В статье исследуется понятие и элементы правового статуса государственного обвинителя. Выявлены проблемы соотношения процессуального статуса прокурора и государственного обвинителя. Установлена проблема формирования правового статуса государственного обвинителя в тексте УПК РФ. Высказана мысль о совершенствовании уголовно-процессуального закона.
Ключевые слова : уголовное судопроизводство, процессуальная функция, государственное обвинение, прокурор, государственный обвинитель, процессуальный статус, права и обязанности государственного обвинителя.
The article explores the concept and elements of the legal status of a public prosecutor. The problems of correlation of the procedural status of the prosecutor and the public prosecutor are revealed. The problem of the formation of the legal status of the public prosecutor in the text of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation is established. The idea of improving the criminal procedure law is expressed.
Keywords: criminal proceedings, procedural function, public prosecution, prosecutor, public prosecutor, procedural status, rights and duties of a public prosecutor.
Прокурор является значимой процессуальной фигурой, одним из основных участников уголовного судопроизводства, участвующим на любой из его стадий, начиная с момента проверки сообщения или заявления преступления и оканчивая вопросами обжалования приговора и его исполнения. Кроме функций надзора за законностью деятельности правоохранительных органов на досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства, прокурор наделен функциями государственного обвинителя, и участвует на стороне обвинения, в связи с чем многие из процессуалистов отмечают двойственность процессуального статуса данного участника — как прокурора и как государственного обвинителя [1, с. 5–9; 2, с. 19–21 и др.].
В связи с этим, существует научная дискуссия о роли и функции прокурора в уголовном судопроизводстве. В частности, А. В. Сприн указывает на надзорные функции прокурора как на основополагающие [3, с. 26–29], тогда как ряд процессуалистов в качестве основной функции прокурора выделяет функцию уголовного преследования (например, О. В. Воронин [4, с. 39], О. Я. Баев [5, с. 126] и др.), при этом, функция надзора не исключается, ей придается роль инструмента за соблюдением законности уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства [6, с. 116]. Следует согласиться с точкой зрения о том, что «государство, выступая как субъект общественных отношений, регулируемых уголовно-процессуальным правом, формирует условия для обеспечения справедливости приговора, в том числе посредством поддержки прокурором государственного обвинения» [7, с. 310].
Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что как надзорные функции, так и функция осуществления уголовного преследования и поддержания государственного обвинения являются видами деятельности прокурора на различных стадиях уголовного судопроизводства, в связи с чем полагаем, что поддержание государственного обвинения — функция, которую прокурор выполняет в силу указания Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [8] (далее — УПК РФ), который относит прокурора к стороне обвинения, тогда как надзорные функции прокурора в большей степени относятся к сфере действия специального Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре» [9] (далее — ФЗ «О прокуратуре») и являются межотраслевыми, специфика надзора проявляется в зависимости от конкретной отрасли применения.
Одной из функций органов предварительного расследования на досудебной стадии уголовного судопроизводства, которое, в свою очередь логически завершается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта), является формирование обвинения лица в инкриминируемом ему деянии. Такое обвинение на предварительном следствии имеет форму постановления о привлечении в качестве обвиняемого, если же дело расследуется в форме дознания — в виде обвинительного акта. В таком процессуальном документе излагается официальная позиция органов предварительного расследования об обвинении лица в конкретном преступлении. Данная позиция органов предварительного расследования фактически согласовывается с органом прокуратуры при утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта при направлении уголовного делал в суд. В свою очередь, после передачи уголовного дела в суд для рассмотрения и вынесения приговора, прокуратура в лице уполномоченного представителя — государственного обвинителя, выступает в суде с поддержанием данного обвинения.
Государственное обвинение, в отличие от обвинения, содержащегося в процессуальных решениях следователя (дознавателя), исходит от государства в лице прокурора, официально представляющего в уголовном судопроизводстве государственную обвинительную власть [10, с. 156].
Таким образом, государственный обвинитель — это должностное лицо органа прокуратуры, который от имени государства поддерживает обвинение. Сформулированное органом предварительного расследования, в суде (п. 6 ст. 5 УПК РФ). Государственное обвинение осуществляется публично, в рамках состязательного, открытого, гласного уголовного судопроизводства. Основными принципами поддержания государственного обвинения в суде являются законность, обоснованность и справедливость. Посредством поддержания государственного обвинения реализуется защита прав и законных интересов граждан, организаций, а также в целом общественных отношений и государства.
Процессуальный статус государственного обвинителя представляет собой совокупность прав и обязанностей государственного обвинителя при участии в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Вместе с тем, если процессуальный статус отдельных участников уголовного судопроизводства определяется в отдельных статьях УПК РФ (например, потерпевший, частный обвинитель, адвокат, эксперт, следователь и т. д.), то процессуальный статус государственного обвинителя не имеет закрепления в единой статьей УПК РФ, права и обязанности данного участника получают закрепление в различных статьях уголовно-процессуального закона, что является одной из проблем действующего закона, так как затрудняет применение положений УПК РФ и определение полномочий государственного обвинителя в зависимости от стадии уголовного судопроизводства.
В связи с этим полагаем необходимым присоединиться к мнению тех авторов, которые считают целесообразным разместить в УПК РФ статью «Государственный обвинитель», в котором последовательно будут изложены права, обязанности и полномочия государственного обвинителя [11, с 157; 12, с. 147].
Следует подчеркнуть, что в настоящее время актуальной остается и проблема соотношения процессуального статуса прокурора и процессуального статуса государственного обвинителя. Рассматривая нормы уголовно-процессуального законодательства, закрепляющего полномочия государственного обвинителя, а также положения п. 6 ст. 5 УПК РФ, которые закрепляют монополию должностных лиц прокуратуры на участия в качестве государственных обвинителей, можно сделать однозначный вывод о том, что процессуальный статус государственного обвинителя является производным от процессуального статуса прокурора, но вместе с тем имеет значимые отличия. Во-первых, данная процессуальная фигура появляется исключительно на судебной стадии; во-вторых, содержание полномочий государственного обвинителя определяется функцией государственного обвинения, и не затрагивает иные полномочия прокурора в уголовном процессе, что делает их объем значительно меньше, чем объем полномочий прокурора.
По аналогии с правовым статусом прокурора, государственный обвинитель, во-первых, должен обладать соответствующей правоспособностью. Для этого необходимо соблюдение двух условий — он должен быть должностным лицом прокуратуры (то есть иметь правовой статус прокурора) и принять конкретное уголовное дело для поддержания по нему государственного обвинение. Необходимо учитывать и положения п. 31 ст. 5 УПК РФ, в соответствии с которыми, под прокурором закон понимает должностных лиц прокуратуры, наделенных соответствующим правовым статусом ФЗ «О прокуратуре», и осуществление функции поддержания государственного обвинения в суде выполняется прокурорами района, города, их заместителями и приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
Законом также не определён момент преобразования процессуального статуса прокурора в государственного обвинителя, а также временной отрезок и основания появления в деле государственного обвинителя [1, с. 6]. Фактически, появление в деле государственного обвинителя обусловлено передачей и принятием должностным лицом прокуратуры дела для участия в нем в качестве государственного обвинителя. Для этого используются внутренние правила органа прокуратуры по распределению нагрузки между прокурорских работников, при этом, в основу распределения может быть положен административно-территориальный принцип, а также в зависимости от категорий уголовных дел, но в уголовно-процессуальном законе данный момент никак не отражен.
Возникает вопрос и об отводе государственного обвинителя. В соответствии со ст. 62 УПК РФ при наличии обстоятельств, перечисленных законе, участники уголовного судопроизводства могут заявить отвод ряду лиц, участвующих в деле. При этом прокурор указан среди лиц, которым может быть заявлен отвод, но государственный обвинитель среди них отсутствует. Полагаем, действия ст. 62 УПК РФ распространяются и на государственных обвинителей, но, по нашему мнению, законодатель должен быть в большей степени последовательным при изложении текста норм УПК РФ.
Во-вторых, частью правового статуса государственного обвинителя являются его права и обязанности. В единой статье они не сосредоточены, права и обязанности государственного обвинителя рассредоточены по различным статьям УПК РФ.
