Библиографическое описание:

Косторных Ю. А. Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

В XIX веке в России начинается процесс смены образовательных парадигм, обусловленный интенсивными изменениями в политико-экономических и социально-культурных сферах. [3, с.1]

Самое благоприятное влияние на развитие образования оказывало общественно-педагогическое движение, в рамках которого наряду с разработкой теоретических основ педагогической науки, особое внимание уделялось личности учителя.

Образование в России во второй половине XIX века развивалось в обстановке глубоких политических, экономических, социальных и культурных перемен, оно детерминировалось ими и способствовало общественному прогрессу. Общественные потребности духовно-нравственного и культурного развития страны вызвали к жизни расширения сети средних учебных заведений. [3, с.5]

Освещаемый период во многих отношениях являлся переломным для России. Происходившие перемены в разных сферах (политической, экономической, социальной, культурной) существенным образом влияли на развитие просвещения. Укреплению и стабилизации образовательной системы способствовали расширяющиеся внешние экономические связи России, становление внутреннего рынка. [3, с.8]

Развитию высшего педагогического образования способствовало распространение общественно-педагогического движения, представители которого выступали за распространение всеобщей грамотности среди россиян. Реализация идеи виделась ими в расширении сети школ, повышении профессионального и образовательного уровня учителя, усовершенствовании его подготовки в педагогических заведениях. [3, с.9]

Уже самое начало XIX века о охарактеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа:

  • бесплатность,

  • бессословность;

  • преемственность учебных заведений.

Система народного образования включала в себя:

  • приходские училища—1 год обучения;

  • уездные училища—2 года;

  • гимназии в губерниях—4 года;

  • университеты

Россия была разделены на шесть учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов. Руководитель школы более высокой ступени был администратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформой 1861года об освобождении крестьян от крепостной зависимости наметились и другие: судебная, земская, просветительная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «вопросы жизни».

Одним из ярких проявлений общественного подъема в период конца 50-х—начала 60-х годов XIX века явилось развернувшееся в стране общественно—педагогическое движение. Передовая общественность России энергично выступала за преобразование школы, за её демократизацию и освобождение от полицейской опеки, за развитие просвещения в стране. [2, с.67]

Школьные реформы 60-х годов XIX века коснулись почти всех звеньев школы.

Ещё накануне крестьянской реформы 60-х годов XIX века царское правительство вынуждено было частично пойти навстречу настойчивым требованиям общественности в области приготовления учительских кадров. В ноябре 1858года министерством народного просвещения были одобрены следующие три предложения: учредить при всех университетах двухлетние педагогические курсы для лиц, имеющих высшее образование и желающих посвятить себя педагогической деятельности. Создать при педагогических курсах четырех- и пятиклассные гимназии с пансионами для учащихся. Открыть в каждом округе учительские семинарии для приготовления учителей уездных и сельских училищ. [2, с.73-74]

60-е годы XIX века—самая яркая страница в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Для них это время наиболее интенсивной новаторской работы; много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическим трудам в разных губерниях России.

Официальная педагогика с её традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время.

Главное внимание общества в этот период привлечено к народной школе, которой, в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища, которые нужно было содержать самим крестьянам и помещикам, развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячки, богомолки и подобные люди.

Отмена крепостного права вызвала необходимость школы для всех слоев населения. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме.

В это время стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ—всё это были насущные проблемы середины XIX века.

Начиная с 60-х годов, происходит разделение научной и педагогической подготовки будущих учителей.

Характер просветительской политики в 70—90-х годах XIX века был направлен на укрепление классицизма в средней и высшей школе. Доводы были следующие: так обучают в западных школах. Классическое образование способствует формальному развитию способностей, развитию памяти, логического мышления и т.п., которое сохраняется на всю жизнь.

Возражения, выдвигаемые против этого направления, были следующие:

  • т.к. все ценное из античной литературы к этому времени уже переведено на новые языки, нет необходимости изучать древние языки;

  • идеи древних мыслителей во многом расходятся с современными представлениями.

В основу гуманного образования нужно положить не классические языки, а родной язык. Он имеет воспитательную силу. (К.Д.Ушинский)

В середине 80-х годов XIX века снова возник вопрос о социальном составе учащихся средних учебных заведений. В 1887году появляется тайный циркуляр о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды.

С 90-х годов XIX века в России наблюдается две линии в развитии образования: правительственная и общественная. Если правительство главным образом стремится установить надзор, контроль за деятельностью учебных заведений, ограничить их самостоятельность и инициативу, то широкая педагогическая общественность постепенно и настойчиво проводит обновление и создает новые школы, развивает оригинальные идеи, выступает с различными начинаниями.

Но Министерство народного просвещения балансирует и, стремясь не допустить коренных преобразований, разрешает различные нововведения, с одной стороны, и усиливает устаревшие принципы школьной политики, с другой. Обстановка в просвещении зыбкая и характеризуется официальным курсом на сохранение многих архаичных черт школы.

Характерными чертами учебного процесса всех учебных заведений, готовивших преподавательский состав для средних школ, в те годы являлись: ярко выраженная самодержавно-помещичья направленность содержания преподавания, а также догматизм, рутина, пренебрежение требованиям педагогической науки. Студенты и учащиеся курсов знакомились с дидактикой и методикой поверхностно, вне конкретной связи с жизнью, с практикой. В учебных заведениях господствовали словесные, схоластичные, пассивные методы обучения…[2, с.79]

К концу XIX столетия молодой российский капитализм уверено выходит на мировой рынок. Наступала новая эра в развитии России…Научные школы, основанные и возглавляемые многими выдающимися учеными, формировали новое поколение высокообразованных граждан…[1,с.19-20]

В условиях экономического, политического подъема России требовалось большое количество образованных людей, для этого были нужны квалифицированные педагоги. Начиная с 60-х годов XIX века, картина педагогического образования изменяется; начинается развитие различных его форм. Подготовка учителей для народной школы становится первоочередной задачей народного просвещения.


Литература:

  1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР к XIX—началу ХХ века/под ред.Э.Д.Днепрова. М:, Педагогика, 1991

  2. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.:Педагогика, 1979

  3. Плетенева И.Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX века. М.:1997

Основные термины (генерируются автоматически): XIX века, годов xix века, 60-х годов xix, учебных заведений, педагогической науки, педагогического образования, конца xix века, России XIX века, половине xix века, XIX века царское, половины xix века, начало xix века, высшего педагогического образования, Российская модернизация образования, народного просвещения, середины xix века, годах xix века, средних учебных заведений, 90-х годов xix, 80-х годов xix.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос