В статье автором рассматривается тенденция цифровизации использования и охраны водных объектов. Описываются современные информационные системы в области использования и охраны водных объектов, а также нормативно-правовые акты, осуществляющие регламентацию использования таких информационных систем в процессе осуществления природоохранной деятельности.
Ключевые слова: цифровизация, информационные системы, водные объекты, природоохранная деятельность, цифровые технологии, нормативно-правовые акты.
Все большее значение приобретает в свете цифровизации экономики в Российской Федерации позиция О. С. Колбасова, согласно которой охрана вод должна обеспечиваться не только правовыми средствами, но также и посредством технических и организационных аспектов. При этом существенное значение имеет согласованность указанных элементов, а также учёт правом современных технологий [1, с. 186].
Цифровизация окажет положительное влияние на экологическую безопасность, что обусловлено возможностями экологического мониторинга, в основе которого будет лежать использование достижений технологии Big Data, сущность которой состоит в способах интеграции и алгоритмизации глобального мониторинга для осуществления управления окружающей средой [2, с. 60].
Сказанное особенно выражено в рамках управления водными ресурсами (далее — ВР) Российской Федерации, ввиду использования многофункциональных информационных систем (далее — ИС), которые постоянно развиваются и позволяют автоматизировать процесс сбора данных и наблюдения за состоянием водных объектов (далее — ВО), а также хранящих данные об их использовании. Указанное также оказывает благоприятное влияние на эффективность взаимодействия между органами государственной власти и лицами, осуществляющими водопользование.
Вместе с тем, надлежит указать, формирование ИС в сфере природопользования не отличается своей стабильностью. Обусловлено это отсутствием в некоторых отраслях законодательства положений, регламентирующих цифровые взаимоотношения или ведение информационных реестров в сфере природопользования.
Исключением не является и Водный кодекс Российской Федерации [3] (далее — ВК РФ), поскольку определяет лишь процедуру наполнения баз данных в сфере управления ВР, оставляя при этом без должного внимания информационно-цифровой аспект в части использования цифровых технологий. Вместе с тем, урегулирование последнего осуществляется в рамках нормативно-правовых актов специального характера, в частности, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] (далее — ФЗ N 7).
В число основных направлений цифровизации входит принцип гласности. В рамках экологического и природоресурсного права указанный принцип включает в себя, как:
1) информацию о состоянии окружающей среды;
2) информацию о действиях уполномоченных органов в указанных сферах.
Принцип гласности призван обеспечить доступность указанной информации, что обеспечит участие заинтересованных лиц в принятии решений с сфере экологии, в том числе, относительно вопросов использования и охраны вод, а также сделает механизм государственного управления более эффективным.
Следует так же указать на нормативно правовые акты, устанавливающие принцип гласности в сфере экологического и природоресурсного права. Среди актов международного уровня надлежит выделить Декларацию по окружающей среде и развитию 1995 г. [5], принятую в Рио-де-Жанейро, а также Конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» 1998 г. [6] (далее — Орхусская конвенция).
Примечательным является так же и то, что, как правило, принцип гласности имеет самостоятельное значение в рамках позитивного закрепления, однако, может и упоминаться в связи с принципом информационного обеспечения [7, с. 66].
В отечественном законодательстве принципу гласности посвящена статья 42 Конституции РФ [8], статья 3 ВК РФ. В рамках последней осуществляется конкретизация перечня информации, отражающей состояния окружающей среды, посредством отражения данных о водопользователях, которым были предоставлены ВО.
Отдельно следует упомянуть статью 1 ФЗ N 7, которая содержит дефиницию экологической информации. Согласно законодательным установлениям экологическую информацию надлежит относить к категории общедоступной информации с возможностью ограничения доступа к ней лишь в исключительных случаях, в частности, информация отнесена к государственной тайне.
Важно так же указать на то, что дефиниции экологической информации в отечественном законодательстве и в международных нормативно-правовых актах различны, поскольку, в рамках отечественных реалий в содержание экологической информации не учитываются основные виды хозяйственной деятельности, которые осуществляются с использованием поверхностных ВО.
Технический аспект реализации принципа гласности состоит в формировании и совершенствовании ИС, обладающих как публичным характером, и со сведениями, из которых имеет возможность ознакомиться неограниченный круг лиц, так и закрытый, предназначенные лишь для оборота данных между уполномоченным органами.
При управлении ВР Российской Федерации используются различные ИС, действующие как в отношении только ВО, так относящиеся к иными сферам деятельности, однако, содержат сведения о ВО.
Следует так же сказать о том, что в Водной стратегии Российской Федерации [9] уже продолжительное время назад предусматривалось создание единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом, как одного из мероприятий программы Водной стратегии.
В настоящее время такая ИС запущена не была, вместе с тем Федеральным агентством водных ресурсов (далее — Росводресурсы) осуществляется активная деятельность по созданию цифровой платформы «Водные данные», которая выступит как единое информационное пространство. Формирование настоящей платформы осуществляется в рамках ведомственной программы цифровой трансформации Росводресурсов в период с 2021 по 2023 года (далее — Программа цифровой трансформации) [10].
Указанная ИС уже функционирует в тестовом режиме и часть её функций уже доступна, в частности, уже сейчас можно сведениями, представленными в виде таблиц и интерактивной карты, которая регулярно и оперативно обновляется. В целях дальнейшего совершенствования данной платформы предполагается возможность использования информации, подлежащей сбору и обработке из других баз данных, а также включение в её структуру самостоятельно действующих ИС, к которым, в частности, относятся:
— автоматизированная ИС «Государственный водные реестр» (АИС ГВР), содержащая сведения реестра, перечень которых предусматривается положениями ВК РФ;
— информационно-аналитическая система обработки сведений об использовании воды в РФ (ИАС 2-ТП Водхоз), посредством которой осуществляется сбор статистической информации с водопользователей;
— автоматизированная ИС государственного мониторинга ВО (АИС ГМВО), сформированная в связи с совместной реализацией полномочий Росводресурсов и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) относительно функционирования пунктов наблюдения и информационных ресурсов в целях сбора данных во время осуществления государственного мониторинга ВО. Примечательным является то, что указанная ИС взаимодействует с информационными ресурсами иных сфер государственного управления.
Следует так же сказать о том, что в состав цифровой платформы «Водные данные» входят сведения о гидротехнических сооружениях, включая те, что не относятся к водохозяйственным системам. Настоящая информация в своей основе содержит данные из Российского регистра гидротехнических сооружений [11], ведение которого относится к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Летом 2021 года Минприроды России был осуществлен анонс проекта закона о Федеральной государственной ИС государственного экологического мониторинга (ФГИС ГЭМ). Сказанное свидетельствует о том, что шаги в направлении создания обозначенной ИС только совершаются. Конечной целью формирования ФГИС ГЭМ является объединение, хранение и обработка собранных данных в процессе осуществления экологического мониторинга данных из других его подсистем, а далее, уже согласно указанным сведениям проводить анализ произошедших изменений состояния компонентов окружающей среды в целях прогностической деятельности [12].
Также необходимо упомянуть иные крупные ИС, которые имеют отношение к фонду данных и осуществляющие сбор сведений по итогам проведения наблюдений за ВР — Единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) [13], работа которой регламентирована Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 N 836 [14], как общее информационное пространство, и Систему обработки режимной информации речных гидрологических постов («Реки-режим»), которая не имеет самостоятельного позитивного закрепления и осуществляющая сбор и анализ данных относительно характеристик речного и канального водного потока.
Охрана ВО от негативного воздействия осуществляется посредством отдельно функционирующего государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (реестр ОНВОС). Данная база данных de jure должна быть включаться в фонд данных экологического мониторинга, вместе с тем, данная ИС имеет самостоятельный характер [15].
Помимо указанных ИС, которые взаимодействуют с цифровой платформой «Водные данные» в процессе осуществления мониторинга, а также выявления инцидентов на ВО, надлежит так же сказать о автоматизированной информационно-управляющей системе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС) [16]. Положения п. 7 ст. 63.2 Закона об ООС содержат в себя императивное правило о необходимости предоставления в РСЧС сведений фонда данных, которые свидетельствуют об угрозе возникновения ситуации чрезвычайного характера, состоянии окружающей среды в пределах границ зоны указанной ситуации. В настоящее время в «Водных данных» существует возможность ознакомиться лишь с архивом уже произошедших ситуаций чрезвычайного характера на ВО.
Весьма ожидаемым является то, что новая Водная стратегия, рассчитанная на период до 2030 года, относительно целей и задач, станет частью «Водных данных».
Исходя из изложенного следует, что цифровая платформа «Водные данные» формируется в качестве интегрированной государственной ИС в сфере использования и охраны вод на основе данных, которые будут содержаться в иных ИС. Фактически, создателями указанной цифровой платформы предпринимаются попытки по унификации в её рамках комплекса информационного обеспечения целевого использования ВО и деятельности по минимизации негативного воздействия. Данная цифровая платформа содержит в себе как публичный режим доступа, преследующий цель доведения информации до всех заинтересованных лиц, так и режим ограниченного доступа, который служит для взаимодействий органов государственной власти и водопользователей.
