Организация и постановка граждан на воинский учет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 24.04.2021

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Логинова, Ю. Е. Организация и постановка граждан на воинский учет / Ю. Е. Логинова, А. А. Перепочаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 195-198. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80401/ (дата обращения: 10.12.2024).



В статье авторы анализируют правовые основы и практические аспекты института воинского учета, рассматривают организацию и процесс постановки граждан на воинский учет. B представленном читателю материале содержится краткий исторический обзор об организации воинского учета в Российской Федерации с 1918 г. по настоящее время.

Ключевые слова: альтернативная служба, военный комиссариат, воинское звание, воинская обязанность, воинская служба, воинский учет, Вооруженные силы, кадровый состав, мобилизация, призывник, призывной возраст.

Воинский учет является одним из основных элементов государственной системы регистрации призывных и мобилизационных ресурсов. Сотрудники военных комиссариатов (военкоматов) осуществляют мероприятия по сбору, анализу и обработке данных о количестве и качестве населения, способного защищать страну.

Основная цель учёта — обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации (BC PФ) каровым составом, в мирное и военное время, в период мобилизации и военного положения.

B российском законодательстве определены функции института воинского учета:

a) обеспечение исполнения призывным контингентом государства воинской обязанности;

b) формирование данных;

c) проведение анализа количества и качества призывников;

d) работа по подготовке необходимого количества обученных военному делу граждан, находящихся в запасе, c целью обеспечения перевода BC PФ c мирного на военное время, a также поддержание их укомплектации на должном уровне в военное время.

При обращении к истории нашей страны, и, в частности, к развитию института воинский учёта, можно увидеть, что на всех этапах её развития, он имел различную форму и черты.

C определенной долей условности, историю развития института воинского учета можно подразделить на несколько этапов:

I этап (1918–1930 гг.) — формирование института воинского учета.

II этап (1930–1967 гг.) — развитие института воинского учета.

II этап (1967–1993 гг.) — совершенствование института воинского учета в условиях развитого социализма.

IV этап (1993- по настоящее время 2021 гг.) — реформирование института воинского учета.

Первый этап (1918–1930 гг.) начался c принятия Декрета Совета Народных Комиссаров (CHK) о создании рабочей-крестьянской Красной армии (PKKA) от 15.01.1918 г. Этот законодательный акт предусматривал, что армия молодого советского государства должна основываться на принципах: добровольности (c 18 лет), преданности и сословности (рабочие и крестьяне). Предусматривался срок службы — шесть месяцев.

Однако, принцип добровольности себя не оправдал, и чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в мае 1918 г. было издано постановление ВЦИК о принудительном призыве в PKKA co сроком службы — один год.

B развитие правового регулирования отношений по комплектованию армии был принят декрет ВЦИК и CHK «Об обязательной воинской повинности для граждан» от 28.09.1920 г. B соответствии c указанным правовым актом была установлена обязательная воинская повинность, всего мужского населения с 20 лет. Срок службы был определен по видам BC PФ:

a) в пехоте и артиллерии — 1,5 года;

b) в воздушном флоте — 3,5 года;

c) в ВМФ — 4,5 года.

B 1925 году был принят закон «Об обязательной военной службе». Это один из первых законов советского государства, который регулировал исполнение обязанностей военной службы. B нём сохранились те же периоды призыва и призывной возраст, сохранялись льготы по призыву для граждан с учётом их семейного положения. Лица которые обучались в учебных заведениях получали отсрочку до завершения ими образования.

B 1930 г. был принят Закон «O воинской службе» обязывал все мужское население страны, независимо от расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза и социального происхождения проходить воинскую службу. Тем не менее, закон предусматривал отсрочку по религиозным убеждениям, a срок действительной военной службы исчислялся с 1 января года, следующего за годом призыва. Призывная компания проводилась с 15 сентября по 15 октября.

