В статье автор анализирует кризисные явления в логистической отрасли, связанные с пандемией 2020 г., и возможности организации логистического бизнеса, защищенного от подобного кризиса.
Ключевые слова: логистика, кризис, логистическая компания, логистический бизнес.
2020 год стал испытанием не только для жизни многих людей, но и для ситуации в мире в целом. Существенное сокращение производства, закрытие границ, режим самоизоляции нарушил привычные взаимоотношения, нанес удар по глобальным связям. Цепочки поставок товаров и услуг под ударом пандемии претерпели значительные изменения, выявив слабые места и несоответствия системы логистического бизнеса. Сложившаяся ситуация ставит на повестку дня вопрос о принципах организации логистики в целом и логистической компании в частности, которые бы обеспечивали устойчивость системы поставок и выживание бизнеса.
7 апреля 2020 года Международный союз дорожного транспорта (IRU) и Международная федерация работников транспорта обратились с открытым письмом к правительствам с просьбой о поддержке транспортной отрасли в условиях распространения COVID-19 [1]. В письме пояснялось, что изменения спроса, приостановки производств и введение ограничений вызвали дисбаланс грузопотоков. Это выразилось в том, что грузопотоки снизились в мировом и локальном масштабе из-за закрытия границ, массового закрытия торговых точек, удорожания доллара, неопределенности потребителей, а также в том, что отсутствовали правила игры для логистики мира в условиях карантина. Поэтому Правительствам государств необходимо поддержке непрерывности и прочности цепочек поставок присвоить наивысший приоритет.
Потери транспортных компаний в связи с пандемическим кризисом наблюдаются во всех странах. Первым удар принял Китай, сильно зависящий от международных цепочек поставок. Привычные мультимодальные схемы оказались разрушены. Пришлось срочно искать альтернативы. Гибкое реагирование, быстрое переориентирование с автомобильных на другие виды перевозки (в частности, на железнодорожные), эффективная работа таможенных служб (например, открытие «зеленых коридоров» для приоритетных грузов) позволило Китаю достаточно быстро возобновить работу предприятий и нормализовать грузоперевозки.
Логистика Евросоюза пострадала сильнее, по оценке экспертов грузоперевозки упали на 40 %. В этой ситуации правительства европейских государств предпринимают меры по поддержке компаний от налоговых льгот до нормативного регулирования вопроса прекращения договора поставки без возмещения, признав эпидемические обстоятельства как форс-мажорные [2].
Российские логистические компании переживают тоже нелегкие времена. По данным InfraOne 50 % потерь от эпидемии в инфраструктурных отраслях выпадает на транспортные перевозки [1].. При этом размеры потерь разнятся в зависимости от вида перевозок. Из рисунка 1 видны потери пассажирских грузоперевозок, больше всех страдают авиаперевозки, на втором месте — железнодорожные перевозки, и на третьем — автомобильные.
Рис. 1. Потери российских транспортных компаний
Грузовые автоперевозки, разумеется, тоже под давлением эпидемических ограничений. Здесь отмечаются следующие явления:
– увеличение сроков перевозок из-за дополнительных санитарных проверок;
– увеличение сложности в простраивании кольцевых маршрутов грузоперевозок из-за снижения их объема;
– на некоторые направления (в первую очередь европейские) водители просто отказываются везти груз;
– компании вынуждены экономить, поэтому автопарк не обновляется.
Управленческие команды логистических компаний сейчас находятся в поиске путей преодоления кризиса отрасли, вызванного пандемией. Для этого оперативно прорабатываются к использованию все доступные меры господдержки и разрабатывается дальнейший план действий. Параллельно с этим, сейчас настало время пересматривать стандарты работы и искать новые пути развития. Анализ ситуации на рынке перевозок в период кризиса дает основание выделить те принципиальные моменты, которые позволяют сейчас и позволят в будущем логистическим компаниям быстро адаптироваться к разного рода кризисным ситуациям. Среди них можно отметить следующие меры:
- Разработка антикризисного плана действий и наличие финансовой подушки безопасности компании.
- Развитие кооперации, объединение компаний, оказывающих сервисные услуги, и логистических компаний. В таком случае они смогут предлагать уникальные комплексные предложения клиентам и усилить свои позиции [3].
- Развитие аутсорсинга по комплектации сборных грузов. Поскольку в условиях кризиса происходит уменьшение партий доставляемых грузов, то умение «заполнять» транспортные средства сборными грузами и группировать отправки станет взаимовыгодным сотрудничеством фирм.
- В условиях COVID-19 в логистике свершилась IT-революция, о которой говорили давно. IT-платформы должны активно использоваться логистическими компаниями для обмена тарифами и ставками [4]. Например, платформа Multiroad.online, цифровой логистический сервис, помогает грузовладельцам мгновенно находить оптимальные маршруты по лучшей цене, а перевозчикам и экспедиторам получать новые заказы на 90 % быстрее.
- Будущее логистики — за высокоавтоматизированными логистическими сервисами с мобильным доступом. Грузовладельцы хотят получать полный спектр логистических услуг с мобильного устройства, одним нажатием кнопки. Сейчас подобный сервис доступен только для физических лиц (предлагает, например, Почта России, Dostavista, Boxberry, Яндекс Доставка).
- Развитая сеть внутренних грузоперевозок и логистических цепочек, что позволит не зависеть от экспортных доставок [5].
- Развитие бесконтактной доставки. Такая мера — забота об отправителях и получателях, и те компании, которые смогут предложить наиболее безопасный способ доставки, окажутся в выигрыше. В том числе здесь можно говорить об использовании «дронов» для доставки мелких грузов.
- Возможность перевода сотрудников компании на постоянной основе на удаленную работу. Для этого необходимо провести оптимизацию бизнес-процессов, их автоматизацию.
- Проведение всех бизнес-процессов логистических компаний в онлайн-режиме.
Итак, сложившаяся ситуация на рынке грузоперевозок показывает, что после пандемии логистика уже не будет прежней. Выживут те транспортные компании, которые могут быстро адаптироваться к меняющимся условиям, управляют ситуацией, создают актуальные услуги и усиливают свои позиции [6]. И, что особенно важно, те, кто умеет гибко реагировать на ситуацию, объединять усилия с другими игроками, чтобы выйти из кризисного состояния.
Литература:
- Киреева, В. Логистические тренды 2020–2021 года: жизнь во время и после пандемии/ В. Киреева, О. Пирогова, Е. Мясникова [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:// www.corex-depot.com.
- Handelsblatt — Funf Szenarien fur die Zukunft der Logistik [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL://http://www.handelsblatt.com/unternehmen/logistik-spezial/branchenstudie-enarien-fuer-die-zukunft-der-logistik.
- Земскова, О. М. Логистика в России и за рубежом: сравнительный анализ/ О. М. Земскова //Экономика и современный менеджмент: теория и практика, № 12 (54), 2018 — с.40–51.
- Волков, М. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала / М. Волков, О. Дунаев / Торгово-промышленная палата Российской Федерации, TheBostonConsultingGroup, 2017. — С. 5–12.
- Дятленко С. А., Развитие транспортно-логистического рынка в условиях внешних вызовов // Вклад аграрной науки в развитие земледелия Юга Российской Федерации. Инновационное развитие АПК: Материалы Межд. научно-практической конференции (Волгоград, 16–19 июль 2019 г.). — Волгоград: ООО «СФЕРА», — 2019. — С. 488.
- Иванов Д. Тенденции развития логистики в Германии: практика, наука, образование / Д. Иванов // Анализ рынков. — 2017 — № 4 — С. 32–34.