Феномен творческого вдохновения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 15.05.2022

Статья просмотрена: 763 раза

Библиографическое описание:

Киселёва, О. А. Феномен творческого вдохновения / О. А. Киселёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 663-665. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91573/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной работе рассмотрена тема творческого вдохновения. Любое произведение искусства рождается благодаря способности человека испытывать вдохновение. При этом для одних творцов вдохновение является спонтанным состоянием, а для других такое особое состояние достигается через упорный труд. Исследование такого интересного и не до конца изученного процесса как вдохновение актуально в любое время, а его роль в художественном творчестве является особенной.

Вдохновение — особое состояние человека, которое характеризуется напряжением и подъемом духовных сил, творческим волнением человека, ведущим к появлению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники [1].

Особую роль вдохновение играет в создании творческого продукта, поскольку является неотъемлемым компонентом творческого процесса.

При этом для одних деятелей искусства вдохновение является чем-то спонтанным, неожиданным, не вызываемым волевым напряжением. Другие же работали постоянно, ежедневно, не рассчитывая на появление такого особого состояния.

Например, композитор П. И. Чайковский в письме к своей покровительнице Надежде фон Мекк в 1878 году писал: «Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее» [2].

Немецкий философ Гегель писал: «Самый большой гений может сколько угодно ложиться на зеленую траву и смотреть в небо утром и вечером, когда дует свежий ветер, — все же его не коснется тихое дыхание вдохновения» [3].

И, напротив, А. С. Пушкин писал: «Искать вдохновения всегда казалось мне смешной и нелепой причудою, вдохновенья не сыщешь, оно само должно найти поэта». Такой же точки зрения придерживался А. Н. Толстой: «Если накатит, то я пишу быстро, ну а если не накатит, тогда надо бросать» [4, c.119].

Швейцарский психиатр К. Г. Юнг, последователь и оппонент З.Фрейда, обозначил два типа таких творцов: «непроизвольные креативы», обладающие автономным творческим комплексом (к ним можно отнести В. А. Моцарта, А. С. Пушкина, И. Ф. Стравинского), и «произвольные креативы», обладающие сознательной установкой на творчество (М. Ю. Лермонтов, В. В. Кандинский) [5, с.24].

К вопросу о значимости состояния вдохновения в изучении природы творчества американский психолог А.Маслоу разделил креативность человека на первичную и вторичную. Где первичная — это сам этап вдохновенного творчества, а вторичная — процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы [6].

При этом А.Маслоу отказывает вторичной креативности в ее значимости для изучения природы творчества, поскольку связывает ее с другими качествами личности, такими, как упорство, терпение, трудолюбие, выносливость. Психолог акцентирует внимание на начальной стадии творчества — на мгновениях озарения и вдохновения. По Маслоу, творческий человек в моменты вдохновения забывает о прошлом и будущем, и живет только настоящим [7].

Вместе с тем, по мнению М. А. Мазманяна, вдохновение уступает процессу доработки произведения. Как пишет автор: «Художественный процесс не начинается и не заканчивается вдохновением. Оно является лишь своеобразной разрядкой напряженного состояния человека-творца» [8, с.75–77].

В своем письме к П. И. Юргенсону П. И. Чайковский рассуждает следующим образом: «Есть два типа вдохновения: одно является непосредственно из души по свободному выбору того или другого мотива для творчества; другое заказное. Для последнего нужны побудительные, поощрительные и поджигательные средства в виде точных указаний, назначенных сроков и грядущих в более или менее отдаленном будущем (многих) Екатерин» (прим. «Екатерина» — 100-рублевая купюра) [9, с. 154].

Очевидно, что здесь композитор говорит о мотивации творчества, определяя ее как один из типов вдохновения.

Обычно мотивация приходит на помощь в тех случаях, когда имеют место назначенные сроки, заключенный договор или же вознаграждение за выполнение предполагаемой работы.

По поводу мотивации и побуждения к творчеству О. А. Кривец пишет следующее: «Внутренняя потребность творчества, художественное чутье оказываются гораздо сильнее многих внешних факторов, оказывающих давление на художника. Устройство художника таково, что его психический аппарат должен прежде справиться не с внешними, а с внутренними импульсами, от которых нельзя уклониться… Гений склонен сам задавать тональность ситуации, чем соответствовать уже имеющимся ожиданиям [10, с. 368].

Философ Н. А. Бердяев связывает успех творчества истинного гения c аскетичным образом жизни: «Всякое истинное творчество, творчество ли поэта, философа или иного творца, предполагает аскетизм, освобождение от мира» [11].

