссариат — в орган местного самоуправления [4, с. 76].

Вместе с тем, порядок снятия с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет тех граждан, которые поступают на службу в органы внутренних дел или Государственную противопожарную службу, либо в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, в том числе и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должности рядового и начальствующего состава, которые имеют специальные звания — осуществляется в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, которые направляют в военные комиссариаты по месту жительства или месту временного пребывания граждан, обязательно с приложением именных списков.

На период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти, которые имеют запас и работают в органах государственной власти, либо органах местного самоуправления или организациях — военно-учетные подразделения организаций в соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию обязаны [4, с. 83]:

Во-первых, своевременно оформлять бронирование военнообязанных запаса за организацией на периоды мобилизации или военного положения и на военное время.

Во-вторых, представлять в военные комиссариаты установленную отчетность, включая о численности работников организаций.

В целях обеспечения полноты и качества военно-учетной работы организации должны разрабатывать на каждый календарный год план по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, которые необходимо согласовывать с военным комиссариатом.

Отметим, что должностные лица, если будет доказано, что они виновны в неисполнении своих обязанностей по воинскому учету, будут нести ответственность, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок установления стимулирований и иных поощрительных мер для работников, которые осуществляют воинский учет, проводится по итогам смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации или военными комиссариатами, либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и органами местного самоуправления, в соответствии с методическими рекомендациями по подведению итогов конкурса, разрабатываемыми Минобороны России.

Таким образом, в данном исследовании рассмотрены вопросы правового и организационного характера в сфере организации и ведения воинского учета граждан, пребывающих в запасе в Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в органах внутренних дел Российской Федерации.

Мы полагаем, что повышение эффективности деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел России в системе национальной безопасности в условиях военного времени может быть достигнуто только путем заблаговременной организации планирования мероприятий по непосредственной подготовке Министерства внутренних дел России к выполнению задач в военное время с использованием комплексного подхода, что предполагает, прежде всего, рассмотрение как самой системы обеспечения национальной безопасности в условиях военного времени во всем многообразии и противоречивости ее сущностных проявлений, оцениваемых в контексте становления современной стратегии национальной безопасности.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года // Российская газета. 04.07.2020. № 144 (8198).

2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/.

3. Воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления: учебное пособие для вузов / под редакцией Ю. Н. Туганова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — с. 104.

4. Герейханова А. Под защитой «Пересвета». В. В. Путин назвал приоритеты для Вооруженных Сил Российской Федерации. // Российская газета. 18.12.2018. № 285 (7748).

5. Соцкая А. Н. Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2021 года // [Электронный ресурс]. — URL: https://nalog-nalog.ru/kadrovye_dokumenty_i_obrazcy/voinskij-uchet-v-organizacii-poshagovaya-instrukciya/ (дата обращения 24.04.2022 года).

Основные термины (генерируются автоматически): воинский учет, Российская Федерация, военный комиссариат, национальная безопасность, орган, Россия, воинский учет граждан, местное самоуправление, мобилизационная подготовка, период мобилизации.


Ключевые слова

граждане, воинский учет, органы внутренних дел Российской Федерации, пребывающие в запасе в Вооруженных Сил Российской Федерации

Похожие статьи

Организация и постановка граждан на воинский учет

Воинский учёт граждан реализуется по месту их жительства военными комиссариатами. B населённых пунктах, где нет военкоматов, первоначальный воинский учёт реализуется органами местного самоуправления. Учёт граждан, имеющих офицерские звания и...

Особое положение мобилизации Российской Федерации как...

военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в

Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы...

Организация и планирование боевой подготовки

– проверять подготовку вооружения и военной техники к выходу на каждое учение или

– вести учет и анализ боевой подготовки взвода. В соответствии с уставом вооруженных сил

План боевой подготовки батальона на период обучения состоит из разделов и подразделов.

Административные правонарушения в области воинского учета

Ключевые слова: воинский учет, административная ответственность, правонарушения. К административным правонарушениям в области воинского учета относятся: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан...

Нормативно-правовое регулирование военной службы...

В субъектах Российской Федерации находятся военные комиссариаты, деятельность которых направлена на обеспечение обороны РФ при помощи подготовки граждан к военной службы, осуществление призывов в ряды ВС РФ. Военная служба в Российской Федерации...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих...

Статус военнослужащего взаимосвязан со статусом гражданина Российской Федерации, то есть

Военно-служебные права и обязанности разделяются на общие и должностные.

Они содержатся в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе...

К вопросу о нормативно-правовом регулировании деятельности...

Сложная военно-политическая обстановка вокруг Российской Федерации стимулировала нормотворческую инициативу органов государственного и военного управления по вопросам организации, развертывания и ведения территориальной обороны. В результате в стране за...

Военные полномочия Президента России | Статья в журнале...

 Среди многочисленных прав и обязанностей президента Российской Федерации особое место занимают его военные полномочия.

Официальное определение военной безопасности надо в Военной доктрине Российской Федерации.

Особенности военной службы в Российской Федерации

Кроме задач безопасности и обороны Отечества, военнослужащих могут направлять за пределы РФ

Действия воинских должностных лиц и органов военного управления, которыми были нарушены свободы и

деятельность войск как в мирное, так и в период мобилизации.

Похожие статьи

Организация и постановка граждан на воинский учет

Воинский учёт граждан реализуется по месту их жительства военными комиссариатами. B населённых пунктах, где нет военкоматов, первоначальный воинский учёт реализуется органами местного самоуправления. Учёт граждан, имеющих офицерские звания и...

Особое положение мобилизации Российской Федерации как...

военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в

Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы...

Организация и планирование боевой подготовки

– проверять подготовку вооружения и военной техники к выходу на каждое учение или

– вести учет и анализ боевой подготовки взвода. В соответствии с уставом вооруженных сил

План боевой подготовки батальона на период обучения состоит из разделов и подразделов.

Административные правонарушения в области воинского учета

Ключевые слова: воинский учет, административная ответственность, правонарушения. К административным правонарушениям в области воинского учета относятся: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан...

Нормативно-правовое регулирование военной службы...

В субъектах Российской Федерации находятся военные комиссариаты, деятельность которых направлена на обеспечение обороны РФ при помощи подготовки граждан к военной службы, осуществление призывов в ряды ВС РФ. Военная служба в Российской Федерации...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих...

Статус военнослужащего взаимосвязан со статусом гражданина Российской Федерации, то есть

Военно-служебные права и обязанности разделяются на общие и должностные.

Они содержатся в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе...

К вопросу о нормативно-правовом регулировании деятельности...

Сложная военно-политическая обстановка вокруг Российской Федерации стимулировала нормотворческую инициативу органов государственного и военного управления по вопросам организации, развертывания и ведения территориальной обороны. В результате в стране за...

Военные полномочия Президента России | Статья в журнале...

 Среди многочисленных прав и обязанностей президента Российской Федерации особое место занимают его военные полномочия.

Официальное определение военной безопасности надо в Военной доктрине Российской Федерации.

Особенности военной службы в Российской Федерации

Кроме задач безопасности и обороны Отечества, военнослужащих могут направлять за пределы РФ

Действия воинских должностных лиц и органов военного управления, которыми были нарушены свободы и

деятельность войск как в мирное, так и в период мобилизации.

Задать вопрос