Исследование возможности уменьшения образования сажи при использовании двойного топлива дизель-газ в автобусах марки DAEWOO BS-106 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Батжаргал, Должинсурэн. Исследование возможности уменьшения образования сажи при использовании двойного топлива дизель-газ в автобусах марки DAEWOO BS-106 / Должинсурэн Батжаргал, Оюунчимэг Дорж. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 74-79. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91546/ (дата обращения: 03.05.2024).



Значительное влияние оказывает большое число автобусов большого и средних классов в общественном транспорте г.Улан-Батор на загрязнение воздуха. За год они выбрасывают в воздух 59102.2 тонны дыма, 533.3 кг сажи, 222.2 кг серы и 177.8 кг ядовитых веществ, вызывающих злокачественные опухоли. В настоящее время в Улан-Баторе ежедневно выходят на дорогах города около 1100 автобусов. Если учесть, что эти автобусы работают на дизельном топливе стандарта евро 2, то они выбрасывают в окружающую среду 69.3 т оксидов азота и 79.2 т твердые микрочастицы PM. В последние годы эта статистика выше, чем у других зарубежных стран. Использованием двойного топлива дизель-сжиженного нефтяного газа (СНГ) можно достичь уменьшения количества твердых частиц, выбрасываемых в атмосферу с выхлопными газами автобусов.

Ключевые слова : сгорание дизельно-газового двойного топлива, программное обеспечение дополнительного оборудования для газового топлива, дизельное топливо, весовое соотношение в газодизельной смеси, количество сажи.

Введение

По данным 2019 г., доля вредных выбросов от автотранспорта в Улан-Баторе составляет 26,8 % по главной дороге и 59,6 % по второстепенным дорогам [1].

Для уменьшения загрязнения воздуха от транспортных средств помимо производства экологически безопасных транспортных средств, большое внимание уделяют на создание более экологического топлива, с меньшими вредными выбросами. Некоторые результаты этих экспериментальных исследований находят свое применение в практике. Оснащение автомобилей дополнительными оборудованиями и переход на смешанный топливной режим работы дает возможность в некоторой степени снизить загрязнение воздуха. Например, в Китае все больше используют транспортные средства с газо- и электродвигателем, а в РФ правительство поощряет снижение загрязнения воздуха за счет установки дополнительного оборудования (ГБО) к автомобилям с дизельным двигателем.

Что касается Монголии, в целях снижения загрязнения воздуха в Улан-Баторе в первую очередь предлагается уменьшить сажевыделение путем перевода на режим газодизельного топлива, оснастив автобусы общественного транспорта дополнительными оборудованиями, с последующим применением в автобусах междугородного сообщения, а также в тяжелых горных механизмах. В целях уменьшения количества вредных выбросов сгорания импортного дизельного топлива до нормативы установленных Евро 3 и выше, необходимо определить оптимальное соотношение дизельного и газового топлива.

  1. Сгорание газодизельного топлива и продукты сгорания

Дизельное топливо состоит из насыщенных углеводородов (75 %) и ароматических углеводородов (25 %) [8]. Дизельные топлива содержат соединения от C10H20 до C15H28 [5]. При сгорании дизельное топливо полностью реагирует со сжатым воздухом высокого давления и температуры, в результате химической реакции образуются продукты сгорания (1).

C 1 2 H 2 2 + (21% О 2 + 79% N 2 ) 2 + H 2 О + энергия

(1)

Реакция полного сгорания внутри цилиндра зависит от многих факторов, таких как нагрузки двигателя, способа и условий образования рабочей смеси, от вращения и режима скорости коленчатого вала двигателя, времени сгорания, от физико-химических свойств дизельного топлива, а также от количества серы, содержащей в нём.

Неполное сгорание дизельного топлива выражается уравнением реакции (2) [7]:

C 12 H 22 + (21% О 2 + 79% N 2 ) CO 2 + CO +

+ H 2 O + N 2 + NO x + CH + С + энергия

(2)

На сегодняшний день учеными выявлено около 1200 химических соединений в отработавшем газе в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), из которых подробно изучено лишь около 200 [2].

Из-за неравномерного распределения дизельного топлива в камере сгорания и неполного разложения молекул тяжелых углеводородов процесс сгорания на отдельных участках происходит не полностью и приводит к образованию твердой сажи (С) и небольшого количества окиси углерода (СО). Для полного сгорания топлива в любом участке камеры сгорания, воздух всегда подается с избытком. Избыток кислорода под действием высоких температур соединяется с азотом и образует оксиды азота (NО x ). Таким образом, вместе с выхлопным газом дизеля эти токсичные соединения выбрасываются в атмосферу [3, 4].

Реакция горения смеси с определенным соотношением пропана (C 3 H 8 ) протекает по уравнениям (3), бутана (C 4 H 10 ) (4) [9 и 10]. Распыление СНГ в приемную трубу двигателя значительно увеличивает время смешивания с воздухом, поступающим в цилиндр, что приводит к полному сгоранию СНГ и уменьшению продуктов неполного сгорания.

C 3 H 8 +2(8.05 О 2 + 3.76 N 2 )→ 3 CO 2 + 4 H 2 O + 3.05 O 2 + 7.52 N 2

(3)

(4)

При сгорании в двигателе смешанного топлива с определенным соотно-шением смесей (дизель-газ), количество образующихся СО 2 , СО и сажи (С) относительно невелико. Это связано с малым количеством низкомоле-кулярных углеводородов в составе СНГ и с тем, что молекулярный распад при сгорании происходит быстрее, чем у дизельного.

  1. Система питания и программное обеспечение дополнительного оборудования газодизельного двигателя

Дополнительное оборудование, представленное на рис 1, для впрыска СНГ устанавливается к традиционной системе питания дизельного двигателя. Газо-дизельная топливная система питания топливом работает в двух режимах: «Дизель» и «Дизель-газ».

Схема дополнительного оборудования питания

Рис. 1. Схема дополнительного оборудования питания

Путем внесения дополнительных корректировок в программу контроля регулируется количество распыляемого СНГ и соотношение удельного веса дизель-газового топлива. Как показано на рис. 2, время впрыска СНГ определяется в зависимости частотой вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя.

Таблица настройки продолжительности впрыска СНГ в зависимости от вращения и нагрузки на коленчатый вал двигателя

Рис. 2. Таблица настройки продолжительности впрыска СНГ в зависимости от вращения и нагрузки на коленчатый вал двигателя

Минимальная продолжительность распыления СНГ должна быть не менее 2 мс, при обороте коленчатого вала 2000–2500 об/мин 12 мс и при 1500–2000 об/мин не более 14 мс. Это связано с тем, что максимальную продолжительность впрыска СНГ ограничивает вращение коленчатого вала двигателя и детонация двигателя.

Электронный блок ограничения (ЭБО) регулирует смещение штока шагового двигателя, изменяя вращение коленчатого вала двигателя. Например, смещение рычага на 1 см равно 1000 шагов двигателя. Максимальное смещение рычага шагового двигателя достигает 3 см. Как показано на рис. 3, программа настроена так, что при частоте вращения коленчатого вала двигателя более 1400 об/мин, соответствовало 1050 шагов или смещение 1,05 см шагового двигателя.

Настройка электронного блока ограничения и шага двигателя

Рис. 3. Настройка электронного блока ограничения и шага двигателя

Подачу дизельного топлива регулируют равным по объему допол-нительно опрыскиваемого СНГ, согласно диаграмме ограничения подачи, показанной на рис. 4.

Диаграмма ограничения подачи дизельного топлива в зависимости от вращения коленчатого вала

Рис. 4. Диаграмма ограничения подачи дизельного топлива в зависимости от вращения коленчатого вала

  1. Результаты экспериментальных исследовани й сажеобразования в режиме смешанного топлива

Проведены ряды испытаний и экспериментов на двигателе автобуса марки DAEWOO BS-106 для определения оптимального соотношения количества дизельного топлива и СНГ, впрыскиваемого в камеру сгорания, а также для определения взаимосвязи между образованием сажи и частотой вращения двигателя при газодизельном смешанном режиме работы.

Зависимость образования сажи от вращения коленчатого вала

Рис. 5. Зависимость образования сажи от вращения коленчатого вала

На рис. 5 представлены результаты измерения количества сажи при разных соотношениях дизели и газа в смеси, увеличивая частоту вращения коленчатого вала с 500 по 2200 об/мин.

На рис. 6 показана зависимость количества выбросов (сажи) от содержания СНГ в смеси при режиме двойного топлива, полученная на программе SPSS.

Зависимость образования сажи от содержания массовой доли газового топлива в смещанном топливе дизель-газ

Рис. 6. Зависимость образования сажи от содержания массовой доли газового топлива в смещанном топливе дизель-газ

Результаты свидетельствуют, что зависимость между содержания СНГ и количества выбросов — экспоненциальная.

Таблица 1

Результаты расчёта количества сажи в зависимости от содержания сжиженного газа в смеси

Модель

Результат модели

Рассчитанные параметры

R 2

F

зависимост ь

Постоянная

b1

Экспоненциальная

0.906

28.79

0.013

5.0

-0.025

По мере увеличения доли высоко-октановых и низкоцетановых топлив в смеси количество сажи уменьшается, но при подаче СНГ выше 30 % наблюдались задержка воспламенения и явление детонации.

Результаты, полученные на программе SPSS, показывают, что зависимость количества выбросов смешанного топлива от частоты вращения двигателя имеет линейный характер (рис. 7).

Таблица 2

Количеств о образованной сажи в зависимости от вращения коленчатого вала

Модель

Результат модели

Рассчитанные параметры

R 2

F

зависимост ь

Постоянная

b1

Линейная

0.996

1128.684

0.0

8.028

-0.002

Зависимость образования сажи от вращения коленчатого вала

Рис. 7. Зависимость образования сажи от вращения коленчатого вала

В смешанном топливном режиме выбросы уменьшаются по мере увеличения частоты вращения коленчатого вала, что связано с ограничением подачи дизельного топлива и увеличением подачи СНГ.

Вывод

При переводе автобуса Daewoo BS-106 на дизельно-газовый смешанный режим оптимальное весовое соотношение дизельного топлива и СНГ составляет 70:30.

Количество сажи в выхлопном газе не превышает 5 % при установленном нами оптимальном соотношении дизели и СНГ.

Литература:

  1. Отчёт службы мониторинга качества воздуха
  2. Б. Баярсурэн «Исследование некоторых критерий, влияющих на дизель-ный выхлопной газ», УБ: Докторская диссертация, 2004, — 10с.
  3. Звонов В. А. Токсичность двигателей внутренного сгорания. М. Машиностроение. 2011 г. 87с [52]
  4. Deo Raj Tiwari. Gopal P. Sinha. Performance and Emission Study of LPG Diesel Dual Fuel Engine. International Journal of Engineering and Advanced Technology. Feb. 2014. ISSN: 2249–8958, Volume-3, Issue-3, pp.198–203
  5. Ecopetrol S.A Ecopetrol S. A. Instituto Colombiano del Petróleo, A.A., Exhaust emissions evaluation of Colombian commercial diesel fuels” 4185 Bucaramanga, Santander, Colombia, 2 Emissions Research and Measurement Division, Environment Canada, Ottawa, Ontario,Canada, (Received 29 May 2003; Accepted 4 November 2003) PP-21, 22.
  6. Karim G., An experimentation of some measurements for improving the performance of gas fueled diesel engine at light loads, 1998, SAE Transactions, 912366
Основные термины (генерируются автоматически): дизельное топливо, коленчатый вал, коленчатый вал двигателя, SPSS, газовое топливо, дополнительное оборудование, зависимость образования сажи, оптимальное соотношение, Улан-Батор, шаговый двигатель.


Ключевые слова

дизельное топливо, сгорание дизельно-газового двойного топлива, программное обеспечение дополнительного оборудования для газового топлива, весовое соотношение в газодизельной смеси, количество сажи

Похожие статьи

Математическая модель для расчёта утечек через поршневые...

В двигателях внутреннего сгорания для уплотнения зазора между поршнем и гильзой используются компрессионные поршневые кольца.

При измерении компрессии коленчатый вал приводится в движение от стартёра или же остальными цилиндрами двигателя.

Математическая модель расчета двухтактных двигателей...

В двухтактных двигателях процессы впуска и выпуска совпадают по времени, поэтому вытеснение продуктов сгорания из цилиндра свежим зарядом сопровождается перемешиванием и приводит к частичной потере свежего заряда.

Сравнение ресурса неподвижных неразъемных соединений...

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Иж Планета 5 служит для преобразования

Коленчатый вал в данном двигателе сборный, представлен на рисунке 3

Для двигателя Иж Планета 5 такой режим эксплуатации является наиболее оптимальным с точки зрения ресурса.

