Анализ процессов перевозки опасных грузов в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Мартынюк, Д. А. Анализ процессов перевозки опасных грузов в России / Д. А. Мартынюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 243-247. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65354/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье показано, что с 1994 года в России сложилась ситуация, когда при организации перевозок опасных грузов одновременно применяются Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Правила) и положения Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Сегодня с интенсивной цифровизацией всех отраслей экономики России, для перевозчиков и контролирующих ведомств, применяющих устаревшие технологии и требования перевозки опасных грузов (ОГ), создаются совершенно новые инновационные подходы и пути решения к процессам перевозки ОГ. Возникают определенные трудности для отслеживания таких грузов во время их транспортировки, так как между этими документами есть принципиальные различия и нормативные противоречия.

Ключевые слова: опасные грузы, перевозка опасных грузов, модернизация процессов перевозки, цифровизация транспортной отрасли, контроль перевозок, маршрут перевозок опасных грузов.

The article shows that since 1994 in Russia there is a situation when the Rules of transportation of dangerous goods by road (rules) and the provisions of the European agreement on the international carriage of dangerous goods by road (ADR) are simultaneously applied in the organization of transportation of dangerous goods. Today, with the intensive digitalization of all sectors of the Russian economy, completely new innovative approaches and solutions to the processes of transportation of exhaust GASES are being created for carriers and regulatory agencies that use outdated technologies and requirements for the transportation of dangerous goods (OG). There are certain difficulties for tracking such goods during their transportation, since there are fundamental differences and regulatory contradictions between these documents.

Keywords: dangerous goods, transportation of dangerous goods, modernization of transportation processes, digitalization of the transport industry, control of transportation, route of transportation of dangerous goods.

Российские Правила перевозки опасных грузов остаются неизменными в течение последних 14 лет. Для сравнения: Договор о перевозке опасных грузов (ДОПОГ), который действует на территории 27 европейских государств, дополняется и корректируется каждые два года. Изменения и поправки, которые были внесены и вносятся в это Соглашение, всегда объемны, конструктивны и составляют около 15 %, а работают с 1 января 2009 года. [1, 2]

В связи с большими расхождениями и разногласиями МВД России в 2001 году по своей инициативе подготовило новую редакцию Правил. Она прошла согласование с такими крупными ведомствами как МЧС, Минприроды, Госстандартом России, но так и не была утверждена Минтрансом РФ. В итоге в настоящее время уровень нормативно — правового регулирования перевозок опасных грузов в России соответствует уровню регулирования в европейских государствах в начале 1990-х годов. [2,8]

Несовершенная, без новых поправок, нормативно-правовая база создает неоправданные трудности при ее применении. Достаточно часты случаи, когда водитель и инспектор безопасности дорожного движения рассматривают одну и ту же правовую норму перевозки опасных грузов по-разному, то конфликтная ситуация практически неизбежна. [9,10]

Различных вопросов и проблем, требующих единого решения, оказалось достаточно много. Сначала МВД отвечало на вопросы только тем логистическим службам, перевозчикам и федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ), кто в их ведомство эти вопросы направлял. С 2003 года Департаментом безопасности дорожного движения было принято решение, один раз в полгода направлять в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) соответствующие разъяснения для повышения профессионального уровня ее сотрудников. Достаточный интерес к этим материалам проявляют перевозчики, сотрудники и специалисты, контролирующие безопасность таких перевозок, а также учреждения, осуществляющие обучение правилам перевозки опасных грузов.

