Особенности военной службы в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Магда, В. Е. Особенности военной службы в Российской Федерации / В. Е. Магда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79586/ (дата обращения: 19.04.2021).



Военная служба, по определению и по своей природе — это вид государственной службы, включающая специфические признаки, с помощью которых она отличается от военизированной государственной и гражданской службы. Несмотря на то, что в ФЗ «О системе государственной службы РФ» «устранены» особенности военной службы, в частности, дается ее определение как вида государственной службы, в связи с чем она становится в один ряд с другими видами, однако, в своем существенном содержании военная служба владеет ярко выраженными особенностями.

Самое большое количество отличий между специальными видами службы в государственных органах и общегражданской государственной службой. Всем специальным видам службы в государственных органах, включая военную службу, присущие признаки, среди которых необходимо выделить:

— специфику выполняемых задач и функций;

— специальные принципы организации службы;

— особые условия службы, часто сопряженные с риском;

— специфика профессиональной деятельности;

— особенные служебные обязанности;

— особые положения о дисциплине и дисциплинарные уставы с учетом особенностей должностных функций и условий службы сотрудников;

— особый порядок поступления и специфика прохождения государственной службы, особый порядок присвоения специальных званий, аттестации, прекращения службы;

— определенный статус служащих, установленный круг обязанностей и прав;

— специфический порядок применения различных видов ответственности;

— наличие специального обеспечения.

Рассмотрев признаки, стоит отметить, что во многих присутствует особый характер.

В процессе организации военной службы необходимое условие — учитывать многообразие и специфику сфер государственной деятельности. Военнослужащие осуществляют свою деятельность в специальных, государственных учреждениях и и органах, являющихся относительно самостоятельными, при этом государство определяет организационно-правовые формы и ее содержание.

Предназначение Вооруженных Сил РФ состоит в том, чтобы отразить агрессию, направленную против РФ, обеспечить защиту неприкосновенности территории и целостность РФ, выполнить задачи, на основании норм международных соглашений РФ с другими государствами. Президент РФ, согласно федеральным законам, может привлекать Вооруженные Силы РФ к выполнению заданий посредством использования вооружения не по их предназначению.

Кроме задач безопасности и обороны Отечества, военнослужащих могут направлять за пределы РФ для того, чтоб выполнить задачи, возникшие из-за международных обстоятельств. На основании Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников СНГ, которую принял Совет глав государств СНГ 19 января 1996 г., военный персонал (военнослужащих) можно использовать для того, чтоб предотвратить и урегулировать вооруженные конфликты, а также осуществить построение мира после конфликта. [1]

Таким образом, предназначение военной службы в отличие от гражданской службы в государственных органах состоит в том. чтобы формировать и реализовать государственно-управляющие воздействия, реализовать функции в сфере военной безопасности и обороны страны.

Президентом РФ закрепляется общее количество воинских должностей, их единый перечень, а также перечень должностей, которые подлежат замещению полковниками (капитанами 1 ранга). Другие воинские должности необходимо утверждать в порядке, который определяет руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Следовательно, воинская должность является учрежденной в определенном порядке первичной структурной составляющей Вооруженных Сил, воинских подразделений и органов, других войск, в которых законом предусмотрена военная служба, которая отражает объем и содержание должностных полномочий лица, которое ее занимает.

Сущность назначения воинских званий — обеспечение ясности и стройности взаимоотношений военнослужащих. Согласно системе воинских званий выражается военная и специальная квалификация, служебный стаж вместе с заслугами, авторитет каждого военнослужащего, его служебное положение и — это так называемая «служебная карьера».

Взаимоотношения военнослужащих основываются на их воинских званиях, формируя старшинство и подчиненность. Начальникам по воинским званиям предоставлено право отдавать подчиненным указания с дальнейшей проверкой их исполнения.

Старшие по званию в любом случае требуют младших соблюдать общественный порядок служебную воинскую дисциплину, и форму одежды, а также правила отдания воинского приветствия и поведения на службе. Младшие по званию беспрекословно выполняют указания старших.

Кроме отношений подчиненности военнослужащих по должности, важно также поддержание и укрепление воинской дисциплины, организованность и порядок, особенно в случае возникновения боевой обстановки.

На основании нормы п. 5 в. 46 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» запрещается вводить должностным лицам, сотрудникам и служащим учреждений, государственных комитетов, ведомств, министерств, общественных объединений, учреждений, организаций запрещается вводить специальные служебные звания, а также классные чины, которые аналогичны военным званиям [2].

Дисциплинарные отношения военнослужащих — это часть служебно-военных отношений, которые регламентируются Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил РФ [3]. Защита Отчизны — это обязанность и долг лиц РФ. Требования Устава должны выполнять все военнослужащие, не в зависимости от места прохождения военной службы, служебно-должностного положения присвоенных военных званий и заслуг.

Для обеспечения безопасности и обороны страны отдельными федеральными органами исполнительной власти предусмотрена военная служба, созданы специальные военные организации: Вооруженные Силы, военные подразделения, другие войска. [4, с.46]

Учитывая особенный характер исполняемых обязанностей в целях решения специфических заданий военнослужащим предусматривается специальное материальное обеспечение, которое отличается от других видов службы в государственных органах, и включает денежное снабжение, натуральное обеспечение (вещественное, продовольственное, предоставление жилья), а также социальные льготы.

В военной службе присутствуют не только отличия, а также и особенности, которые выделяют ее, как особенный вид службы в государственных органах. Среди этих особенностей выделяют установление, определенное спецификой военного дела, что существенно влияют на служебные взаимоотношения в государственных организациях и органах, в которых лицами выполняется военная служба, возникновение, развитие и прекращение военно-служебных отношений.

Согласно утверждениям известного военного юриста прошлого столетия В. Д. Кузьмин-Караваева: «Войско является силой. В войске присутствует масса лиц, которые совокупно выполняют функцию вооруженной силы страны. Данными положениями определяется сущность войска, условия его внутренней жизни, главные черты организации» [5, с.68].

Военной службе присуще ряд особенностей:

— Военная служба — это деятельность, направленная на обеспечение функций государственных органов, имеющая профессиональный характер. Основной признак, согласно данному определению — профессиональная деятельность, характеризующаяся таким критериями, как непрерывность, преемственность, компетентность, осуществление, основываясь на специальных знаниях и навыках.

На основании ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» при прохождении военной службы военнослужащие, будучи лицами РФ, реализуют свое конституционное право на труд, так как по своему существу военная деятельность — это особый вид трудовой деятельности [6].

Таким образом, военнослужащим сознательно выражается и подтверждается готовность мужественно стать на защиту свободы, независимости и конституционного строя России и Отечества.

Обязательность военной службы. Эта особенность находит отражение в способе, который используется для привлечения лиц на военную службу путем очередных и мобилизационных призывов. Однако сегодня нельзя говорить о том, что военная служба носит всеобщий характер для всех физических лиц РФ. По призыву военная служба обязательна в отношении призывного контингента мужского населения России. Одновременно в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматриваются отсрочки от ее прохождения или же освобождение от военной службы [7].

После привлечения на военную службу, в установленный срок у военнослужащего отсутствует право согласно со своим желанием изменить место службы, должность, или же прекратить выполнять служебные обязанности, требовать изменить служебные обязанности, условия их выполнения.

В случае недолжного выполнения или уклонения от выполнения воинских обязанностей предусматривается воздействие, более строгое, нежели за аналогичные нарушения обязанностей может понести гражданский государственный служащий.

При совершении деяний, в которых присутствуют признаки состава преступлений, согласно Уголовного кодекса РФ в отношении военнослужащих возможно влечение уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, которыми был нарушен порядок, а именно при: самовольном оставлении места службы или части (ст. 337); дезертирстве (ст. 338); уклонении от исполнения обязанностей военной службы, симулируя болезнь или прибегая к другим способам (ст. 339) [8].

— Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также выступает в качестве особенности военной службы. Быт, уклад жизни и деятельность военнослужащих регламентирует детально общевоинский устав Вооруженных Сил РФ, другие нормативные правовые акты.

— Особенности защиты прав участников военно-служебных отношений выражаются недопустимостью военнослужащим обратиться в суд, для рассмотрения отдельных вопросов, которые обусловлены отношениями на военной службе. Действия воинских должностных лиц и органов военного управления, которыми были нарушены свободы и права военнослужащих, поддаются обжалованию в служебном порядке или обращением в военный суд (ст. 18 КАС РФ [9]).

Другими словами, командиры в отношениях с подчиненными имеют гораздо больше полномочий, нежели соответствующие должностные лица гражданских государственных учреждений.

Специфику защиты устойчивости воинского порядка сопровождает установление государством мероприятий повышенной ответственности военнослужащих за совершение преступлений и правонарушений, включая недобросовестное отношение к служебным обязанностям, в том числе нарушения общественного порядка.

Таким образом, с началом военной службы некоторые конституционные права в отношении военнослужащих ограничиваются Федеральным законом «О статусе военнослужащих». в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Литература:

  1. Решение Совета глав государств СНГ «О Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников Содружества Независимых Государств» (Принято в г. Москве 19.01.1996) // СПС «Консультант плюс».
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О воинской обязанности и военной службе» // «Собрание законодательства РФ», 30.03.1998, № 13, ст. 1475.
  3. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 01.02.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // «Собрание законодательства РФ», 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.
  4. Слесарский К. И. Современные правовые модели воинской обязанности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. — № 5. — С. 46–49.
  5. Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] / А. В. Кудашкин. — М., 2019.
  6. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих» // «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2331.
  7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О воинской обязанности и военной службе» // «Собрание законодательства РФ», 30.03.1998, № 13, ст. 1475.
  8. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих» // «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2331.
  9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // «Собрание законодательства РФ», 09.03.2015, № 10, ст. 1391.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, орган, военнослужащий, Вооруженный Сила РФ, государственная служба, звание, гражданская служба, исполнительная власть, общественный порядок, профессиональная деятельность.


Задать вопрос