Математическая модель свободнопоршневого двигателя Стирлинга

Ключевые слова: двигатель Стирлинга, математическая модель, термодинамическая модель, свободнопоршневой двигатель, двигатель

Двигатель Стирлинга — это машина, работающая по замкнутому термодинамическому циклу, в которой циклические процессы сжатия и...

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной...

Устойчивую позицию этим двигателям обеспечивают распространенность используемого топлива, преимущественно нефтяного

Для свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания в составе энергоустановки предпочтительно использование жидкостной системы...

Основные эксплуатационные дефекты гильз цилиндров...

Вращающийся коленчатый вал разобьет гильзу, поршень и шатун также будут повреждены.

Во время работы двигателя зеркало цилиндров подвергается абразивному и механическому изнашиванию вследствие проникновения в двигатель пыли.

Методика расчёта внутрибаллистических характеристик РДТТ при...

Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, разгар заряда, площадь горения. Проектирование заряда твердого топлива

В данной работе представлена методика расчёта зависимостей площади горения заряда и давления в КС от времени работы модельного РДТТ .

ТРД малой тяги для беспилотного летательного аппарата

Перечисленные выше двигатели фирм предназначены для авиамоделей, но, по-видимому, за неимением лучшего, они применяются в

В двигателе был применен серийный ротор (рис.1), так как характеристика компрессора (рис.2) удовлетворяла требования по расходу воздуха и...

Повышение эффективности двигателя с искровым зажиганием...

Дизельные двигатели, используя качественное регулирование на изменение нагрузки, освобождены от этого недостатка, на различных

топлива. В отличии от дизеля бензиновый двигатель работает на различных скоростных и нагрузочных режимах в узком диапазоне...

Похожие статьи

Математическая модель для расчёта утечек через поршневые...

В двигателях внутреннего сгорания для уплотнения зазора между поршнем и гильзой используются компрессионные поршневые кольца.

При измерении компрессии коленчатый вал приводится в движение от стартёра или же остальными цилиндрами двигателя.

Математическая модель расчета двухтактных двигателей...

В двухтактных двигателях процессы впуска и выпуска совпадают по времени, поэтому вытеснение продуктов сгорания из цилиндра свежим зарядом сопровождается перемешиванием и приводит к частичной потере свежего заряда.

Сравнение ресурса неподвижных неразъемных соединений...

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Иж Планета 5 служит для преобразования

Коленчатый вал в данном двигателе сборный, представлен на рисунке 3

Для двигателя Иж Планета 5 такой режим эксплуатации является наиболее оптимальным с точки зрения ресурса.

Математическая модель свободнопоршневого двигателя Стирлинга

Ключевые слова: двигатель Стирлинга, математическая модель, термодинамическая модель, свободнопоршневой двигатель, двигатель

Двигатель Стирлинга — это машина, работающая по замкнутому термодинамическому циклу, в которой циклические процессы сжатия и...

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной...

Устойчивую позицию этим двигателям обеспечивают распространенность используемого топлива, преимущественно нефтяного

Для свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания в составе энергоустановки предпочтительно использование жидкостной системы...

Основные эксплуатационные дефекты гильз цилиндров...

Вращающийся коленчатый вал разобьет гильзу, поршень и шатун также будут повреждены.

Во время работы двигателя зеркало цилиндров подвергается абразивному и механическому изнашиванию вследствие проникновения в двигатель пыли.

Методика расчёта внутрибаллистических характеристик РДТТ при...

Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, разгар заряда, площадь горения. Проектирование заряда твердого топлива

В данной работе представлена методика расчёта зависимостей площади горения заряда и давления в КС от времени работы модельного РДТТ .

ТРД малой тяги для беспилотного летательного аппарата

Перечисленные выше двигатели фирм предназначены для авиамоделей, но, по-видимому, за неимением лучшего, они применяются в

В двигателе был применен серийный ротор (рис.1), так как характеристика компрессора (рис.2) удовлетворяла требования по расходу воздуха и...

Повышение эффективности двигателя с искровым зажиганием...

Дизельные двигатели, используя качественное регулирование на изменение нагрузки, освобождены от этого недостатка, на различных

топлива. В отличии от дизеля бензиновый двигатель работает на различных скоростных и нагрузочных режимах в узком диапазоне...

Задать вопрос