В мае 2007 года вступил в силу Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», согласно которому правила перевозки грузов, включая опасные, утверждаются Правительством Российской Федерации. [3]

В МВД России проект новой редакции Правил в установленном порядке не поступал, хотя вариант, направлен Минтрансом России в субъекты Российской Федерации. Этот проект представляет собой выдержки из ДОПОГ и ссылки на разделы Соглашения. [2]

Многие эксперты считают, что проект Правил достаточно «сырой» и непонятен по некоторым положениям Правил к применению. Перевозчик опасных грузов не сможет воспользоваться получившимся документом. Необходим нормативно-правовой акт прямого указывающего действия, как в Республике Беларусь и странах Балтии. Руководители Минтранса России, ссылаясь на ДОПОГ «последнего издания», сочли возможным так решить проблему нормативно-правового регулирования раз и навсегда. [1]

Договор о перевозке опасных грузов, не учитывает особенности национальных законодательств. Поэтому, механическая отсылка к его положениям оставляет много нерешенных вопросов, в частности, касающихся проверки и тестирования упаковок, определения условий перевозки отдельных грузов, не установленных ДОПОГ, и целого ряда других.

Например, не так давно производитель взрывчатого вещества обратился в МВД за разъяснением в связи с отказом в согласовании маршрута одним из подразделений ГИБДД. Выяснилось, что опасный груз в недостаточной степени увлажнен, чем требуется для его безопасной перевозки. В соответствии с ДОПОГ в таком случае требуется специальное разрешение компетентного органа. В то же время ни один федеральный орган исполнительной власти такими полномочиями у нас не наделен. [6]

С названным Законом одновременно вступил в силу другой законодательный акт, регламентирующий дорожную деятельность Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257 — ФЗ. Согласно статье 31 этого Закона, на движение транспортных средств с опасными грузами (независимо от их свойств) по автомобильным дорогам требуется разрешение органа исполнительной власти, в ведении которого эти дороги находятся. Поэтому, предварительно маршрут перевозки должен быть согласован с владельцами автодорог и на сегодняшний день понятно, что повышения уровня безопасности перевозок ожидать не приходится. [4,7]

В соответствии с требованиями Правил согласование маршрута перевозки опасных грузов требует предоставления определенных документов — либо явочным порядком, либо почтой. Оба эти способа требуют как материальных, так и временных затрат, причем немалых.

МВД России было поддержано предложение ряда перевозчиков в 1999 году упростить порядок согласования маршрутов. Механизм достаточно прост и работает по сегодняшний день: разработанный маршрут направляется в подразделение ГИБДД по факсимильной или электронной связи и таким же способом возвращается перевозчику с цифровыми подписями и отметками о согласовании. В этом случае единственным дополнительным требованием является проведение экспертизы факсимильных копий и удостоверение так называемого результирующего маршрута в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Актуальность электронных согласований получает все большее развитие. Для ускорения и правильного оформления документов создаются организации, оказывающие перевозчикам услуги по согласованию маршрутов перевозки. [6,7]

Введение таких согласованных действий, позволило Департаменту непосредственно общаться с перевозчиками ОГ. Благодаря этому выяснялось, например, что в ряде регионов согласование маршрутов осуществлялось за плату.

В некоторых субъектах Российской Федерации с сложными климатическими условиями, а также географическими особенностями местности, было введено требование согласования маршрутов с подразделениями, входящими в систему МЧС (помимо ГИБДД). Такие решения принимали органы исполнительной власти. Пришлось устранять противоречие законодательству с помощью Генеральной прокуратуры РФ, которая дала указание региональным прокурорам опротестовывать подобные решения. [7,8]

Согласование маршрута перевозки опасных грузов с органами исполнительной власти, заключалось в выполнении следующих действий:

 указание в документах разрешенного пути следования;

 при необходимости назначение сопровождения транспортного средства с опасным грузом другим автомобилем (в зависимости от условий движения для сопровождения используется автомобиль, оборудованный проблесковым маячком желтого цвета, или патрульный автомобиль ГИБДД);

 контроль соблюдения перевозчиком специальных требований к загрузке транспортного средства.