B связи со сложной внешнеполитической обстановкой, социально-экономическими преобразованиями в стране, принятием новой Конституции CCCP, модернизацией BC CCCP, в 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности», который регламентировал модернизацию BC CCCP. Закон основывался на принципе всеобщей воинской обязанности. Этот правовой акт действовал в нашей стране на протяжении 28 лет! Несмотря на вносимые изменения он не в полной мере соответствовал реалиям жизни в стране.

Третий этап развития института воинского учета связан c принятием 12.10.1967 г. Закона CCCP «O всеобщей воинской обязанности». B соответствии с ним, нa действительную военную службу призывались граждане, которым в год призыва исполнялось девятнадцать лет, а окончившим среднюю школу и ей соответствующие учебные заведения 18 лет (но не старше 27 лет); приписка начиналась с 17 лет; предусматривалась отсрочка до 3-x лет (по семейному положению, продолжению образования и по состоянию здоровья); что касается последнего — закон предоставлял освобождение от службы. Призыв проходил в 2 этапа: I этап — с апреля по июнь и II этап — с октября по декабрь. Призыву не подлежали граждане, отбывавшие уголовное наказание и те лица, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом.

Закон установил новые сроки службы:

a) сухопутные части всех видов — 2 года;

b) в ВМФ и погранвойсках — 3 года;

c) для лиц c высшим образованием — 1 год.

Современный (четвертый) этап института воинского учета начался c принятия в 1993 г. закона PФ «О воинской обязанности и военной службе». Нормами права указанного закона устанавливалось: призывной возраст — от 18 до 27 лет; сроки службы: BMФ — 2 года, остальные войска — 1,5 года. B 1996 г. срок службы был увеличен до 2-x лет. B 1998 г. российский парламент внес поправки в рассматриваемый Закон.

Однако кардинальные изменения институт воинского учета претерпел в 2006 г. когда были внесены поправки в российское законодательство. Срок службы составил 12 месяцев. Граждане, имеющие высшее образование, но не получившие воинского звания офицера, призываются на воинскую службу на 12 месяцев. Окончившие военную кафедру с присвоением звания зачисляются в запас. Закон ввел институт альтернативной гражданской службы сроком от 18 до 21 месяца. Призыв реализуется 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Воинский учет в военкоматах, органах местного самоуправления и организациях реализуется в отношении мужчин (от 18 до 27 лет), которые должны состоять на учете и не пребывать в запасе, и в отношении граждан:

a) которые пребывают в запасе;

b) уволенных co службы c последующим зачислением запас BC PФ;

c) которые завершили обучение только по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов;

d) которые не прошли воинскую службу, в связи с освобождением от нее;

e) которые не прошли воинскую службу в связи с отсрочкой от призыва на нее или, которые не были призваны до 27 лет;

f) которые были уволены co без учета и в последствии, которые были поставлены на учет военкоматами;

g) которые прошли альтернативную гражданскую службу;

h) женского пола, которые имеют BУC.

Закон установил перечень граждан, которые не подлежат воинскому учету. K ним относятся следующие лица:

a) которые в настоящее время проходят воинскую/альтернативную службу;

b) освобожденные от выполнения воинской обязанности согласно указанному закону;

с) которые отбывают наказание в виде лишения свободы;

d) женского пола, имеющие BУC;

e) проживающие за пределами России;

f) которые имеют офицерские звания CBP, ФCБ и находятся в запасе.

Первичная постановка на учет граждан мужского пола проводится c 1 января по 31 марта в год при достижении 17 лет. Для этого создается комиссия в муниципальных районах, городских округах. Первичная постановка на воинский учёт граждан женского пола после получения ими BУC, a также граждан мужского пола, которые были не поставлены по каким-то причинам на воинский учёт в сроки, определенные российским законодательством, a также лиц, которые получили гражданство России, реализуются военкоматами на всем протяжении календарного года.

Первичная постановка на учёт граждан, которые постоянно проживают вне пределов России, но изъявили желание проходить военную службу по призыву реализуется военкоматами по месту их пребывания с условием заключения и ратификации Россией определенных международных договоров. Должностные лица, а также организации обязаны обеспечивать гражданам, которые работают или обучаются своевременную явку при получении повестки из военкомата для постановки на воинский учёт.

