Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 465 раз

Библиографическое описание:

Комарова, О. Н. Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе / О. Н. Комарова, В. А. Стрункина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46842/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрыта сущность понятий «проект», «ценностное отношение к природе». Показана возможность использования разных типов проектов во внеурочной деятельности, сопряженной с предметом «окружающий мир». Описана технология использования данного метода для формирования у младших школьников ценностного отношения к природе.

Ключевые слова: младший школьник, проект, экологическая культура, ценностное отношение к природе, исследовательский проект, социальный проект

Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.).

Формирование личностной культуры школьников предусматривает достижение учащимися определенных личностных результатов, связанных с знаниями о природе, отношением к ней и преобразованием окружающей среды.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир (обществознание и естествознание») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде [1].

Проблема воспитания бережного отношения к природе рассматривалась как в классических педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. А. Сухомлинский и др.), так и в современной педагогической литературе (Н. Ф. Виноградова, Н. С. Дежникова, С. Д. Дерябо, А. А. Плешаков, И. В. Цветкова и др.). «В условиях реализации концепции образования для устойчивого развития особую актуальность приобретает эмоционально-ценностная составляющая общего образования, которая выражается в усвоении учащимися ценностей живой природы» [2, с.82].

Понятие «экологическая культура» понимается «совокупность взглядов на природу и осознанного отношения к ней, выраженных в надлежащем поведении человека и во всей его практической деятельности. В содержании данного понятия можно выделить три взаимосвязанных компонента — это экологическое сознание, соответствующее отношение и активная практическая деятельность» [3, с.138].

Неотъемлемой частью экологической культуры является сформированность ценностного отношения к природе.

«Ценностное отношение к природе представляет собой действенную сознательную связь человека с объектами природы по ее восстановлению, сохранению и развитию в процессе активной деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия ее ценностей» [3, с.142].

Ценностное отношение человека к природе заключается в том, что:

‒ он активно познает природу, воспринимает ее через красоту;

‒ понимает окружающий мир через гармоничное взаимодействие природы, общества и человека;

‒ получает знания о природе;

‒ осознает свою роль в деятельности по сбережению и восстановлению природы;

‒ мотивы собственной деятельности основывает на знаниях о природе, эстетического восприятия ее объектов и нравственном отношении к ней;

‒ преобразует когнитивный компонент в ценность природы для себя и общества в целом.

Таким образом, мы имеем дело с формированием у учащихся различных уровней личностных результатов: от знания к действию (через эмоциональное восприятие).

Л. Н. Толстой обозначил, что «отношение человека к миру определяется не только рассудком, но и чувством, всею совокупностью духовных сил человека» [4, с.121].

Формирование личностных результатов образования предполагает следующую логику:

‒ приобретение ребёнком экологического знания — экологическая грамотность (первый уровень результатов)

‒ переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к природе — ценностное отношение к природе (второй уровень результатов)

‒ приобретение ребёнком опыта самостоятельного действия — активная практическая деятельность (третий уровень результатов) [5, с.3].

Познавательная сфера детей младшего школьного возраста активно развивается: ребенок начинает интересоваться окружающим миром, исследовать его процессы и явления. «Общение с природой позволяет ребенку младшего школьного возраста понимать ее многообразие, универсальную ценность как образ всего окружающего мира. Природа дарит ребенку минуты духовного и физического отдыха и здоровья, поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья» [6, с.67–68].

Способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к природе может метод проектов, используемые как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности.

Родоначальником данного метода можно назвать американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, который предлагал строить процесс обучения на познавательной активности и любознательности ребенка. В России сторонниками метода проектов были С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.

В современной педагогике метод проектов понимается как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [7, с.66].

Современные подходы к образованию — личностно-деятельностный, культуросообразный и компетентностный — ориентируют на развитие самостоятельного мышления учащихся, освоение знаний на личностном уровне, обретение культурных ценностей в процессе проживания отношений.

Существует огромное количество типов проектов. Их типология строится на основных признаках.

При формировании у школьников ценностного отношения к природе целесообразно использовать исследовательские, творческие или театральные и социальные проекты.

Первый из них характеризуется исследовательской деятельностью ребенка. Уже в младшем школьном возрасте, используя данный метод, учащийся может собрать информацию о природных объектах, осознать их взаимосвязь и значение для человека. Выполняя исследовательские проекты по окружающему миру учащийся сможет достичь первого уровня личностных результатов — знания о природе, которые формируют экологическую грамотность ребенка.

Творческий или театральный проект может повлиять на эмоциональное переживание ребенком какой-либо проблемы, восприятие каких-либо объектов или событий в мире природы. Работая над таким проектом у ребенка формируется ценностное отношение к природе через умение видеть ее красоту и беспомощность перед человеком. То есть достигается второй уровень личностных результатов, связанных с экологическим воспитанием.

Социальные проекты нацелены на становление нравственно-этического поведения в природе, нацеленного на ее сохранение и привлечение общественности к экологическим проблемам.

В 1–2 классах возможно проведение исследовательских проектов на темы: «Разнообразие растительного мира своего региона», «Разнообразие животного мира своего края», «Особенности климата и сезонных изменений в природе своего региона».

В 3 классе возможны театральные проекты, в ходе которых ребенок может выступать в роли природных объектов, пытаясь эмоционально переживать их состояние в той или иной ситуации. Творческий же проект поможет эмоционально воспринимать красоту окружающего мира. Это могут быть выставки рисунков, экологические праздники и конкурсы стихов о красоте природы.

В 4 классе у ребенка уже сформирована некая ценностная позиция по отношению к природе. Он может ее демонстрировать своим поведением, участвуя в различных экологических акциях. Это может быть сбор макулатуры, сбор батареек, пластиковых бутылок, проведение акции «Очистим свой школьный двор» и т. д.

Таким образом, метод проектов может стать одним из эффективных методов формирования у младших школьников ценностного отношения к природе. Создание условий для роста самостоятельности позволит достигнуть таких характеристик личности младшего школьника, как любознательность, желание активно и заинтересованно познавать мир, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать, любовь и уважение к природе своего края и Родины.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. https://docviewer.yandex.ru/?uid=122606277&url=ya-mail %3A %2F %2F161285161655209377 %2F1.3&name=poop_noo_reestr %20(14).doc&c=589c56a87688
  2. Беляева Е. Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе как одно из условий развития личности школьника // Наука и школа. 2012. № 1. С.81–84.
  3. Терентьева Л. И. Педагогическая сущность понятия «ценностное отношение к природе» / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 3. — Архангельск, Издательство: Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, 2009.
  4. Толстой Л. Н. Избр. Философ. Произв. / Сост. Н. П. Семыкин. — М., 1992.
  5. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011.
  6. Савинова Л. Ю., Крылова Д. С. Особенности организации экскурсий как средства воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе. / Герценовские чтение. Начальное образование. Т.8, № 2. — СПб, 2017.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. — М: Издательский Центр «Академия», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ценностное отношение, окружающий мир, природа, младший школьный возраст, общее образование, проект, уровень результатов, активная практическая деятельность, внеурочная деятельность, младший школьник.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство мотивации к военно-профессиональному самоопределению нахимовцев

В статье рассматривается формирование военно-профессионального самоопределения посредством апробации субъектно-деятельностного подхода, а именно через реализацию проектной деятельности. В материале описывается воспитательный потенциал проекта «Истори...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по истории, обществознанию и праву

В статье рассматривается опыт организации внеурочной работы по истории, обществознанию и праву в форме детско-взрослого сообщества «Интеллектуальный клуб «Дилемма», который объединяет школьников, студентов — будущих учителей и педагогов. Авторы отмеч...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов

В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство мотивации к военно-профессиональному самоопределению нахимовцев

В статье рассматривается формирование военно-профессионального самоопределения посредством апробации субъектно-деятельностного подхода, а именно через реализацию проектной деятельности. В материале описывается воспитательный потенциал проекта «Истори...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Детско-взрослое сообщество как форма внеурочной работы по истории, обществознанию и праву

В статье рассматривается опыт организации внеурочной работы по истории, обществознанию и праву в форме детско-взрослого сообщества «Интеллектуальный клуб «Дилемма», который объединяет школьников, студентов — будущих учителей и педагогов. Авторы отмеч...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»

В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов

В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Задать вопрос