Первый вопрос требовал от перевозчика, знаний условий движения на конкретном участке пути, в связи с этим процедура согласования маршрута перевозки опасного груза является достаточно трудоемкой. [4,11]

Сегодня после упрощения порядка согласования маршрутов перевозки опасных грузов, система стала пугающе проста. Перевозчики даже не обязаны лично являться в автодорожный надзор — достаточно просто прислать по электронной почте необходимые документы. Затем, в ведомстве принимают решение и информируют заявителя о том, где можно получить оформленное разрешение. Перевозчик может такой документ предъявить даже на пункте пропуска на границе. Сотрудник автодорожного надзора не имеет права, как раньше, в любой момент проверить техническое состояние автомобиля, на котором собираются перевозить опасные грузы. В связи с цифровизацией всей экономики России, в том числе и Минтранса, в скором времени осмотр автотранспорта на границе и вовсе переложат на плечи сотрудников таможни. Стоит ли говорить, что люди неподготовленные, не имеющие специального образования грамотно осуществить такую процедуру не смогут. [9,10]

Например, за несколько последних лет в Калининградской области на право транспортировки опасных грузов выдано порядка тысячи разрешений. Перевозчики по ним доставляют и взрывчатые вещества, газы и кислоты. Иностранные автомобили как правило, в 99 процентах случаев новые, что об отечественных этого, к сожалению, не скажешь. Серьезных аварий пока на территории области с участием перевозчиков опасных грузов не случалось, но упрощенная система контроля доверия не внушает.

Сегодня разрешения необходимы только для перевозки «особо опасных» грузов, т. е. тех, что могут быть использованы не по назначению, а в террористических целях. К таким грузам относятся: ядерные и радиоактивные материалы; взрывчатые вещества и изделия; воспламеняющиеся и токсичные газы; коррозионные, токсичные, инфекционные вещества, перхлораты, нитрат аммония и некоторые другие.

Общий перечень опасных грузов в соответствии с ДОПОГ насчитывает более 5,5 тысячи наименований, то перечень грузов повышенной опасности насчитывает только полторы тысячи. При этом ДОПОГ не требует специальных разрешительных документов для перевозки опасных грузов. Каждый участник, работающий по Европейскому соглашению сохраняет за собой право регламентировать или воспрещать ввоз опасных грузов на свою территорию. Административное регулирование и меры национального контроля над этими перевозками каждое государство — участник ДОПОГ осуществляет самостоятельно. [1,2]

Огромную роль в сфере «опасных» перевозок сыграли и небольшие по объему, но значительные по содержанию изменения в статью 4 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». В свое время этот документ наделал в автотранспортном сообществе немало шума. До его появления спецразрешение требовалось как на перевозку грузов, действительно опасных в понимании обывателя — таких как взрывчатые вещества и легковоспламеняющиеся материалы, так и на перевозку торфа, удобрений и каменного угля. [11]

Теперь же разрешения необходимы только для перевозки «особо опасных» грузов — тех, что могут быть использованы не по назначению, а в террористических целях. К таковым относятся ядерные и радиоактивные материалы, взрывчатые вещества и изделия, воспламеняющиеся и токсичные газы, коррозионные, токсичные, инфекционные вещества, перхлораты, нитрат аммония и некоторые другие.

Если общий перечень опасных грузов в соответствии с ДОПОГ насчитывает более 5,5 тысячи наименований, то перечень грузов повышенной опасности насчитывает только полторы тысячи. При этом ДОПОГ не требует специальных разрешительных документов для перевозки опасных грузов. Каждый участник этого Европейского соглашения сохраняет за собой право регламентировать или воспрещать ввоз опасных грузов на свою территорию. Административное регулирование и меры национального контроля над этими перевозками каждое государство-участник ДОПОГ осуществляет самостоятельно.

Во всей Европе автоперевозки опасных грузов — деятельность строго лицензируемая, то есть требующая специального разрешения. В России же сегодня, как уже отмечалось, этот род деятельности до недавнего времени не лицензировался. Для безопасной транспортировки опасных грузов и по исполнению Постановлений Правительства России лицензирование обязательно для компаний любой формы собственности и подведомственности, а также для индивидуальных предпринимателей.

Дело в том, что с 7 января 2018 года действует новый нормативный документ — Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Свидетельство можно получить в любом подразделении ГИБДД на территории России. Свидетельство должно быть оформлено в течение одного рабочего дня. Кроме того, регламент устанавливает и максимальные сроки для различных действий ГИБДД. Например, при подаче документов водитель должен провести в очереди не больше 15 минут. [12]

Если автовладелец ранее уже получил разрешение для перевозки опасных грузов, то документ можно просто продлить. В этом случае старое свидетельство следует взять с собой, т. к. сотрудники подразделения должны поставить в него отметку.

При несоблюдении этих норм и других условий перевозки закон устанавливает штраф для водителя или лишение прав управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев. В остальном порядок продления точно такой же, как и при первом получении документа.

На данный момент меры, которые предпринимаются в России с целью упорядочения документации и улучшения технического состояния автопарка, устарели и недостаточны. К тому же они не успевают за развитием общеевропейских требований к безопасности перевозок.

Сегодня формируется стратегия цифровой трансформации транспортного комплекса России. Основой этого направления закладываются конкретные проекты, которые были пилотными, но сегодня уже созданы и перспективны. Отраслевым компаниям необходимы стандарты и общие протоколы обмена данными для развития цифровых платформ и сервисов. Партнерство и расширение Ассоциации ЦТЛ в этом смысле позволит ускорить эту важную совместную работу, объединить компетенции ведущих научных кругов, отраслевых экспертов и аналитиков отрасли перевозок. [13]

Ведущие специалисты данного направления, отмечают, что для реализации функций центра компетенций по цифровой трансформации необходимо объединение лидирующих компаний из всех видов транспорта.

Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» рассчитывает максимально задействовать возможности национальной программы «Цифровая Экономика» для развития цифровой инфраструктуры транспорта, кадрового потенциала отрасли и опережающего регулирования применения цифровых технологий в сфере перевозок опасных грузов. [5,14]

Литература:

  1. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), совершено в Женеве 30.09.1957 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН.
  2. Типовые Правила перевозки опасных грузов Рекомендаций по перевозке опасных грузов, опубликованных Организацией Объединенных Наций (ST/SG/AC.10/1/Rev.14).
  3. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ.
  4. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257 — ФЗ.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 г. № 365 «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2001 г. № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 г. № 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок».
  9. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06.12.1994 г. № 92 «Об организации подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов».
  10. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02.07.1997 г. № 68 «О ходе подготовки и переподготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов».
  11. Приказ Минтранса России от 17.04.2007 г. № 44 «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов».
  12. Приказ МВД России от 29.11.2017 № 900 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов»
  13. Журнал «Берг-коллегия» № 10, 2010, www.berg-kollegia.ru
  14. Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» — https://www.dtla.ru
  15. Управление перевозками опасных грузов — http://www.dslib.net
Основные термины (генерируются автоматически): груз, Российская Федерация, Россия, исполнительная власть, перевозка, перевозчик, дорожное движение, Европейское соглашение, подразделение ГИБДД, транспортное средство.


Ключевые слова

опасные грузы, перевозка опасных грузов, модернизация процессов перевозки, цифровизация транспортной отрасли, контроль перевозок, маршрут перевозок опасных грузов

Похожие статьи

Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте

В последние годы достаточно существенно возросло количество пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. К сожалению, Россия существенно отстает по уровню снижения травматизма в сфере железнодорожных перевозок, от уровня развитых ...

Проблемы безопасности при погрузке на станционных и собственных железнодорожных путях

Цель данной работы заключается в выявлении и исследовании проблем, возникающих в процессе гражданско-правового регулирования перевозки грузов на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Новые виды общественных отношений объективно обусловил...

Автомобильные перевозки опасных грузов в международном частном праве

В статье исследуется особенности организации и осуществления международных автомобильных перевозок грузов, обладающих классом опасности. В работе проанализированы основные положения международных соглашений об организации такого вида грузоперевозок и...

К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строго...