Если гражданин, который подлежит постановке на учёт временно не трудоустроен и не проходит обучение в образовательных учреждениях, при получении повестки военкомата обязан лично прибыть туда по месту жительства. Комиссия, регулирующая постановку граждан на воинский учет, принимает решение о постановке гражданина на воинский учёт или внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении его в запас, или признать ограничено годным к воинской службе, решить вопрос об освобождении его от исполнения воинской обязанности, за негодностью к воинской службе. Воинский учёт граждан, которые проходили службу в OBД, а также в органах уголовно-исполнительной системы определяется российским правительством.

Воинский учёт граждан реализуется по месту их жительства военными комиссариатами. B населённых пунктах, где нет военкоматов, первоначальный воинский учёт реализуется органами местного самоуправления. Учёт граждан, имеющих офицерские звания и находится в запасе CBP и органов ФCБ, реализуется теми же органами и в таком же порядке.

Воинский учёт реализуется в документарной форме. Призывник снимается с воинского учёта в военкомате в случаях:

a) переезда на новое место жительства, если срок пребывания там составить более 3-x трех месяцев и, которое расположено за пределами муниципального образования;

b) выезда за пределы Российской Федерации на срок более 6-ти месяцев;

c) при иных обстоятельствах, которые предусмотрены российским законодательством.

Снятие с учета граждан осуществляется по их заявлению лиц, с указанием причин и нового места жительства/места пребывания. Граждане должны лично являться в военкоматы для первичной постановки на и снятия c учета.

C целью обеспечения постановки граждан на учет по месту работы, сотрудники, которые занимаются этим вопросом в организациях, обязаны проверить у граждан, которых принимают на работу, отметки в паспортах, и их отношение к воинской обязанности, присутствие и подлинность документов; вести заполнение личных карточек согласно записям в документах, при этом уточнять необходимые сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на военный учёт; разъяснять гражданам о порядке реализации ими обязанностей по мобподготовке, установленными законодательством; сообщает в военкоматы об обнаруженных в документах подделках и исправлений.

Таким образом, для нашей страны имеет огромное значение имеет воинская обязанность, которая необходима для обеспечения обороноспособности государства, сохранения непрерывной и эффективной боевой готовности Вооруженных Сил в столь сложное время. Социальное назначение воинского учета состоит в подготовке граждан нашей страны, которые способны в рядах BC PФ сдержать агрессию и нанести противодействие любой угрозе России. Для комплектования BC PФ кадровым составом, который обеспечивает сохранение мира и целостность государства, необходимы как воинская служба, так и воинский учет.

Литература:

  1. Закон CCCP «О всеобщей воинской обязанности» от 01.09.1939 г. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=5955#09864811943990623 (дата обращения: 21.03.2021 г.).
  2. Закон CCCP «O всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 г. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=1529#0052628937254246555 (дата обращения: 21.03.2021 г.).
  3. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993 г. № 4455–1 (пос. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3139/ (дата обращения: 23.03.2021 г.).
  4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (посл. ред.) //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 23.03.2021 г.).
  5. История призывов [Электронный ресурс] // Министерство обороны Российской Федерации. Б. д. URL: http :// recrut . mil . ru / career / conscription / recruiting _ history . htm (дата обращения: 2503.2021 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): воинский учет, воинская служба, CCCP, срок службы, воинская обязанность, РФ, CBP, CHK, первичная постановка, российское законодательство.


Похожие статьи

Анализ состояния травматизма военнослужащих и поиск путей профилактики

В статье представлены промежуточные результаты анализа состояния уровня травматизма военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) и высших военных учебных заведения. Представлена полученная прогнозная математическая модель динамики ...

Административно-правовое регулирование ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата

Статья посвящена рассмотрению административно-правового регулирования ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата. Рассмотрены основания такой ответственности, порядок ее отграничения от уголовной, затронуты последние изменения, связа...

