Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды выдающихся философов и деятелей искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 27.07.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Борисова, А. Е. Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды выдающихся философов и деятелей искусства / А. Е. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72893/ (дата обращения: 19.09.2020).



В данной статье рассматриваются подходы М. А. Лифшица к исследованиям этической составляющей трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына. М. А. Лифшиц рассматривает эмансипацию художественной деятельности, понятие искусства и гения.

Ключевые слова: эстетика, искусство, культура, реализм, коммунизм, марксизм, онтология, гений, эмансипация, истина, абсолютное, форма, идея.

Михаил Александрович называл себя сыном революции, так как родился он в Мелитополе в год первой русской революции. В то время Лифшиц находился во втором классе реального училища и черпал знания о революции из романов Дюма. Михаил Александрович пережил гражданскую войну, немецкую оккупацию, голод, тиф, но все это лишь закалило его дух и стремление к познанию.

Проходя обучение в царском реальном училище, М. А. Лифшицу впервые встретился с несправедливостью, так как подавляющее большинство учеников были дети чиновников. Своему умению держать в руке карандаш юный эстетик обязан учителю, выпускнику Академии художеств А. И. Мольнеру.

Впервые с трудами Маркса М. А. Лифшиц познакомился в городской библиотеке. Это было сочинение Плеханова «К вопросу монистического взгляда на историю». Плеханов сыграет одну из составляющих ролей в понимании философом марксизма. Мать М. А. Лифшица была одаренная женщина, но не могла позволить себе учиться, поэтому пыталась дать сыну то, что не получила сама.

В 1922 году Лифшиц пытается поступить во Вхутемас, однако его не приняли из-за привычек наивного реалиста. М. А. Лифшиц разошелся во взглядах со своими учителями потому, что раньше всех обратился к традиции реалистической классики. Несмотря на то, что Лифшиц не стал профессиональным художником, он работал сам, особенно мыслителя посещало вдохновение в период весны, когда природа показывала себя в самых оживленных тонах. Лифшиц утверждал, что идеальное есть истина реальности. Искусство — это то, что задает образец, на который должны равняться люди, но этот образец должен быть взят из самой жизни, а не выдуман художниками. Искусство — это то, что должно искать истину, а не выражать свои чувства. Понятие реализма у Лифшица — это не просто направление в искусстве, оно исключительно широкое. Как и Гегель, Лифшиц понимает истину как полноту бытия и соответствию своей натуре. Истина понимается, как идеальное абсолютное. Искусство и наука делают одно общее дело — ищут истину. По мнению Лифшица, познание в образах, не является низшей ступенью познания. Оба понятия служат предметом к познанию истины. Философ называет это «субстанциальной» истиной, что соответствует мысли и фактам. Эстетика, на его взгляд, — это то, что призвано выявлять правдивость и ложность искусства.

Идея художника — это то, что делает предмет искусства по-настоящему подлинным. Но как утверждает Лифшиц, свои таланты можно растерять, в то время как опыт и техника останутся в сознании художника. Примером тому служит отзыв талантливого писателя А. И. Солженицын, которого Лифшиц рекомендует к прочтению, но в ранних его работах, так как после он заговорил собственным языком, а не талантом.

«Есть нечто независимое от произвола художника в его творчестве. И пока он говорит от имени этого объективного начала, сознательно или бессознательно, он чувствует в себе благодать этой чудотворной объективной силы, и не дай бог потерять ее, как Самсон, лишенный волос». [1,с. 108] Данное выражение Лифшиц, по всей видимости, перенял у В. Г. Белинского.

Одним из направлений занятий М. А. Лифшица было восстановление системы эстетических взглядов Маркса и Энгельса, которое представлялось не существующей. Целью философа было показать наличие в марксизме нравственно-эстетической основы, отсутствие которой тревожит противников марксизма. Это духовно-эстетическое содержание по Лифшицу присуще марксизму изначально. Несмотря на то, что труд представляет экономически обоснованную революционную науку, он содержит в себе высокогуманистический резерв идеала, что само по себе и является искусством. В модернистском искусстве видим абстрактное отрицание «капитала», художественные формы, которые накоплены классическим искусством, и уравнение в самовыражении личности. [3,с 128] Модернизм-это искусственный «коммунизм» в мире эстетики. Стремление Маркса состоит в том, чтобы превратить искусство в деятельную способность каждого человека. Такая форма эмансипации художественной деятельности –необходимый момент для становления и превращения искусства в собственность творца. Мыслитель внес большой вклад в развитие модернизма и понимание природы искусства.

