В эпоху глобализации каждая сфера нашей жизни перестраивается под современные реалии. В сфере образования основная тенденция в современном мире — это интернационализация образования. В настоящее время интернационализация является необходимым элементом в сервисных функциях высших учебных заведений для того, чтобы производить высококвалифицированные и конкурентоспособные человеческие кадры на мировом уровне. А для того, чтобы усилить процессы глобализации, необходимо привлекать как можно больше иностранных студентов.
Ключевые слова: высшее образование, интернационализация образования, Республика Корея, Сеульский Национальный Университет
In the era of globalization, every sphere of our life is being reshaped to fit the modern realities. In the field of education, the main trend in today's world is the internationalization of education. Currently, internationalization is a necessary element in the service functions of higher education institutions in order to produce highly qualified and competitive human resources at the global level. And in order to enhance the processes of globalization, it is necessary to attract as many foreign students as possible.
Сеульский национальный университет — первый в Корее национальный университет, основанный в 1946 году и имеющий 16 колледжей, 1 программу аспирантуры и 9 профессиональных школ. В настоящее время в СНУ работает 2,851 штатных преподавателей, которые отвечают за 16 325 студентов и 10 616 аспирантов. Получив независимость от Японии в 1945 году, Сеульский национальный университет открылся в октябре 1946 года. используя здания Сеульского Императорского колледжа, первого университета в Южной Корее, который был основанного японскими колониальными хозяевами [3]. На протяжении всей своей истории СНУ имеет давнюю традицию отстаивать демократию и мир, готовя своих студентов к ключевым должностям в качестве государственных служащих в корейском правительстве. Как говорится на его домашней странице, СНУ представляет собой «традицию совершенства, почитания государственной службы, новаторства в области знаний». На протяжении многих лет СНУ занимает первое место среди корейских университетов и рассматривает себя как выдающийся престижный университет. Миссия на двадцать первый век делает сильный акцент на исследовательской деятельности, оставаясь лидером в области высшего образования в Корее.
Сеульский национальный университет осознал, что в последнее время перед университетами стоит задача подготовить студентов к работе и жизни в условиях растущей конкуренции. Поэтому они стремится «разнообразить состав студентов и преподавателей, содействовать глобальному обмену и продвигать новаторские исследования во всех областях знаний». Однако традиционные ценности очень важны, поскольку СНУ также внес большой вклад в развитие и прогресс страны, сыграв ключевую роль в ее модернизации и демократизации». Таким образом, как говорится в послании президента, «СНУ теперь готов взять на себя роль лидера в мире в создании академических ценностей путем преобразования корейских ценностей в универсальные ценности» [7].
В последнее время СНУ пытается повысить свою глобальную конкурентоспособность и качество образования, чтобы улучшить свое положение в рейтинге на мировом рынке высшего образования. Как отмечает Управление по международным делам, международная экономическая позиция Кореи находится в «двадцатке» вместе с наиболее развитыми экономиками мира. Поэтому самый престижный университет Кореи также должен быть в двадцатке лучших в мире. Поэтому СНУ планирует стать одним из двадцати лучших университетов мира, признавая необходимость интернационализации своего высшего образования и привлечения иностранных студентов. Поэтому он делает больший акцент на приеме особо высококвалифицированных студентов и преподавателей.
В 2010 году СНУ подписал договора о взаимопонимании с 811 учебными заведениями из более чем 40 стран мира. (220 университетов, 351 колледж, 240 институтов). Для обмена студентами существует два основных варианта:
— Программа обмена студентами: 450 студентов по обмену по соглашению между университетами в год;
— Программа приглашенных студентов: 200 приезжих студентов в год.
Программа корейского языка и культуры (KLCP) предоставляет различные типы программ для изучения корейского языка:
— Регулярная программа: десятинедельные занятия для иностранцев с предоставлением жилья;
— Программа подготовки преподавателей: 14-недельная для иностранцев, заинтересованных в изучении корейского языка;
— Краткосрочные программы: краткосрочные занятия для повседневного использования для разных уровней [5].
У студентов есть возможность получить стипендию на эти программы, включая оплату обучения или другие финансовые вознаграждения. В настоящее время на курсах корейского языка обучается 518 студентов. В целом, 700 курсов из 6 592 курсов преподаются на английском языке, что составляет 10,62 %. Особенно высокий процент курсов с преподаванием на английском языке наблюдается в Колледже делового администрирования и инженерном колледже, где 20 % курсов преподаются на английском языке. Высшая школа международных исследований предлагает все курсы на английском языке. В общей сложности, в университете обучается 1603 иностранных студента, желающих получить степень. (5,53 % от общего числа зачисленных студентов), из них 256 аспирантов, 562 выпускника (5,1 %) и 785 студентов бакалавриата (4,39 %). В 2017 году было 397 прибывших и 572 выбывших студентов по краткосрочным программам обмена. Кроме того, СНУ имеет 13 программ двойного диплома (с 5 университетами США, 7 университетами Франции и 1 университетом Китая) и одна совместная программа с немецким университетом. Кроме того, СНУ предлагает несколько программ стажировки для иностранных студентов, получающих конкретную степень, по запросу различных компаний, таких как SAMSUNG или LG. Ежегодно СНУ организует «Международный летний институт»- пятинедельную программу [7].