В некоторых случаях мотивация служит своего рода основанием для разделения творческой личности на гения и таланта.

Так, по мнению философа А.Шопенгауэра: «Таланты…несомненно, приносят пользу обществу, находят признание у современников, приобретают «одобрение толпы», получают материальную выгоду. Гений же всегда возвышается над толпой и над талантом…» [12, с. 322].

Проблема таланта и гения на протяжении многих веков привлекала к себе исследователей художественного творчества своей загадочностью.

Согласно немецкому философу Г.Гегелю гений имеет всеобщую способность к созданию подлинных художественных произведений, а талант — особую способность, необходимую для создания художественного произведения в изолированной области искусства [13, с. 291–299].

Любопытно то, какую роль играет именно вдохновение в творческой деятельности гения и таланта?

Так, А. С. Доргомыжский в письме к В. Н. Кашперову пишет, что без вдохновения художники «делаются обыкновенными людьми, они сами не ведают, когда и в какой мере возвратятся им эти божественные минуты» [14, с. 819–820].

В письме к Л. И. Кармалиной композитор утверждает: «Тот кто пишет с целью приобретения богатства или громкой славы, уже не есть художник, а просто талантливый человек, торгующий способностями своими, примененными к делу искусства или поэзии» [15, с. 429].

Древнегреческий философ Платон определял творца как человека охваченного. По Платону, в момент творческого озарения устами поэта говорит божество, художник более не принадлежит себе, поэтому «благодаря не уменью, а божественной силе» удается сказаться истинному слову [16].

Понятия гениальности и мастерства также часто сопоставляются авторами в литературных произведениях (А. С. Пушкиным в пьесе «Моцарт и Сальери», М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», Н. В. Гоголем в повести «Портрет»).

Противоположное мнение имеет Л. В. Куликов, который считает, что истинные произведения искусства рождает не вдохновение само по себе, а накопленный творцом жизненный опыт, его знания и умения.

Как пишет автор: «В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы «извне», ему необходимо мастерство (овладение ремеслом), умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать в себе установку на творчество» [17].

Тема вдохновения всегда была интересна с исследовательской точки зрения. Феномен творческого вдохновения по-прежнему остается загадкой, непознанным явлением.

Вдохновение и труд, являющиеся главнейшими особенностями творческого процесса, взаимодействуют и стимулируют друг друга. Само по себе вдохновение не является прерогативой гения, не наделяет человека гениальностью. Оно служит толчком, мотивацией к действию, как искра воспламеняет то, что уже было готово воспламениться.

Литература:

  1. Вдохновение//Когнитивный словарь литературно-философского дискурса/Д. М. Бычков, Е. Н. Бадалова. — М.: Кнорус, 2016–264 с.
  2. ВикиЧтение [Электронный ресурс] — URL: https://biography.wikireading.ru/hojWvG6hkK (дата обращения 10.05.2022 г.).
  3. Fornit [Электронный ресурс] — URL: https://scorcher.ru/art/lira/lira.php/ (дата обращения: 10.05.2022 г.).
  4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности/Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург:Питер, 2009. — 448 с.
  5. Барышева Т. А. Психология творчества: учебник для вузов/Т. А. Барышева.-Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 300 с.
  6. Cyberleninka [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suschnost-kreativnosti-kak-kachestva-lichnosti (дата обращения: 14.05.2022 г.).
  7. Там же.
  8. Мазманян М. А. Роль вдохновения в процессе осуществления художественного замысла автора: Конференция по проблеме способностей: Тезисы докладов. Л., 1960.
  9. Переписка с П. И. Юргенсоном Текст/Ред. писем и комментарии В. А. Жданова и Н. Т. Жегина; вступ. статья засл. деят. иск. Б. В. Асафьева; Отв. ред. М. А. Гринберг 1877–1883 [Электронный ресурс]. — URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_005152801?page=182&rotate=0&theme=white (дата обращения 11.05.2022 г.).
  10. Кривцун О. А. Эстетика: учебник для СПО/О. А. Кривцун.- 3-е изд., пер. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2016.- 549 с.
  11. Booksite [Электронный ресурс] — URL: https://www.booksite.ru/fulltext/ber/dya/berdyaev_n_a/fil/filosof/10.htm (дата обращения 11.05.2022 г.).
  12. Шопенгауэр А. Новые паралипомены//Об интересном. — М., 1997.
  13. Гегель Г. Эстетика. Собрание сочинений в 4 томах. — Том 1.- М.: Искусство, 1968.
  14. Письмо А. С. Даргомыжского — В. Н. Кашперову [3 апреля 1855 г. Санкт-Петербург]. См.: Письма к В. Н. Кашперову А. С. Даргомыжского.
  15. Письмо А. С. Даргомыжского — Л. И. Кармалиной. [1857] г. См.: Стасов В. В. Александр Сергеевич Даргомыжский. Материалы для его биографии.
  16. Платон. Ион [Электронный ресурс]. — URL: https://nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/ion.htm (дата обращения 10.05.2022).
  17. Куликов Л. В. Психические состояния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вдохновение, изучение природы творчества, немецкий философ, особое состояние, Пушкин, творческий продукт, творческий процесс, творческое вдохновение, художественное творчество, Чайковский.


