Резные левкасы на памятниках темперной живописи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 20.05.2022

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Сомова, А. В. Резные левкасы на памятниках темперной живописи / А. В. Сомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 665-667. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91785/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрены основные типы резных левкасов на памятниках темперной живописи. Рассмотрены особенности резных левкасов на старообрядческих иконах. Освещена практическая часть восстановления резного левкаса на памятнике темперной живописи.

Ключевые слова: икона, резной левкас, орнамент, иконописная школа.

На реставрацию во Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых поступила старообрядческая икона второй половины XIX века «Богоматерь Смоленская», особенностью этой иконы является резной рельефный левкас, который нуждается в реконструкции. Исходя из этого, возникла необходимость изучить резные левкасы, перед проведением реставрационных мероприятий.

Иконописный грунт издревле принято называть левкасом, в его состав помимо мела и минерала гипса, входит клей животного происхождения, который является связующим веществом всех компонентов будущего иконописного грунта. Так, например, на юге нашей страны использовали минерал гипс, в северных регион страны в большинстве использовался мел. Самые древние, дошедшие до нас иконы, имеют меловую основу левкаса. Однако, начиная с XVII века всё чаще встречаются иконы с гипсовыми грунтами. Гипс, несомненно, имеет ряд преимуществ над меловыми грунтами: они лучше противостоят колебаниям температуры и влажности воздуха, а также они менее хрупкие [1, c. 22]. Однако Бобров Юрий Григорьевич в своей книге «История реставрации древнерусской живописи» пишет, что гипсовые грунты более хрупкие, в сравнение с меловыми, по этой причине на иконах с гипсовыми грунтами возникает большое количество осыпей, особенно в нижней части иконы и в местах стыков досок.

Гипс — это минерал, являющийся двуводным сульфатом кальция (CaSO₄·2H₂O). В природе есть большое количество разновидностей гипса:

– Алебастр — тонкозернистый гипс, снежно-белого цвета.

– Марьино стекло — это прозрачные пластины, возникшие в результате расслоения монокристалла гипса.

– Селенит — одна из морфологических разновидностей минерала гипс.

Одним из самых распространенных и древних способов рисунка по левкасу является чеканка по вызолоченному левкасу. Процесс задания чеканного рисунке на иконе ничем не отличается от чеканки по металлу: мастер-чеканщик с помощью различных инструментов с характерными наконечниками создавал рисунок. Основным инструментов является чекан, который может быть круглый, заострённый или с изгибом. У каждого чекана есть своё название: «дорожник», «атласник», «камфарник», «звездочка», «крестик». Полный набор их доходил до шестидесяти штук. Левкас под чеканку обязательно должен быть мягким и пластичным, но ни в коем случае не рыхлым.

При помощи инструмента канфарника выполняется узор в пределах нимба. Узор имеет зернистую поверхность, которая достигается за счёт многочисленных несильных ударов по золоченому левкасу. Такой узор называется «канфарка», название пошло от инструмента, которым он выполняется. В XIX веке всё чаще появляются иконы со сложными чеканными узорами, по золочённому левкасному фону, выполненными в так называемой «фряжской манере».

Следующий способ — это резьба по левкасу. Начиная с XVI века на фонах русских икон всё чаще встречаются рельефные узоры, выполненные по гладкому левкасу. До начала работы на листе бумаги рисовали узор, затем при помощи кальки или льняного масла и угля рисунок переводили на гладкую поверхность левкаса. Узор вырезали резцами, получая различные углубления на поверхности левкаса.

На старообрядческих иконах, начиная с XVI века довольно-таки часто присутствует орнамент на полях, фонах и вокруг нимба. В отличие от представителей официальной церкви старообрядцы не только сохранили древнерусскую икону, но порой шли на всевозможные ухищрения, чтобы получить древние образа. Старообрядческие мастера-иконописцы тщательно подходили к выбору материалов, для написания иконы и, если по задумке автора на иконе должны быть резные орнаменты, то будет использован гипсовый грунт, так как он лучше поддаётся резьбе. На самых первых старообрядческих иконах разные орнаменты были примитивные — они состоят из точек и линий. В это же время мастера-иконописцы начинают вводить в свои иконы такие материалы как фольга, серебро и позолота. Чеканные орнаменты на золочёных фонах являлись своеобразной заменой окладов, которые появляются ближе к XVII веку. С конца XVII — начала XVIII века орнаменты на иконах становятся сложнее, фона и поля иконы полностью заполняются позолотой или фольгой, это связано с тем, что многие мастера-иконописцы не хотели помещать свои иконы под оклады, которые скроют красоту живописи, но в тоже время хотели украсить иконы орнаментами, схожими с орнаментами на окладах.