Благодаря своей престижной роли в корейском высшем образовании, у СНУ никогда не было проблем с привлечением иностранных студентов и преподавателей. Привлечение иностранных преподавателей не было вызвано усилиями по интернационализации, а скорее для того, чтобы нанять высококвалифицированных преподавателей со всего мира. Это, в свою очередь, повлияло на количество программ на английском языке.
Также для привлечения иностранных студентов предусмотрены стипендиальные программы. Например, в весеннем семестре 2017 года около 5,7 миллионов корейских вон (US$ 5,28 млн.) было предоставлено примерно 250 иностранным аспирантам, а 1,7 миллионов корейских вон (US$ 1,6 млн.) — 50 иностранным студентам бакалавриата. Вариантами получения стипендий являются:
— Университетская стипендия: 300 доступных мест, в общей сложности 100 000 долларов США предоставляется студентам с отличной успеваемостью;
— Внутренняя стипендия для студентов из развивающихся стран (программа «Гло-гармония»): Доступно 10 мест, общая сумма US$ 50,000 предоставляется в семестр вновь принятым студентам, которые являются гражданами развивающихся стран. Студенты бакалавриата, являющиеся гражданами стран — получателей стипендий ОЭСР/КСР, могут подать заявку; полная предоставляется полная плата за обучение до окончания учебы, а также частичные расходы на проживание и учебу, и авиаперелет, предоставляемые стипендиальным фондом Samsung Equal Opportunity Scholarship Foundation;
— Стипендия для выдающихся иностранных студентов (программа GSFS): доступно 20 мест, в общей сложности US$ 100,000 предоставляется на семестр для вновь принятых студентов студентам бакалавриата; полная стоимость обучения предоставляется до окончания учебы, а также частичная оплата проживания и академических расходов, авиабилеты предоставляется стипендиальным фондом Samsung Equal Opportunity Scholarship Foundation;
— Глобальная стипендиальная программа Samsung в СНУ: доступно 4 места, общая сумма US$ 45,000 в год США в год поддерживает иностранных студентов для обучения и завершения 2-х летних магистерских курсов с финансовой помощью компании Samsung Electronics компания Samsung Electronics; покрывает полную стоимость обучения, проживание в общежитии, медицинскую страховку, ежемесячные расходы на проживание, два полета на самолете в оба конца. расходы, два авиабилета в оба конца, стажировку в компании Samsung во время каникул.
В последние годы приоритет международного образования только усилился, что также вызвано изменением политики финансирования. Будучи национальным университетом, СНУ сильно зависят от государственных средств. С увеличением доли государственных средств, распределяемых на конкурсной основе, возросла зависимость от дополнительных внешних средств, что вынуждает университет соответствовать государственной политике и стратегии. Однако престижное положение университета, а также высокие показатели в научно-исследовательской деятельности позволяют ему привлекать дополнительные финансовые средства, которые распределяются на стипендии для иностранных студентов.
Литература:
- Byun, K., & Kim, M. (2010). Shifting patterns of the government's policies for the internationalization of Korean higher education. Journal of Studies in International Education, pp. 1–20.
- Kim, T. (2008). Higher-Education Reforms in South Korea: public-private problems in internationalising and incorporating universities. Policy Futures in Education, Vol. 6, No. 5, pp. 558–568.
- Kim, T. (2005). Internationalisation of higher education in South Korea: Reality, rhetoric, and disparity in academic culture and identities. Australian Journal of Education, Vol. 49, No. 1, pp. 1–28.
- Moon, M., & Kim, K.-S. (2001). A case of Korean higher education reform: The Brain Korea 21 Project. Asia Pacific Education Review, Vol. 2, No. 2, pp. 96–105.
- Sorensen, C. W. (1994). Success and education in South Korea. Comparative Education Review, Vol. 38, No. 1, pp. 10–35.
- Tierney, W. G. (1988). Organizational culture in higher education. The Journal of Higher Education, 59(1), pp. 2–21.
- Winston, G. (1999). Subsidies, hierarchy and peers: The ackward economics of higher education. Journal of Economic Perspectives, Vol. 13, No. 1.