Повышение эффективности перевозок опасных грузов с помощью информационных технологий

В связи с ростом объема перевозок опасных грузов в статье предложены меры, позволяющие увеличить безопасность и эффективность их перевозок. Снижение рисков при перевозке может достигаться путем внедрения информационных технологий. Результатом статьи ...

Таможенные перевозчики в РФ: проблемы функционирования

Развитие внешнеэкономической деятельности способствовало формированию субъектов околотаможенной инфраструктуры, к числу которых относятся таможенные перевозчики. Рынок таможенных перевозок в ЕАЭС является популярным у предпринимателей, что определяет...

О понятии и классификации отходов производства и потребления

Статья посвящена анализу легального закрепленного определения отходов производства и потребления и исследованию динамики развития данной дефиниции через призму законодательных изменения. Автор делает вывод о том, что изменения законодательства в сфер...

Правовые аспекты перевозки грузов автотранспортными средствами в России

В статье рассматриваются аспекты правового регулирования перевозки грузов автомобильными средствами в Российской Федерации. Рассматривается аспект цифровизации документооборота сопроводительной документации в связи со вступившими в силу изменениями П...

Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок авиационно-технических изделий авиакомпаний

Сложившаяся ситуация в экономике России и актуальность реализации решений Президента страны по направлению реформирования авиационной отрасли страны требуют применения инновационных логистических решений, одним из направлений которых является развити...

Анализ состояния перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом

Одной из основных систем, составляющих национальную и международную логистику является транспортная логистика, которая обеспечивает перемещение грузов и пассажиров [1–3] по различным транспортным маршрутам и коридорам, используя товаропроводящие сети...

Похожие статьи

Система охраны труда при осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте

В последние годы достаточно существенно возросло количество пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. К сожалению, Россия существенно отстает по уровню снижения травматизма в сфере железнодорожных перевозок, от уровня развитых ...

Проблемы безопасности при погрузке на станционных и собственных железнодорожных путях

Цель данной работы заключается в выявлении и исследовании проблем, возникающих в процессе гражданско-правового регулирования перевозки грузов на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Новые виды общественных отношений объективно обусловил...

Автомобильные перевозки опасных грузов в международном частном праве

В статье исследуется особенности организации и осуществления международных автомобильных перевозок грузов, обладающих классом опасности. В работе проанализированы основные положения международных соглашений об организации такого вида грузоперевозок и...

К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строго...

Повышение эффективности перевозок опасных грузов с помощью информационных технологий

В связи с ростом объема перевозок опасных грузов в статье предложены меры, позволяющие увеличить безопасность и эффективность их перевозок. Снижение рисков при перевозке может достигаться путем внедрения информационных технологий. Результатом статьи ...

Таможенные перевозчики в РФ: проблемы функционирования

Развитие внешнеэкономической деятельности способствовало формированию субъектов околотаможенной инфраструктуры, к числу которых относятся таможенные перевозчики. Рынок таможенных перевозок в ЕАЭС является популярным у предпринимателей, что определяет...

О понятии и классификации отходов производства и потребления

Статья посвящена анализу легального закрепленного определения отходов производства и потребления и исследованию динамики развития данной дефиниции через призму законодательных изменения. Автор делает вывод о том, что изменения законодательства в сфер...

Правовые аспекты перевозки грузов автотранспортными средствами в России

В статье рассматриваются аспекты правового регулирования перевозки грузов автомобильными средствами в Российской Федерации. Рассматривается аспект цифровизации документооборота сопроводительной документации в связи со вступившими в силу изменениями П...

Оценка состояния и тенденция развития цепей поставок авиационно-технических изделий авиакомпаний

Сложившаяся ситуация в экономике России и актуальность реализации решений Президента страны по направлению реформирования авиационной отрасли страны требуют применения инновационных логистических решений, одним из направлений которых является развити...

Анализ состояния перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом

Одной из основных систем, составляющих национальную и международную логистику является транспортная логистика, которая обеспечивает перемещение грузов и пассажиров [1–3] по различным транспортным маршрутам и коридорам, используя товаропроводящие сети...

Задать вопрос