Сказанное свидетельствует об увеличении значения цифровых технологий, направленных на обеспечение процесса управления ВР, что в настоящее время во многом детерминируется по большей части цифровизацией первичных процессов мониторинга вод.
Следует так же сказать, что мониторинг ВО играет двоякую роль. Он важен не только как часть механизма обеспечения охраны ВО, но так же лежит в основе системы государственного управления в сфере водных отношений [17, с. 34]. На основании сведений полученных в рамках осуществления мониторинга ВО должна осуществляться деятельность, направленная на предупреждение ситуаций чрезвычайного характера, а также по государственному экологическому контролю (надзору) в отношении ВО.
Таким образом, в настоящее время отчётливо наблюдается тенденция систематезации баз данных существующих ИС в сфере водных отношений, целью которой является повешение уровня эффективности водопользования, так и деятельности по прогнозированию и моделированию гидрометеорологических процессов.
Учесть следует так же и перспективу становления цифровой платформы «Водные данные» основой для формирования глобальной аналитической системы или наиболее специализированных, что обусловлено объединением в рамках указанной цифровой платформы сведений государственного водного реестра и регистра гидротехнических сооружений.
Примечательным является так же эксперимент по созданию цифрового двойника речного Обь-Иртышского бассейна. Данный проект в своей основе использует технологию BiG Data и предполагает создание комплексной системы управления ВР, что позволит принимать эффективные решения относительно использования и охраны ВО, улучшить взаимодействие соответствующих органов государственной власти и водопользователей, а также предотвратить или минимизировать вредное воздействие на воды [18]. Проект цифрового двойники речного бассейна вызывает неподдельный интерес и свидетельствует о решительных шагах в сторону создания единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом России.
Вместе с тем, нужно отметить отсутствие готовности законодательства к столь технологичному будущему в части цифровизации управления ВР.
Очевидной является громоздкость процедуры принятия схем комплексного использования и охраны ВО (СКИВО). В настоящее время нельзя однозначно сказать о правовом значении решений, которые будут приниматься на основе результатов обработки информации, полученной в процессе осуществления мониторинга, выводимых программой.
Помимо этого, указать нужно на то, что ВО правом не является тождественным естественной экологической системе, за исключением озера Байкал. Идея же цифрового двойника рассматривает ВО в целом, как экосистему.
Также отсутствует какая-либо позитивная регламентация деятельности цифровой платформы «Водные данные».
Вместе с тем, практическая реализация проекта единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом РФ, деятельность которой направлена не только на сбор и сортировку данных по категориям с последующим их оперативным обновлением, но также и возможность корректировки в соответствии с СКИВО и учётом сведений об оперативной обстановке и прогнозом, указывают на необходимость не только в сложных технических решениях, но также во внесении поправок в водное законодательство, в том числе процедуру принятия и изменения СКИВО.
Литература:
- Водное законодательство в СССР / Колбасов О. С. — М.: Юрид. лит., 1972. — 216 c.
- Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Экологические и энергетические проблемы четвертой промышленной революции: правовые аспекты // Lex russica. — 2019. — № 10 (155). — С. 53–62.
- Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 01.04.2022) // СЗ РФ. 05.06.2006. N 23. ст. 2381; Российская газета. N 72. 05.04.2022.
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 14.01.2002. N 2. ст. 133; Российская газета. N 66. 29.03.2022.
- Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 04.05.2022).
- Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция] // un.org URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml (дата обращения 04.05.2022).
- Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / под ред. Дубовик О. Л. — М.: Эксмо, 2007. — 526 с.
- Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2022).
- Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 N 1235-р (ред. от 17.04.2012) <Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года> // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2022).
- Приказ Росводресурсов от 16.12.2020 № 297 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федерального агентства водных ресурсов на 2021–2023 годы» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2022).
- Российский регистр гидротехнических сооружений // Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору URL: http://waterinfo.ru/cgi-bin/RG/nph-s6b (дата обращения: 04.05.2022).
- URL: http://meteo.ru (дата обращения: 04.05.2022).
- Обзор ЕСИМО // Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане URL: http://portal.esimo.ru/portal/portal/esimo-user/main (дата обращения: 04.05.2022).
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 № 836 «Об утверждении Положения о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2022).
- URL: https://onvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry (дата обращения: 04.05.2022).
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 04.05.2022).
- Романова О. А. Правовая охрана поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.
- URL: https://nticenter.spbstu.ru/article/about-nticenter (дата обращения: 04.05.2022).