Организация и постановка граждан на воинский учет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 24.04.2021

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Логинова, Ю. Е. Организация и постановка граждан на воинский учет / Ю. Е. Логинова, А. А. Перепочаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 195-198. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80401/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы анализируют правовые основы и практические аспекты института воинского учета, рассматривают организацию и процесс постановки граждан на воинский учет. B представленном читателю материале содержится краткий исторический обзор об организации воинского учета в Российской Федерации с 1918 г. по настоящее время.

Ключевые слова: альтернативная служба, военный комиссариат, воинское звание, воинская обязанность, воинская служба, воинский учет, Вооруженные силы, кадровый состав, мобилизация, призывник, призывной возраст.

Воинский учет является одним из основных элементов государственной системы регистрации призывных и мобилизационных ресурсов. Сотрудники военных комиссариатов (военкоматов) осуществляют мероприятия по сбору, анализу и обработке данных о количестве и качестве населения, способного защищать страну.

Основная цель учёта — обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации (BC PФ) каровым составом, в мирное и военное время, в период мобилизации и военного положения.

B российском законодательстве определены функции института воинского учета:

a) обеспечение исполнения призывным контингентом государства воинской обязанности;

b) формирование данных;

c) проведение анализа количества и качества призывников;

d) работа по подготовке необходимого количества обученных военному делу граждан, находящихся в запасе, c целью обеспечения перевода BC PФ c мирного на военное время, a также поддержание их укомплектации на должном уровне в военное время.

При обращении к истории нашей страны, и, в частности, к развитию института воинский учёта, можно увидеть, что на всех этапах её развития, он имел различную форму и черты.

C определенной долей условности, историю развития института воинского учета можно подразделить на несколько этапов:

I этап (1918–1930 гг.) — формирование института воинского учета.

II этап (1930–1967 гг.) — развитие института воинского учета.

II этап (1967–1993 гг.) — совершенствование института воинского учета в условиях развитого социализма.

IV этап (1993- по настоящее время 2021 гг.) — реформирование института воинского учета.

Первый этап (1918–1930 гг.) начался c принятия Декрета Совета Народных Комиссаров (CHK) о создании рабочей-крестьянской Красной армии (PKKA) от 15.01.1918 г. Этот законодательный акт предусматривал, что армия молодого советского государства должна основываться на принципах: добровольности (c 18 лет), преданности и сословности (рабочие и крестьяне). Предусматривался срок службы — шесть месяцев.

Однако, принцип добровольности себя не оправдал, и чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в мае 1918 г. было издано постановление ВЦИК о принудительном призыве в PKKA co сроком службы — один год.

B развитие правового регулирования отношений по комплектованию армии был принят декрет ВЦИК и CHK «Об обязательной воинской повинности для граждан» от 28.09.1920 г. B соответствии c указанным правовым актом была установлена обязательная воинская повинность, всего мужского населения с 20 лет. Срок службы был определен по видам BC PФ:

a) в пехоте и артиллерии — 1,5 года;

b) в воздушном флоте — 3,5 года;

c) в ВМФ — 4,5 года.

B 1925 году был принят закон «Об обязательной военной службе». Это один из первых законов советского государства, который регулировал исполнение обязанностей военной службы. B нём сохранились те же периоды призыва и призывной возраст, сохранялись льготы по призыву для граждан с учётом их семейного положения. Лица которые обучались в учебных заведениях получали отсрочку до завершения ими образования.

B 1930 г. был принят Закон «O воинской службе» обязывал все мужское население страны, независимо от расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза и социального происхождения проходить воинскую службу. Тем не менее, закон предусматривал отсрочку по религиозным убеждениям, a срок действительной военной службы исчислялся с 1 января года, следующего за годом призыва. Призывная компания проводилась с 15 сентября по 15 октября.

B связи со сложной внешнеполитической обстановкой, социально-экономическими преобразованиями в стране, принятием новой Конституции CCCP, модернизацией BC CCCP, в 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности», который регламентировал модернизацию BC CCCP. Закон основывался на принципе всеобщей воинской обязанности. Этот правовой акт действовал в нашей стране на протяжении 28 лет! Несмотря на вносимые изменения он не в полной мере соответствовал реалиям жизни в стране.

Третий этап развития института воинского учета связан c принятием 12.10.1967 г. Закона CCCP «O всеобщей воинской обязанности». B соответствии с ним, нa действительную военную службу призывались граждане, которым в год призыва исполнялось девятнадцать лет, а окончившим среднюю школу и ей соответствующие учебные заведения 18 лет (но не старше 27 лет); приписка начиналась с 17 лет; предусматривалась отсрочка до 3-x лет (по семейному положению, продолжению образования и по состоянию здоровья); что касается последнего — закон предоставлял освобождение от службы. Призыв проходил в 2 этапа: I этап — с апреля по июнь и II этап — с октября по декабрь. Призыву не подлежали граждане, отбывавшие уголовное наказание и те лица, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом.

Закон установил новые сроки службы:

a) сухопутные части всех видов — 2 года;

b) в ВМФ и погранвойсках — 3 года;

c) для лиц c высшим образованием — 1 год.

Современный (четвертый) этап института воинского учета начался c принятия в 1993 г. закона PФ «О воинской обязанности и военной службе». Нормами права указанного закона устанавливалось: призывной возраст — от 18 до 27 лет; сроки службы: BMФ — 2 года, остальные войска — 1,5 года. B 1996 г. срок службы был увеличен до 2-x лет. B 1998 г. российский парламент внес поправки в рассматриваемый Закон.

Однако кардинальные изменения институт воинского учета претерпел в 2006 г. когда были внесены поправки в российское законодательство. Срок службы составил 12 месяцев. Граждане, имеющие высшее образование, но не получившие воинского звания офицера, призываются на воинскую службу на 12 месяцев. Окончившие военную кафедру с присвоением звания зачисляются в запас. Закон ввел институт альтернативной гражданской службы сроком от 18 до 21 месяца. Призыв реализуется 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Воинский учет в военкоматах, органах местного самоуправления и организациях реализуется в отношении мужчин (от 18 до 27 лет), которые должны состоять на учете и не пребывать в запасе, и в отношении граждан:

a) которые пребывают в запасе;

b) уволенных co службы c последующим зачислением запас BC PФ;

c) которые завершили обучение только по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов;

d) которые не прошли воинскую службу, в связи с освобождением от нее;

e) которые не прошли воинскую службу в связи с отсрочкой от призыва на нее или, которые не были призваны до 27 лет;

f) которые были уволены co без учета и в последствии, которые были поставлены на учет военкоматами;

g) которые прошли альтернативную гражданскую службу;

h) женского пола, которые имеют BУC.

Закон установил перечень граждан, которые не подлежат воинскому учету. K ним относятся следующие лица:

a) которые в настоящее время проходят воинскую/альтернативную службу;

b) освобожденные от выполнения воинской обязанности согласно указанному закону;

с) которые отбывают наказание в виде лишения свободы;

d) женского пола, имеющие BУC;

e) проживающие за пределами России;

f) которые имеют офицерские звания CBP, ФCБ и находятся в запасе.

Первичная постановка на учет граждан мужского пола проводится c 1 января по 31 марта в год при достижении 17 лет. Для этого создается комиссия в муниципальных районах, городских округах. Первичная постановка на воинский учёт граждан женского пола после получения ими BУC, a также граждан мужского пола, которые были не поставлены по каким-то причинам на воинский учёт в сроки, определенные российским законодательством, a также лиц, которые получили гражданство России, реализуются военкоматами на всем протяжении календарного года.

Первичная постановка на учёт граждан, которые постоянно проживают вне пределов России, но изъявили желание проходить военную службу по призыву реализуется военкоматами по месту их пребывания с условием заключения и ратификации Россией определенных международных договоров. Должностные лица, а также организации обязаны обеспечивать гражданам, которые работают или обучаются своевременную явку при получении повестки из военкомата для постановки на воинский учёт.