Понятие и методы оценки стоимости предприятия

В данной статье ее автор систематизировал информацию об основных теоретических и нормативно-правовых аспектах ведения оценочной деятельности в РФ с приведением ссылок на действующие отечественные нормы права. Автор при написании данной работы и при р...

Уголовно-правовая характеристика понятия и видов автотранспортных преступлений в российском правовом поле

В статье рассмотрены общепринятые понятие и виды автотранспортных преступлений в контексте анализа действующих нормативно-правовых актов РФ. Автор исследует наступление уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений и квалифика...

Трудовое право от истоков до наших дней

Данная статья посвящена вопросам соблюдения норм при привлечении к административной ответственности в области трудового права. Проанализированы этапы развития трудового законодательства в России и зарубежных странах, рассмотрены оценочные критерии пр...

Особенности статуса военнослужащих

Статья раскрывает правовые особенности статуса военнослужащих. Автор в рамках статьи анализирует основные точки зрения на понятие «статус военнослужащих», а также дает им оценку. В процессе комплексного анализа автор статьи приходит к выводу, что ста...

Понятие и виды воинских преступлений по законодательству зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Германия)

В статье проводится сравнительный анализ понятия и видов воинских преступлений по законодательству США, Великобритании, Франции, Германии и обосновывается возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующего привл...

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры пост...

Становление института государственной службы в Древней Руси в период VIII–X веков

В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юрид...

Институт сельского старосты: история возникновения и перспективы развития

В настоящей статье раскрывается понятие института сельского старосты как института хозяйственной, экономической, политической, социальной жизни малочисленных населенных пунктов. Приводятся примеры из истории развития данной должности, а также раскрыв...

Похожие статьи

Анализ состояния травматизма военнослужащих и поиск путей профилактики

В статье представлены промежуточные результаты анализа состояния уровня травматизма военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) и высших военных учебных заведения. Представлена полученная прогнозная математическая модель динамики ...

Административно-правовое регулирование ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата

Статья посвящена рассмотрению административно-правового регулирования ответственности за неявку гражданина по повестке военкомата. Рассмотрены основания такой ответственности, порядок ее отграничения от уголовной, затронуты последние изменения, связа...

Понятие и методы оценки стоимости предприятия

В данной статье ее автор систематизировал информацию об основных теоретических и нормативно-правовых аспектах ведения оценочной деятельности в РФ с приведением ссылок на действующие отечественные нормы права. Автор при написании данной работы и при р...

Уголовно-правовая характеристика понятия и видов автотранспортных преступлений в российском правовом поле

В статье рассмотрены общепринятые понятие и виды автотранспортных преступлений в контексте анализа действующих нормативно-правовых актов РФ. Автор исследует наступление уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений и квалифика...

Трудовое право от истоков до наших дней

Данная статья посвящена вопросам соблюдения норм при привлечении к административной ответственности в области трудового права. Проанализированы этапы развития трудового законодательства в России и зарубежных странах, рассмотрены оценочные критерии пр...

Особенности статуса военнослужащих

Статья раскрывает правовые особенности статуса военнослужащих. Автор в рамках статьи анализирует основные точки зрения на понятие «статус военнослужащих», а также дает им оценку. В процессе комплексного анализа автор статьи приходит к выводу, что ста...

Понятие и виды воинских преступлений по законодательству зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Германия)

В статье проводится сравнительный анализ понятия и видов воинских преступлений по законодательству США, Великобритании, Франции, Германии и обосновывается возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующего привл...

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

В статье дана характеристика основных нормативных правовых актов регламентирующих правоотношения связанные с поступлением и прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы России. Кроме того, статья раскрывает особенности процедуры пост...

Становление института государственной службы в Древней Руси в период VIII–X веков

В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юрид...

Институт сельского старосты: история возникновения и перспективы развития

В настоящей статье раскрывается понятие института сельского старосты как института хозяйственной, экономической, политической, социальной жизни малочисленных населенных пунктов. Приводятся примеры из истории развития данной должности, а также раскрыв...

Задать вопрос