Так, например, ярким представителем резных орнаментов является Ветковская иконописная школа. Первые сведения о ветковской чеканке, относятся к концу XVII века. Ветковские кузнецы ковали многопудовые корабельные якоря, ювелирные золочёные оклады на иконы и книги. Произведения мастеров-златокузнецов назывались «коваными ризами». Мастера-иконописцы начинают заимствовать у кузнецов орнаменты и на ветковских иконах появляются чеканные орнаменты, характерные только для ветковской иконописной школе: виноградная лоза, венки, гирлянды цветов на фонах и полях.

Старообрядцы не только собирали и берегли памятники старины, но они желали видеть эти памятники такими, какими были они впервые созданы, поэтому иконы XIX века по своему колориту, изображению святых и чеканным орнаментам практически не отличаются от старообрядческих икон XVI века.

На иконе «Богоматерь Смоленская» на полях, вокруг надписей и по периметру нимба Богоматери и Младенца выполнен рисунок по левкасу в виде точек и кружков. Данный вид орнаментов характерен для старообрядческих икон второй половины XIX века, когда мастера-иконописцы старались повторить письмо дониконианских мастеров. Преимущественно в качестве грунта под чеканку полей и фонов во второй половине XIX века традиционно использовался гипс.

Икона «Смоленская Богоматерь», поступившая на реставрацию, имела утраты левкаса, поэтому нуждалась в его реконструкции и восстановлении. Перед началом работы с иконой, был проведён анализ на наполнитель грунта. На обнажённом неответственном участке грунта, была взята проба при помощи глазного скальпеля. Проба помещалась на предметное стекло под микроскоп. При помощи стеклянной палочки на пробу капнули каплю 5 % соляной кислоты. Реакция вещества на соляную кислоту отсутствовала, из этого следует, что наполнитель грунта — гипс.

Работа над иконой велась в соответствие со всеми правилами и требованиями к рабочим составам и грунтам: 1. грунт должен быть упругим, стойким к изменениям состояния основы — сжатие и растяжение; 2. реставрационный грунт должен как можно дольше сохранять упругость и эластичность; 3. верхняя часть грунта должна обеспечивать связь с красочным слоем, а также соответствовать связующему веществу красок: водно-клеевая поверхность грунта соответствует водорастворимым краскам. Перед восстановлением утраченных участков левкаса, были проведены предварительные работы: древесина была процарапана скальпелем для достижения лучшей связи основы и реставрационного грунта и пропитана 3 % кроличьим клеем. Следующим этапом было восстановление утраченных участков грунта. Для этого использовался Белгородский мел, смешанный с 8 % и 7 % кроличьим клеем с небольшим добавлением льняного масла для достижения эластичности грунта. Работа велась послойно, каждый слой тщательно просушивался, перед последующим нанесением состава. После полного нанесения всех слоёв левкаса и просушки, левкас затирался пробкой и 1 % кроличьем клеем, а после был зашкурен губкой для достижения равномерной гладкой поверхности. Таким образом была подготовлена икона для выполнения реконструкции утраченных частей чеканного левкаса. Для восстановления резного орнамента, использовались скальпели разной толщины. Для облегчения процесса, использовалась вата, смоченная в кипячёной воде, для того чтобы размягчить левкас. Далее при помощи карандаша были намечен основной рисунок орнамента, и при помощи скальпеля производилось вырезание орнамента. После выполнения данного процесса, использовалась щетинная кисть, для удаления частиц пыли из грунта. Таким образом были восстановлены утраты резного левкаса на иконе «Смоленская Богоматерь».

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что резные и чеканные орнаменты с самого начала своего существования заменяют иконам оклады.

Изучение резные и чеканных левкасов является актуальной на сегодняшней день темой, она требует дальнейшего рассмотрения и изучения, так как в реставрационной практике всё чаще встречаются памятники темперной живописи с резными левкасами, а литературы о резных левкасах, их происхождение и развитие, недостаточно.

На иконе «Смоленская Богоматерь» был восстановлен резной левкас, и икона обрела целостный экспозиционный вид.

Литература:

  1. Киплик, Д. И. Техника живописи [Текст] / Д. И. Киплик. — Москва: В. Шевчук, 2011. — 502, [1] с., [16] л. ил., портр.; 22 см.; ISBN 978–5–94232–086–7 (в пер.)
  2. Кожурин, К. Я. Культура русского старообрядчества, (XVII-XX вв.): учебное пособие / К. Я. Кожурин; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов», Каф. философии. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007-. — 20 см.; ISBN 978–5–7310–2243–9
  3. Кравченко, А.С., Икона. Секреты ремесла / А. П. Уткин. — Москва: Стайл А ЛТД, 1993 г.
  4. Наумова, М. М. Техника средневековой живописи: Соврем. представление по результатам исслед. / М. М. Наумова. — М.: ГосНИИР, 1998. — 87 с.: табл.; 21 см. — (Краски средневековья / М-во культуры Рос. Федерации. Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации, Лаб. физико-хим. исслед.).
  5. Филатов, В. Ф. Словарь изографа / В. В. Филатов.- М.: Изд-во Православ. Свято-Тихон. Богослав. Ин-та, 1997.-287 с: ил.; 25 см.
  6. Чернов, М. А. Иконы Ветки и Стародубья из коллекции Светланы и Уго Риццо. М.,2017. -96с.
Основные термины (генерируются автоматически): икона, левкас, орнамент, резной левкас, грунт, иконописная школа, половина XIX века, темперная живопись, кроличий клей, льняное масло.


Ключевые слова

орнамент, икона, резной левкас, иконописная школа

Похожие статьи

Научный журнал «Молодой ученый» №20 (415) май 2022 г.

Актуральность разработки технологии новых косметических масел на примере усьмы.

Резные левкасы на памятниках темперной живописи.

Химический анализ на определение состава металлического оклада «Богоматерь Владимирская» второй половины XIX века.

Сомова Анастасия Владиславовна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Сомова, А. В. Химический анализ на определение состава металлического оклада «Богоматерь Владимирская» второй половины XIX века / А. В. Сомова.

Резные левкасы на памятниках темперной живописи.

Технология создания икон: история и современность

Ключевые слова: иконопись, иконописный образ, средства живописи, темпера, цикля, левкас. Технология иконописи сложна и своеобразна и имеет свою историческую жизнь: сейчас появлялись новые материалы, к которым иконописцы приспосабливаются, изучая их и...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

XIX век — время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно-политической мысли.

Академия художеств оставалась в глазах передвижников большой школой мастерства, но чуждой им своими общими идейно-эстетическими установками.

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Сведения о начальной школе в России до XVIII века немногочисленны. Имеются лишь скудные данные о начальном образовании в древней Руси [32, 39].

Народное образование вАрхангельской губернии во второй половине XIX века.

Историко-иконологический метод установления истории бытования...

Статья посвящена исследованию характера бытования храмовой иконы «Всех скорбящих радость» конца XVIII — начала XIX века из собрания Успенского кафедрального собора XII века города Владимира. Предлагаемый метод изучения базируется на системном анализе...

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы...

Данная икона представляет собой памятник темперной живописи, рассматриваемый с

Икона меняет свой первоначальный вид в связи с пребыванием в условиях непригодных для

Определение pH-среды с лицевой поверхности иконы, определение состава грунта, УФЛ...

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество.

Ещё накануне крестьянской реформы 60-х годов XIX века царское правительство вынуждено было частично пойти навстречу настойчивым требованиям...

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

С похожим орнаментом существует и мезенская рукопись, созданная, правда, не ранее XIX века. Есть много версий, что народные росписи произошли от оформления старинных книг. Может быть и мезенская роспись перешла со страниц древних книг на прялки и предметы быта?

Похожие статьи

Научный журнал «Молодой ученый» №20 (415) май 2022 г.

Актуральность разработки технологии новых косметических масел на примере усьмы.

Резные левкасы на памятниках темперной живописи.

Химический анализ на определение состава металлического оклада «Богоматерь Владимирская» второй половины XIX века.

Сомова Анастасия Владиславовна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Сомова, А. В. Химический анализ на определение состава металлического оклада «Богоматерь Владимирская» второй половины XIX века / А. В. Сомова.

Резные левкасы на памятниках темперной живописи.

Технология создания икон: история и современность

Ключевые слова: иконопись, иконописный образ, средства живописи, темпера, цикля, левкас. Технология иконописи сложна и своеобразна и имеет свою историческую жизнь: сейчас появлялись новые материалы, к которым иконописцы приспосабливаются, изучая их и...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

XIX век — время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно-политической мысли.

Академия художеств оставалась в глазах передвижников большой школой мастерства, но чуждой им своими общими идейно-эстетическими установками.

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Сведения о начальной школе в России до XVIII века немногочисленны. Имеются лишь скудные данные о начальном образовании в древней Руси [32, 39].

Народное образование вАрхангельской губернии во второй половине XIX века.

Историко-иконологический метод установления истории бытования...

Статья посвящена исследованию характера бытования храмовой иконы «Всех скорбящих радость» конца XVIII — начала XIX века из собрания Успенского кафедрального собора XII века города Владимира. Предлагаемый метод изучения базируется на системном анализе...

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы...

Данная икона представляет собой памятник темперной живописи, рассматриваемый с

Икона меняет свой первоначальный вид в связи с пребыванием в условиях непригодных для

Определение pH-среды с лицевой поверхности иконы, определение состава грунта, УФЛ...

Российская школа конца XIX века в контексте европейского...

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество.

Ещё накануне крестьянской реформы 60-х годов XIX века царское правительство вынуждено было частично пойти навстречу настойчивым требованиям...

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

С похожим орнаментом существует и мезенская рукопись, созданная, правда, не ранее XIX века. Есть много версий, что народные росписи произошли от оформления старинных книг. Может быть и мезенская роспись перешла со страниц древних книг на прялки и предметы быта?

Задать вопрос