Похожие статьи

Вопросы познания в философском романтизме | Статья в журнале...

В качестве творческого стимула у В.Г. Ваккенродера выступали средневековье и

Согласно философии романтизма, поэтическое вдохновение понимает природу лучше, чем разум ученого.

Относя философию в целом к сфере искусства и художественного творчества, в...

Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки

Психология исследует творчество как процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида.

Творчество осознаётся теперь, прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании.

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

Вопросы эстетического воспитания и сущности творческой деятельности рассматривались многими философами, искусствоведами, культурологами, психологами и педагогами.

Интуиция, вдохновение, талант в целом, по Платону, - дар бога, божественного Эроса.

Особенности художественно-творческого развития детей...

Проблема художественно-творческого развития волнует умы исследователей со времён античности и до наших дней. Главная причина интереса к этой проблеме в том, что художественное творчество рассматривается многими учеными, как феномен человеческой...

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

Изучение понятия «творческое мировоззрение» личности является актуальной проблемой.

В немецкой классической философии творчество описывали как деятельность, рождающую мир. И. Кант рассматривал творчество как предметно-преобразовательную деятельность, которая...

Основные направления исследования творческого мышления...

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями творчества и творческого мышления.

Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды...

В эти годы особое внимание уделялось анализу и пропаганде художественной литературы и

Суть марксизма философ видит в том, что он смог дойти до самого корня социальной

Лифшиц рассматривает взгляды В. И. Ленина на творчество одного из основополагающих...

Определение и природа творчества | Статья в журнале...

Ключевые слова: творчество, природа творчества, потребности.

Этот вариант определения известен во многих сферах изучения данного вопроса, в том числе и психологии.

Так как возникает проблема развития творческого потенциала, поэтому исследования способностей...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста...

Ключевые слова: творчество, творческая работа, организация, изобразительная деятельность, личность, художественное творчество. Важным заданием настоящего является становление творчески активной личности, способной вносить прогрессивные изменения в жизнь общества...

Похожие статьи

Вопросы познания в философском романтизме | Статья в журнале...

В качестве творческого стимула у В.Г. Ваккенродера выступали средневековье и

Согласно философии романтизма, поэтическое вдохновение понимает природу лучше, чем разум ученого.

Относя философию в целом к сфере искусства и художественного творчества, в...

Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки

Психология исследует творчество как процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида.

Творчество осознаётся теперь, прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании.

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

Вопросы эстетического воспитания и сущности творческой деятельности рассматривались многими философами, искусствоведами, культурологами, психологами и педагогами.

Интуиция, вдохновение, талант в целом, по Платону, - дар бога, божественного Эроса.

Особенности художественно-творческого развития детей...

Проблема художественно-творческого развития волнует умы исследователей со времён античности и до наших дней. Главная причина интереса к этой проблеме в том, что художественное творчество рассматривается многими учеными, как феномен человеческой...

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

Изучение понятия «творческое мировоззрение» личности является актуальной проблемой.

В немецкой классической философии творчество описывали как деятельность, рождающую мир. И. Кант рассматривал творчество как предметно-преобразовательную деятельность, которая...

Основные направления исследования творческого мышления...

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями творчества и творческого мышления.

Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды...

В эти годы особое внимание уделялось анализу и пропаганде художественной литературы и

Суть марксизма философ видит в том, что он смог дойти до самого корня социальной

Лифшиц рассматривает взгляды В. И. Ленина на творчество одного из основополагающих...

Определение и природа творчества | Статья в журнале...

Ключевые слова: творчество, природа творчества, потребности.

Этот вариант определения известен во многих сферах изучения данного вопроса, в том числе и психологии.

Так как возникает проблема развития творческого потенциала, поэтому исследования способностей...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста...

Ключевые слова: творчество, творческая работа, организация, изобразительная деятельность, личность, художественное творчество. Важным заданием настоящего является становление творчески активной личности, способной вносить прогрессивные изменения в жизнь общества...

Задать вопрос