В июле 2020 года Европейский парламент принял первый пакет Пакета мобильности, который устанавливает новые правила в отношении автомобильных перевозчиков на территории Европейского Союза. В Пакете мобильности большое внимание уделяется режиму работы и отдыха водителей. Некоторые положения этого Пакета распространяются и на компании, находящиеся вне ЕС, однако осуществляющие деятельность на его территории. Данный пакет состоит из двух регламентов и директивы: Регламент (ЕС) 2020/1054 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 г., Директива (ЕС) 2020/1057 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 г., Регламент (ЕС) 2020/1055 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 г.. Данный Пакет вносит важные изменения в области цифровизации автомобильных грузовых перевозок.
Регламент (ЕС) 2020/1054 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 г., предусматривающий внесение поправок в Регламент (ЕС) № 561/2006 в отношении минимальных требований к максимальному дневному и еженедельному времени вождения, минимальным перерывам, ежедневным и еженедельным периодам отдыха и Регламенту (ЕС) № 165/2014 в отношении позиционирования с помощью тахографов [1] (далее — Регламент ЕС 2020/1054) вступил в силу на двадцатый день после публикации его в Официальном журнале ЕС (20 августа 2020) [2].
В данном Регламенте (ЕС) 2020/1054 в пункте 34 Преамбулы говорится о распространении Регламента на страны, не являющиеся членами ЕС: «Важно чтобы транспортные предприятия, основанные в третьих странах, были субъектами правил, которые эквивалентны правилам Союза, при осуществлении автодорожных транспортных операций по территории Союза. Комиссия должна оценить применение этого принципа на уровне Союза и предложить адекватные решения для переговоров в контексте Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, участвующих в международных автомобильных перевозках («Соглашение ЕСТР»)». В отношении стран, не являющимися членами Евросоюза действует Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 года [3]. Россия является членом соглашения.
В настоящее время перевозчикам из стран, не являющимися членами ЕС значительно легче обслуживать перевозки. Ввиду несоответствия положений Пакета положениям ЕСТР, для перевозчиков из третьих стран продолжает действовать ЕСТР, в том числе и для российских перевозчиков. Тем не менее важно отметить стремление Европейского союза распространить новые правила на всех перевозчиков, которые осуществляют или будут осуществлять перевозки на его территории.
В области цифровизации Регламент ЕС 2020/1054 делает акцент на замене аналоговых тахографов на смарт-тахографы. Трахограф — это устройство, которое используется на борту транспортных средств для контроля скорости авто, режима труда и отдыха водителей и экипажа. Смарт-тахографы отличаются тем, что регистрируют местоположение автомобиля, регистрируют место начала работы, завершения работы, пересечение границы. Записи тахографа должны предоставляться водителем при проверке на дороге, могут быть запрошены у перевозчика компетентными органами государств-членов ЕС.
Принята Директива (ЕС) 2020/1057 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 г., устанавливающая особые правила в отношении Директивы 96/71/ЕС и Директивы 2014/67/ЕС для размещения водителей в секторе автомобильного транспорта и внесения поправок в Директиву 2006/22 /ЕС в отношении требований правоприменения и Регламента (ЕС) № 1024/2012 [4] (далее — Директива (ЕС) 2020/1057).
Так, Директива (ЕС) 2020/1057 устанавливает, что при проверке на дороге должна предоставляться копия уведомления о командировании (декларация о размещении), представленная через IMI (Internal Market Information System — Информационная система внутреннего рынка, установленная Регламентом (ЕС) No 1024/2012 Европейского парламента и Совета), свидетельство транспортных операций, происходящих в стране-члене ЕС (например электронная накладная — e-CMR) (i-ii, b, подп. 11 ст. 1).
Данное нововведение является реализацией положений Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., а именно Дополнительного протокола к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающегося электронной накладной 2008 г. Данный протокол вступил в силу в 2011 году, к нему присоединились 26 государств, включая 17 стан-членов ЕС. Россия присоединилась к протоколу и ратифицировала его. Первое применение состоялось в 2017 году, когда была осуществлена первая перевозка с применением e-CMR между Францией и Испанией (обе страны подписали протокол). Европейский союз планирует полностью перейти на электронные накладные к 2025 году. Это следует из Положения об электронной информации о грузовых перевозках (eFTI), принятое Советом ЕС 7 апреля 2020 г., которое 4 мая 2020 года одобрил комитет по транспорту и туризму Европейского парламента.
В качестве преимуществ электронной накладной отмечается снижение затрат, что выражается в снижении расходов на обработку, уменьшение бумажной работы, более быстрое выставление счетов, снижение случаев несоответствия при отгрузке и получении товара, также повысится прозрачность: введение электронных накладных позволит лучше контролировать и отслеживать отправления, проще получать доступ к информации, предоставит возможность подтверждать получение и доставку отправления в режиме реального времени. Благодаря электронному формату электронные накладные e-CMR могут быть объединены с другими услугами, которые предоставляются транспортными компаниями.
Основными проблемами, которые могут возникнуть на пути к реализации данного проекта, могут стать большие затраты, которые необходимы для внедрение как смарт-тахографов, так и электронных накладных. Более того, некоторые перевозчики не заинтересованы в прозрачности документации при осуществлении перевозок [5].
В настоящее время Европейский Союз подтверждает свою приверженность необходимости дальнейшей цифровизации в области автомобильных грузовых перевозок. Предполагается, что в ближайшие годы перевозчикам из третьих стран придется выполнять требования, которые предъявляются перевозчикам внутри ЕС. Этот процесс начался уже сейчас и вполне реален переход на e-CMR в перспективе 10 лет перевозчиков из стран, которые желают осуществлять перевозки на территорию Европейского Союза, учитывая возможную полную реализацию на территории ЕС таких проектов, как электронная накладная к 2025 году.
Литература:
- Regulation (EU) 2020/1054 of the European Parliament and of the Council of 15 July 2020 amending Regulation (EC) No 561/2006 as regards minimum requirements on maximum daily and weekly driving times, minimum breaks and daily and weekly rest periods and Regulation (EU) No 165/2014 as regards positioning by means of tachographs // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2020.249.01.0001.01.ENG&toc=OJ:L:2020:249:TOC (Date of access: 21.04.2022).
- Official Journal of the European Union, Volume 63, 31 July 2020. // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ %3AL %3A2020 %3A249 %3ATOC (Date of access: 23.04.2022).
- Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) // URL: https://unece.org/DAM/trans/doc/2010/sc1/ECE-TRANS-SC1–2010-AETR-ru.pdf (Дата обращения: 23.04.2022).
- Directive (EU) 2020/1057 of the European Parliament and of the Council of 15 July 2020 laying down specific rules with respect to Directive 96/71/EC and Directive 2014/67/EU for posting drivers in the road transport sector and amending Directive 2006/22/EC as regards enforcement requirements and Regulation (EU) No 1024/2012 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2020.249.01.0049.01.ENG&toc=OJ:L:2020:249:TOC (Date of access: 22.04.2022).
- Вишневская А. С., Карпач Е. Д. Внедрение электронных накладных в практику международных перевозок: выгоды и проблемы, УО «Белорусский государственный экономический университет» // URL: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2021/akt_problemy_inform_i_document_obespech_upr/5/Vishnevskaya_Karpach.pdf (Дата обращения: 21.04.2022).