В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, ценностного отношения к семье, младший школьник, проектная деятельность, кружковая работа.
Keywords: family, family education, value attitude to family, junior high school student, project activity, group work.
Вопрос о развитии ценностного отношения к семье в младшем школьном возрасте животрепещущий в нынешнее время, в виду того, что первые ученические годы одни из самых важных и серьезных в процессе становления личности. Первые ученические годы — это годы, когда у школьника происходит освоение и понимание норм и примеров ожидаемого поведения в кругу близких и на людях. Н. Е. Щуркова считает как раз таки младшие школьные годы более чувствительными для выстраивания когнитивного отношения к миру, совершенствование образования, собранности. И на данный момент, как нельзя более, в воспитании личности первенствующей миссией является создание человека, «уважающего и принимающего ценности семьи и общества» [6, с. 38].
Однако же выстраивание ценностного отношения к семье у младших школьников как отдельное направление не отмечается. Потому и в сегодняшней России было замечено повышение регресса внутрисемейных взаимоотношений, оскудение значимости семьи и в человеческом обществе все больше ведают о потребности поменять возникшую обстановку. Ю. П. Азаров, занимаясь семейной педагогикой, излагал свои мысли так: «Значительную роль на становление личности ребенка играет образ жизни семьи, тип домашнего воспитания, обычаи и средства домашнего воспитания, каковые в общей сумме составляют для ребенка ту обстановку, входя в которую, он изначально узнает свои социально-ценностные особенности» [1, с. 12].
Термины «семья» и «семейное воспитание» в течение длительного периода изучали мировые научные деятели.
Семья — социально-ценностный институт, члены которого связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.
Через развитие семьи можно рассматривать развитие общества в целом.
В первую очередь родители, а затем уже и другие члены семьи являются первыми воспитателями ребенка. Сила и действенность семейного воспитания несравнимы, в том числе и с очень квалифицированным общественным воспитанием.
Семейное воспитание — это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении, защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. А. Д. Даусон был в числе первых, кто сделал усилие над тем, чтобы выяснить уклад отношений в браке. Он считал, что «семья — неизменная общественная ячейка: государства возникают в результате объединения семей». «Всякая семья составляет часть государства» [2, с. 34].
В состав семьи должно входить несколько видов отношений: биологические, экономические и духовно-нравственные. Мыслитель излагает о том, что только в сумме все эти критерии будут давать в итоге сложенную семью и малейшее отклонение от системы сделает её более слабой и плохо защищенной.
Большое значение имеет восприятие ценностного отношения к семье, так как семья является важным институтом социализации личности в течение всего жизненного пути, в который входят всевозможные области: управление бытом дома, фондирование денег, развитие дитя и формирование у него ценностей семьи, совместное времяпрепровождение и др.
Выражения «отношение» и «ценность» неразрывно связаны между собой и создают следующие выражения: «ценностное отношение», «ценностные ориентации».
Процесс формирования ценностного отношения у детей запрашивает определенную обязанность и осознанность, умения владеть видами деятельности. Этот процесс считается одним из основных способов в работе педагога, у которого есть право самому изобретать и внедрять нововведения в воспитательную деятельность.
Под ценностными отношениями имеется в виду позитивное отношение индивидуума к целой системе ценностей, признанных в обществе, связь между объектом и субъектом с позиции пользы или вреда, который он приносит.
Исследованием вопроса о формировании ценностного отношения к семье занимались вошедшие в историю ученые: С. П. Акутина, В. В. Николина, Е. К. Узденова, Е. И. Зритнева, А. В. Мудрик, B. C. Мухина, Н. Е. Щуркова, О. С. Пермовская.
Младший школьный возраст в жизни ребенка становится стартом главного и серьезного срока формирования моральных качеств, допускается сказать об установлении фундамента ценностно-смысловой сферы личности.
В младшем школьном возрасте ценностное отношение детей к своей семье претерпевает большие преобразования — дитя начинает относиться к своим родителям через призму установленных социальных норм, которые уловил в школе. Это отношение характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений родителей общим нравственным нормам. Происходит как бы проверка ценностей общества в конкретных взаимоотношениях людей. И этот результат освоения и осознания ценностных ориентаций в действительности реализуется в индивидуальных поступках и поведении ребёнка.
Исследования современных ученых А. Л. Харчева и М. С. Мацковского в области психологии ценностей указывают, что «в жизни детей и подростков главными становятся ценности материальные (развлечения, материальное обеспечение), а не духовные. Поэтому главной задачей современной школы является сохранение и развитие индивидуально-личностных качеств подрастающего поколения, а также формирование адекватного, осмысленного взгляда на жизнь, иерархию ценностей» [5, с. 15].
В последние годы проблему формирования ценностного отношения к семье у младших школьников пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Н. А. Кочкина считает, что «метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов» [3, с. 11].
Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Проектирование (проектная деятельность) — это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.
Для эффективной реализации процесса формирования ценностного отношения к семье у младших школьников, как к социально значимой ценности, необходимо личностно и глубоко погрузиться в тему. Выбор метода проектной деятельности, позволяет связать между собой сферу теоретических знаний и практическую деятельность. Выполняя проект, школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем. Учащиеся в ходе данной деятельности не только разрабатывают учебные, творческие проекты, но и открывают смысл ценности «семья». В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых занятий, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение изученного курса. При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на степень творчества, оригинальность, но прежде всего на умение проектировать правильный с точки зрения социальной значимости образ будущей семьи.
Экспериментальная работа была направлена на выявление реального уровня сформированности ценностного отношения младшего школьника к семье. Работа проводилась в МБОУ «Бирикчульская средняя общеобразовательная школа» п. Бирикчуль Аскизского района, Республики Хакасия. В экспериментальной группе приняли участие: младшие школьники 3 «Б» класса в возрасте 8–10 лет — 26 человек (13 — мальчиков, 13 — девочек).
В ходе исследования были определены показатели ценностного отношения к семье: понимание ценности семьи; осознание необходимости ценностного отношения к семье; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботу членов семьи, потребность в общении, взаимопонимании, доверии, чуткость к доброте, порядочности, верности; умение владеть собой, управлять чувствами, способность к морально-нравственным ориентирам, проявление ответственности в дружбе, любви, семейных отношениях, активном участии в жизни семьи, оказание помощи родителям, родственникам, нести ответственность за свои поступки, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности в семье.
Для выявления уровня ценностного отношения к семье нами были использованы: опросник для детей «Диагностика отношения к жизненным ценностям», проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и А. Кауфман; Л. М. Костина), тест «Отношение детей к семье», метод «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви), анкета «Я и моя семья» (Р. В. Овчарова).
Результаты проведенной работы позволили распределить учащихся в соответствующие группы: высокий уровень ценностного отношения к семье, недостаточно высокий уровень, средний уровень и низкий уровень.
По результатам проведения методик мы выявили, что с высоким уровнем ценностного отношения 7 учащихся, что составляет 27,5 %. На данном уровне сформированы нравственные понятия, относящиеся к сфере семейных отношений. Осознается значимость семьи в жизни каждого человека и общества в целом. Характерны доверительные отношения с родителями, а также нормальное поведение в семье и обществе. Учащиеся этой группы имеют необходимые хозяйственно-трудовые навыки и умения.
К недостаточно высокому уровню мы отнесли 10 учащихся, что составляет 31,5 %. Они имеют в целом правильные представления о нравственных понятиях, характеризующих сферу семейных отношений, о роли семьи в жизни личности и общества, ими признается ценность внутрисемейного общения. У младших школьников проявляется личностное осмысление ценностей семьи. Дети с недостаточно высоким уровнем обладают определенным объемом знаний и представлений о семье и ее ценностях, однако у них недостаточно развиты эмоциональная отзывчивость и чувства, переживания и забота о родных, способность нести ответственность за свои поступки.
Со средним уровнем ценностного отношения 8 учащихся, что составляет 30 %. Такие дети обладают определенными знаниями, достаточно поверхностными представлениями о понятии «ценностное отношение к семье», отличаются слабой степенью осознанности ответственности в построении внутрисемейных отношений. Хозяйственно-бытовые умения, навыки и привычки сформированы частично. Учащиеся имеют упрощенные представления о нравственных понятиях, о семье и ее роли в жизни людей и общества.
К низкому уровню относится 3 человека, что составляет 11 % учащихся. Они обладают ограниченным представлением о понятии «ценностное отношение к семье», не понимают значимости нравственной основы семьи, безучастны к домашнему труду, отсутствует забота о членах своей семьи. Все показатели ценностного отношения к семье развиты крайне слабо.
Для повышения уровня ценностного отношения к семье нами была организована проектная работа на уроках кружка, в том числе и с родителями. Работа была организована через психолого-педагогическое просвещение с опорой на воспитательный потенциал семьи, с учетом семейного уклада, образа жизни, традиций. Так же через непрерывное и систематическое наблюдение за развитием ценностного отношения в семье у учащихся. Через изучение фактов, влияющих на ценностное восприятие семьи младшими школьниками и через активизацию деятельности родителей в совместных с детьми воспитательных мероприятиях.
Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников происходило с помощью таких форм организации проектной деятельности на занятиях кружка, как игры на знакомство, воспитательные часы, дидактические игры, беседы, диалоги, видеокейсы, тренинги для родителей и детей. Особым воспитательным потенциалом богаты такие формы и методы во взаимодействии педагога с родителями, в ходе которых родители вовлекаются в активное участие в воспитательные занятия. Совместные беседы-дискуссии, семинары-тренинги, практикумы, интеллектуально-развлекательные и спортивные мероприятия и др.
После проведения формирующего эксперимента улучшились показатели ценностного отношения к семье. Учащихся с высоким уровнем стало 8 человек, что составляет 32 %, с недостаточно высоким уровнем — 10 человек, что составляет 40 %. Со средним уровнем ценностного отношения к семье — 6 человек, что составляет 24 %, и с низким уровнем — 1 человек, что составляет 4 %.
В ходе экспериментальной работы было доказано, что в настоящее время одной из действенных форм обучения и воспитания является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность на занятиях кружка позволяет активно привлекать учеников и родителей к совместной работе, что приводит к повышению уровня сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников.
Литература:
- Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015. 496 с.
- Даусон, А. Д., Утемов В. В. Формирование семейных ценностей у детей: методическое пособие. Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. 40 с.
- Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с.
- Макаренко, А. С. О воспитании в семье. Изб. пед. произведения. — М.: Учпедгиз, 1955. — 320 с.
- Харчев, А. Л., Мацковский, М. С. Современная семья и её проблемы. М., 1997 г.
- Щуркова, Н. Е. Новое воспитание. Изд. Педагогическое общество России. 2000–130 с.