В научной статье представлены результаты анализа особенностей взаимосвязи отдела рекламы предприятия и средств массовой информации. Рассмотрено практическое значение СМИ, как средства ведения рекламной деятельности с целью привлечения новых клиентов.
Ключевые слова: отдел рекламы, рекламная деятельность, средства массовой информации.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. [1]. В современных условиях конкурентно насыщенных рынков деятельность предприятий в рамках продвижения и реализации продукции практически невозможна без активного применения инструментов рекламы. Маркетинговая деятельность российских компаний, в основе которой лежит реклама, является одним из главных направлений того, чтобы обеспечить экономическую эффективность, безопасность, конкурентоспособность и финансовую устойчивость стратегического развития бизнеса.
Несмотря на то, что сегодня основной тенденцией развития рекламной деятельности российских предприятий выступает цифровая трансформация, средства массовой информации остаются одним из основных источников рекламы (рис. 1). Анализируя структуру рынка рекламы России, стоит отметить, что в периоде с 2019 по 2021 гг. происходит снижение доли традиционных источников и увеличение сети Интернет.
Рис. 1. Динамика структуры рынка рекламы России за 2019–2021 гг., в млрд руб. [2]
Однако в 2021 году произошло восстановление рекламы в СМИ. Ее объем увеличился с 188,2 млрд руб. до 219,5 млрд руб. При этом, особенный рост наблюдался в телевидении, где объем рекламы увеличился с 169 млрд руб. до 197,3 млрд руб. Тогда как в прессе объем рекламы увеличился лишь на 0,2 млрд руб., что оставляет его на 5,9 млрд руб. меньше, чем в 2019 году. Однако несмотря на то, что Интернет занимает первую строчку по доле в структуре рекламного рынка России, он также может иметь ту или иную связь с СМИ.
Современные аспекты взаимодействия отдела рекламы и СМИ должны учитывать следующее [4]:
- Помимо традиционных источников СМИ, как радио, пресса и телевидение появляются новые формы работы в Интернете и мобильных приложениях.
- Взаимодействие отдела рекламы и СМИ усложняется в виду увеличения количества участников субъективно-объективной связи, что обусловлено ростом числа потребителей и потенциальной аудитории клиентов предприятий.
Рекламный отдел — это структурное подразделение, которое планирует и осуществляет мероприятия в области маркетинговых коммуникаций, в рамках выработанной маркетинговой и коммуникационной стратегии. В зависимости от объема работ это может быть, как самостоятельное подразделение, так и интегрированное в подразделение маркетинга [3]. Главная роль взаимосвязи отдела рекламы со средствами массовой информации заключается в том, что формируются связи с общественностью и внешние коммуникации. Они, в свою очередь, занимают важное место в формировании системы управления отношениями с клиентами. Реклама, как элемент системы связи с общественностью при работе с СМИ включает в себя следующие характеристики:
- Формируется через каналы СМИ взаимодействие организации с заинтересованными лицами.
- Формируется благодаря публикациям в СМИ положительный образ организации и ее бренда и продукции в глазах заинтересованных лиц.
- Проводятся мероприятия, которые направлены на обеспечение снижения степени экономического урона репутации организации из-за недобросовестных действий конкурентов.
- Создаются инструменты улучшения контактов и взаимоотношений между организацией и ее клиентами с целью повышения потребительской лояльности.
Для того, чтобы взаимосвязь отдела рекламы и СМИ была наиболее эффективной с точки зрения достижения экономических целей маркетинговой и рекламной деятельности предприятия, необходимо развитие их отношений, следуя следующему алгоритму:
– проведение знакомства рекламных менеджеров с журналистами и редакторами СМИ;
– формирование между ними привязанности и дружеских отношений;
– построение стабильных деловых отношений и поддержание постоянной связи между собою с целью обеспечения достижения общих целей и взаимных интересов;
– развитие и укрепление деловых отношений между отделом рекламы и СМИ;
– взаимное уважение и максимальная привязанность между отделом рекламы и СМИ, что позволяет проводить рекламную деятельность предприятия с минимальными инвестициями и расходами.
Однако не всегда взаимоотношения отдела рекламы и СМИ могут быть положительными. Многие журналисты и редакторы склоны считать, что специалисты PR-департамента и рекламного отдела организаций заинтересованы лишь в личных коммерческих интересах.
При этом, их рекламная деятельность не всегда несет в себе правдивую информацию. Из-за слабости механизма правового государственного регулирования рынка рекламы в России очень многие рекламные предложения злоупотребляют доверием потенциальных потребителей и клиентов, что идет в противовес моральной этики рабочего коллектива средств массовой информации. Таким образом, практическая роль взаимосвязи отдела рекламы и СМИ для современных компаний заключается в том, что между ними формируются тесные и теплые деловые отношения, которые позволяют использовать различные средства массовой информации, как внешние каналы коммуникации и связей с общественностью, а также при проведении рекламной деятельности с целью привлечения новых клиентов.
Литература:
- Федеральный закон «О рекламе», от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ,
- Рекламный рынок России. URL: http://www.akarussia.ru/node/7849 (дата обращения: 13.04.2022).
- Хлопунова О. В., Цаканян А. А. Реклама в СМИ: механизмы влияния и эффекты // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 4 (33). С. 127–133.
- Мартынова А. Д. СМИ как каналы распространения рекламы // В сборнике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся школ. Материалы конференции. 2020. С. 28–31.