М. А. Лифшиц — коммунист, который считает, что модернизм усложняет путь к новому обществу. Но также он признает, что это усложнение — историческая неизбежность. Модернизм — это отдушина, способ притворяться передовым, но делать то же самое, как всегда. При этом динамика самого модернизма циклична, как мода: на смену слепому бунту и искусственному варварству сверхцивилизованных декадентов приходит слепое повиновение идеям сверхличного порядка и национального подъема. Искусство — это проявление классовой борьбы. По мнению Лифшица, в искусстве человек имеет дело с «вечным» и бесконечным, космос как целое говорит через художника и его произведения искусства. [2, с 328]

Проблема, осознанная Лифшицем в период духовного кризиса, пережитого во Вхутемасе, была связана с вопросом о революционности авангардизма в искусстве. В 30-х годах искусство и литература стали опытным полем, символическим родом, что находило выражение идеологических конфликтов. В эти годы особое внимание уделялось анализу и пропаганде художественной литературы и искусства, что и послужило развитию и распространению марксистского мировоззрения не только в литературном кругу, но и по всей стране. Основная мысль сводилась к том, что старая литература — это выражение классового общества. С произведениями искусства также, если брать картину, где изображена крестьянка в сарафане, то нетрудно доказать, что такое восприятие крестьян в царской России носит дворянско-идеалистический характер, что является выгодным для господствующего класса.

Лифшиц, говорит о невозможности возникновения художественного произведения на основе реакционного общественного направления. По Марксу же любые идеи могут быть основой художественных произведений. М. А. Лифшиц был против того, чтобы его рассматривали, как мыслителя, который ограничивается одним мыслительным ведомством. Философ говорит о том, что: «Занятия эстетикой приобрели в определенный момент в нашей литературе оттенок цехового, ведомственного интереса». Под эстетикой Лифшиц понимал род философии культуры. Он предполагает не руководство для ума, а историческое мировоззрение на внутричеловеческую структуру. Между объективными фактами борьбы классов и нравственно-эстетическим содержанием нет онтологической связи.

Суть марксизма философ видит в том, что он смог дойти до самого корня социальной субстанции, не предаваясь общественно — исторической критике во имя мечтательных образов эстетического идеала.

Лифшиц отстаивал тот факт, что прогрессивное поступательное развитие носит двойственный противоречивый характер, по Гегелю эта работа против самого себя. Лифшиц рассматривает взгляды В. И. Ленина на творчество одного из основополагающих классиков русской литературы — Л. Н. Толстого. Для Ленина самое главное то, что творчество писателя является «зеркалом» жизни, он показывает мощное крестьянское движение с его противоречивыми сторонами. Лифшиц говорит о том, что Л. Н. Толстой имеет достаточное количество идейных недостатков и предрассудков, нежели художественных слабостей. И именно его недостатки способствовали формированию его достоинства «отрицание отрицания». Даже предрассудок бывает абстрактно противоположен рассудку, что заключает в себе глубокую истину. Нельзя иметь полную картину об истории культуры, если мы будем отвлеченно противопоставлять прогрессивное и реакционное у великих художников прошлого, начиная с Гомера. Материалом художественности не была и не может быть общественно — литературная позиция. Критика уходящих трудов все более превращалась в революционную, и это относилось не только к художникам-гениям, но и к общественным деятелям.

Если в России есть упоминание о демократически мыслящих художниках, то первый, кто приходит на ум — это Достоевский. Его великая заслуга в том, что он раскрыл значение презрения российских подданных, как ложного бунта. Он понимал истинное художественное творение только как народное. Логика мысли Лифшица ведет к тому, что можно назвать теорией реализма в искусстве. Понятие «высокий реализм» — значит, что критерий реализма не сводится к реализму в узком смысле слова.

М. А. Лифшиц постоянно апеллирует к теории отражения, которая в марксизме понимается как рефлексия в гегелевской диалектике.

В период постсоветского времени, когда Маркс утратил былую славу, Лифшиц ее приобрел. Его немногочисленные тома выходят один за другим. В философском сообществе у Лифшица нет последователей, но в кругу искусствоведов и художников он всегда находился в почете и был примером для подражания.В 1994 году, художники,которые интерисуются советской эстетикой создают «Институт Лифшица» в Москве.

Литература:

  1. М. А. Лифшиц Эстетика Гегеля и современность // Вопросы философии, 11 (2001), с. 223 (последняя, неоконченная работа Лифшица).
  2. М. А. Лифшиц Модернизм в искусстве (статья для БСЭ) / Собрание сочинений, т. 3, с. 432.
  3. М. А. Лифшиц Марксизм и эстетическое воспитание / Собрание сочинений, т. 1, с. 391.
Основные термины (генерируются автоматически): искусство, Маркс, том, истина, марксизм, произведение искусства, художественная деятельность, художник, Энгельс.


Похожие статьи

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

Основной вклад классического марксизма в обществоведение – это, безусловно, формационный подход к истории. К. Маркс и Ф. Энгельс вводят понятие социально-экономической формации, представляющей собой особый тип социальной организации, соответствующий тому или...

Особенности марксистской социальной философии

Усилиями Маркса и Энгельса это учение, получившее название «марксизм», в середине XIX века было создано. Но если у Гегеля этот принцип рассматривается как тождество мышления и бытия (у него фундамент мира идеален), то у Маркса и Энгельса мышление занимает...

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Именно Маркс сделал вопрос о власти предметом исследования экономической науки. Хотя в его работах специальный анализ власти как категории экономической теории отсутствует, вместе с тем отношения власти, господства и принуждения выступают одной из существенных...

В. И. Ленин об объективности истины | Статья в журнале...

Однако и для произведения искусства художественная правда (истина) соединяет в себе последовательное проведение определенной тенденции с объективностью. Здесь, согласно В. Г. Белинскому, субъективность художника заставляет его проводить через свою душу явления...

Концептально-сущностные положения философии и эстетической...

произведение искусства, история искусства, композиция, искусство, Сила искусства, жанр искусства, изобразительное искусство, идейное содержание, жизнь человека, художественная форма. Ключевые слова.

Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки

Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Причём творчество всех видов ценностей, в том числе и социальных, равным образом, по Бергсону, подчинено закону элитарности.

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Реализм в искусстве — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Арт-интервенция: вандализм или искусство? | Статья в журнале...

Все чаще в новостях мы встречаем статьи с обзорами вандальных акций по отношению к произведениям искусства. Но что вообще значит вандализм в искусстве: осквернение и порча имущества или некий символический жест, носящий собственную художественную ценность.

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

Это объясняется тем, что данный феномен важен при освоении культурно-исторического опыта, получении образования и играет большую роль в познании мира и себя, в выборе стратегии поведения в мире.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

Сущность и содержания понятия «живописное восприятие»

Наивысшей ступенью в творческой деятельности можно назвать художественное восприятие, которое

В результате хочется выделить, что в данной познавательной деятельности упор ставится на

Восприятие с точки зрения искусства может рассматриваться с двух точек зрения.

Похожие статьи

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

Основной вклад классического марксизма в обществоведение – это, безусловно, формационный подход к истории. К. Маркс и Ф. Энгельс вводят понятие социально-экономической формации, представляющей собой особый тип социальной организации, соответствующий тому или...

Особенности марксистской социальной философии

Усилиями Маркса и Энгельса это учение, получившее название «марксизм», в середине XIX века было создано. Но если у Гегеля этот принцип рассматривается как тождество мышления и бытия (у него фундамент мира идеален), то у Маркса и Энгельса мышление занимает...

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Именно Маркс сделал вопрос о власти предметом исследования экономической науки. Хотя в его работах специальный анализ власти как категории экономической теории отсутствует, вместе с тем отношения власти, господства и принуждения выступают одной из существенных...

В. И. Ленин об объективности истины | Статья в журнале...

Однако и для произведения искусства художественная правда (истина) соединяет в себе последовательное проведение определенной тенденции с объективностью. Здесь, согласно В. Г. Белинскому, субъективность художника заставляет его проводить через свою душу явления...

Концептально-сущностные положения философии и эстетической...

произведение искусства, история искусства, композиция, искусство, Сила искусства, жанр искусства, изобразительное искусство, идейное содержание, жизнь человека, художественная форма. Ключевые слова.

Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки

Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Причём творчество всех видов ценностей, в том числе и социальных, равным образом, по Бергсону, подчинено закону элитарности.

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Реализм в искусстве — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Арт-интервенция: вандализм или искусство? | Статья в журнале...

Все чаще в новостях мы встречаем статьи с обзорами вандальных акций по отношению к произведениям искусства. Но что вообще значит вандализм в искусстве: осквернение и порча имущества или некий символический жест, носящий собственную художественную ценность.

Исторический анализ становления творческого мировоззрения...

Это объясняется тем, что данный феномен важен при освоении культурно-исторического опыта, получении образования и играет большую роль в познании мира и себя, в выборе стратегии поведения в мире.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

Сущность и содержания понятия «живописное восприятие»

Наивысшей ступенью в творческой деятельности можно назвать художественное восприятие, которое

В результате хочется выделить, что в данной познавательной деятельности упор ставится на

Восприятие с точки зрения искусства может рассматриваться с двух точек зрения.

Задать вопрос