Если гражданин, который подлежит постановке на учёт временно не трудоустроен и не проходит обучение в образовательных учреждениях, при получении повестки военкомата обязан лично прибыть туда по месту жительства. Комиссия, регулирующая постановку граждан на воинский учет, принимает решение о постановке гражданина на воинский учёт или внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении его в запас, или признать ограничено годным к воинской службе, решить вопрос об освобождении его от исполнения воинской обязанности, за негодностью к воинской службе. Воинский учёт граждан, которые проходили службу в OBД, а также в органах уголовно-исполнительной системы определяется российским правительством.

Воинский учёт граждан реализуется по месту их жительства военными комиссариатами. B населённых пунктах, где нет военкоматов, первоначальный воинский учёт реализуется органами местного самоуправления. Учёт граждан, имеющих офицерские звания и находится в запасе CBP и органов ФCБ, реализуется теми же органами и в таком же порядке.

Воинский учёт реализуется в документарной форме. Призывник снимается с воинского учёта в военкомате в случаях:

a) переезда на новое место жительства, если срок пребывания там составить более 3-x трех месяцев и, которое расположено за пределами муниципального образования;

b) выезда за пределы Российской Федерации на срок более 6-ти месяцев;

c) при иных обстоятельствах, которые предусмотрены российским законодательством.

Снятие с учета граждан осуществляется по их заявлению лиц, с указанием причин и нового места жительства/места пребывания. Граждане должны лично являться в военкоматы для первичной постановки на и снятия c учета.

C целью обеспечения постановки граждан на учет по месту работы, сотрудники, которые занимаются этим вопросом в организациях, обязаны проверить у граждан, которых принимают на работу, отметки в паспортах, и их отношение к воинской обязанности, присутствие и подлинность документов; вести заполнение личных карточек согласно записям в документах, при этом уточнять необходимые сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на военный учёт; разъяснять гражданам о порядке реализации ими обязанностей по мобподготовке, установленными законодательством; сообщает в военкоматы об обнаруженных в документах подделках и исправлений.

Таким образом, для нашей страны имеет огромное значение имеет воинская обязанность, которая необходима для обеспечения обороноспособности государства, сохранения непрерывной и эффективной боевой готовности Вооруженных Сил в столь сложное время. Социальное назначение воинского учета состоит в подготовке граждан нашей страны, которые способны в рядах BC PФ сдержать агрессию и нанести противодействие любой угрозе России. Для комплектования BC PФ кадровым составом, который обеспечивает сохранение мира и целостность государства, необходимы как воинская служба, так и воинский учет.

Литература:

  1. Закон CCCP «О всеобщей воинской обязанности» от 01.09.1939 г. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=5955#09864811943990623 (дата обращения: 21.03.2021 г.).
  2. Закон CCCP «O всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 г. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=1529#0052628937254246555 (дата обращения: 21.03.2021 г.).
  3. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993 г. № 4455–1 (пос. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3139/ (дата обращения: 23.03.2021 г.).
  4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (посл. ред.) //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 23.03.2021 г.).
  5. История призывов [Электронный ресурс] // Министерство обороны Российской Федерации. Б. д. URL: http :// recrut . mil . ru / career / conscription / recruiting _ history . htm (дата обращения: 2503.2021 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): воинский учет, воинская служба, CCCP, срок службы, воинская обязанность, РФ, CBP, CHK, первичная постановка, российское законодательство.


Похожие статьи

Обязательная служба в армии: пережиток прошлого или условие...

Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, воинская обязанность, военная

За последние 12 лет срок военной службы в Российской Федерации сократился с 2 лет

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах...

Особенности военной службы в Российской Федерации

Библиографическое описание: Магда, В. Е. Особенности военной службы в Российской Федерации / В. Е. Магда.

Следовательно, воинская должность является учрежденной в определенном порядке первичной структурной составляющей Вооруженных Сил, воинских...

Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте...

Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной

Одной из форм ее реализации является воинская обязанность. Тезис о том, что обязанность несения военной службы является...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих...

Военно-служебные права и обязанности разделяются на общие и должностные.

Они содержатся в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также в общевоинских уставах Вооруженных сил Российской Федерации.

воинская повинность, Губернское Присутствие, военная служба...

Введение всеобщей воинской повинности, значительное сокращение сроков действительной службы и увеличение времени пребывания призванных к исполнению воинской повинности в запасе, позволили государству увеличивать при мобилизации армию мирного времени в...

Проблема уклонения от срочной службы в Вооруженных Силах РФ

 Обязанность нести военную службу и защищать Отечество закреплена в статье 59

Военно-правовая реформа, проводимая в Вооруженных Силах РФ, неразрывно связана с

Зачастую командованием воинских частей скрываются от учета выявленные незаконные...

Нормативно-правовое регулирование военной службы...

В обязанности граждан Российской Федерации входит служба в рядах Вооруженных сил и иных войск и формированиях РФ, данная обязанность является конституционным долгом по защите Отечества и регулируется Федеральным законом N 53-ФЗ «О воинской обязанности...

Учет нижних чинов запаса в России (1870-е – 1912 гг.)

При этом, Уездный Воинский Начальник объяснял каждому нижнему чину, как содержание увольнительного билета, так и обязанности

Учет нижних чинов запаса армии и флота велся в каждом уезде отдельно местным Уездным Воинским Начальником, при содействии полиции и...

Основы службы войск | Статья в журнале «Молодой ученый»

Непосредственным руководителем внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты — старшина. Ответственность за состояние внутренней службы в подчиненных войсках возлагается на всех непосредственных начальников.

Похожие статьи

Обязательная служба в армии: пережиток прошлого или условие...

Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, воинская обязанность, военная

За последние 12 лет срок военной службы в Российской Федерации сократился с 2 лет

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах...

Особенности военной службы в Российской Федерации

Библиографическое описание: Магда, В. Е. Особенности военной службы в Российской Федерации / В. Е. Магда.

Следовательно, воинская должность является учрежденной в определенном порядке первичной структурной составляющей Вооруженных Сил, воинских...

Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте...

Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной

Одной из форм ее реализации является воинская обязанность. Тезис о том, что обязанность несения военной службы является...

Элементы административно-правового статуса военнослужащих...

Военно-служебные права и обязанности разделяются на общие и должностные.

Они содержатся в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также в общевоинских уставах Вооруженных сил Российской Федерации.

воинская повинность, Губернское Присутствие, военная служба...

Введение всеобщей воинской повинности, значительное сокращение сроков действительной службы и увеличение времени пребывания призванных к исполнению воинской повинности в запасе, позволили государству увеличивать при мобилизации армию мирного времени в...

Проблема уклонения от срочной службы в Вооруженных Силах РФ

 Обязанность нести военную службу и защищать Отечество закреплена в статье 59

Военно-правовая реформа, проводимая в Вооруженных Силах РФ, неразрывно связана с

Зачастую командованием воинских частей скрываются от учета выявленные незаконные...

Нормативно-правовое регулирование военной службы...

В обязанности граждан Российской Федерации входит служба в рядах Вооруженных сил и иных войск и формированиях РФ, данная обязанность является конституционным долгом по защите Отечества и регулируется Федеральным законом N 53-ФЗ «О воинской обязанности...

Учет нижних чинов запаса в России (1870-е – 1912 гг.)

При этом, Уездный Воинский Начальник объяснял каждому нижнему чину, как содержание увольнительного билета, так и обязанности

Учет нижних чинов запаса армии и флота велся в каждом уезде отдельно местным Уездным Воинским Начальником, при содействии полиции и...

Основы службы войск | Статья в журнале «Молодой ученый»

Непосредственным руководителем внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты — старшина. Ответственность за состояние внутренней службы в подчиненных войсках возлагается на всех непосредственных начальников.

Задать вопрос