Если провести системный анализ норм УПК РФ, можно выделить следующие обязанности государственного обвинителя на различных стадиях уголовного судопроизводства:
— обязательное участие в суде при рассмотрении дел публичного и частно-публичного обвинения (ст. 1, 2 ст. 246 УПК РФ) на всей стадиях уголовного судопроизводства — в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, а также в суде присяжных и в рамках особого производства;
— участие в судебных прениях и выступление с заключительным словом;
— изменение, полный или частичный отказ от государственного обвинения с последующим прекращением уголовного дела (ч. 7, 8, 10 ст. 246 УПК РФ);
— изложение сути предъявленного обвинения (ч. 1 ст. 273 УПК РФ);
— вручать копии обвинительного заключения (акту) в тех случаях, когда они не были вручены;
— разъяснять права и обязанности подсудимому (ст. 217 УПК РФ);
— при осуществлении своей деятельности руководствоваться принципом законности, иными принципами для реализации цели уголовного судопроизводства.
Для реализации перечисленных выше полномочий государственный обвинитель наделяется следующими правами:
— знакомиться с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 227 УПК РФ);
— ходатайствовать о проведении предварительного слушания (ч. 1 ст. 228 УПК РФ);
— ходатайствовать о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, включая применение таких мер как арест имущества и конфискация (ст. 230 УПК РФ), а также поддерживать гражданский иск;
— участвовать в допросах, исследовании доказательств (ч. 5 ст. 246 УПК РФ, ч. 1 ст. 275 УПК Ф);
— заявлять различные ходатайства: о применении, изменении или отмене мер пресечения; о признании доказательств недопустимыми, истребовании новых доказательств; о применении заочной формы разбирательства в случаях, допускаемых законом; об отложении судебного разбирательства и т. д.;
— заявлять отводы, включая немотивированный отвод присяжному заседателю (пп. 2 ч. 2 ст. 327 УПК РФ);
— заявлять самоотвод;
— высказывать мнение о возможности применения особого производства или возражать против его применения (ч. 2 ст. 314, ч. 6 ст. 316 УПК РФ);
— подтверждать факт активного содействия обвиняемого предварительному следствию (пп. 1 ч. 2 ст. 317.6 УПК РФ);
— выполнять иные действия, предусмотренные УПК РФ.
Таким образом, анализ норм УПК РФ показал, насколько обширными полномочиями, правами и обязанностями обладает государственный обвинитель как участник уголовного судопроизводства, а также роль государственного обвинителя на стадии судебного разбирательства при поддержании государственного обвинения.
В связи с этим, неизбежно встает вопрос о внесении в текст УПК РФ соответствующей статьи «государственный обвинитель», которая должна иметь следующее содержание:
— понятие государственного обвинителя как участника уголовного судопроизводства;
— основания участия государственного обвинителя на различных стадиях уголовного судопроизводства;
— момент вступления в дело государственного обвинителя, которым может быть передача уголовного дела для поддержания государственного обвинения вышестоящим прокурором или принятие решения о поддержании государственного обвинения;
— права государственного обвинителя;
— обязанности государственного обвинителя.
Литература:
- Балакшин, В. С. Государственный обвинитель в российском уголовном процессе — кто он? / В. С. Балакшин. — Текст: непосредственный // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2019. — № 1. — С. 5–9.
- Бормотова, Д. А. Проблемы определения функций прокурора в уголовном процессе / Д. А. Бормотова, П. А. Захарченко. — Текст: непосредственный // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 74–6. — С. 19–21.
- Спирин, А. В. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: монография / А. В. Спирин. — Москва: Юрлитинформ, 2016. — 238 c. — Текст: непосредственный.
- Воронин, О. В. Прокурорское уголовное преследование в различных стадиях и производствах отечественного уголовного процесса / О. В. Воронин. — Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2013. — № 1 (7). — С. 24–32.
- Баев, О. Я. Функция следователя и прокурора — уголовное преследование / О. Я. Баев. — Текст: непосредственный // Судебная власть и уголовный процесс. — 2016. — № 1. — С. 120–127.
- Чурикова, А. Ю. К вопросу о стадии возбуждения уголовного дела и роли в ней прокурора / А. Ю. Чурикова. — Текст: непосредственный // Право: история и современность. — 2020. — № 1. — С. 112–119.
- Пеканова, Е. Э. Понятие государственного обвинения и его значение в состязательном уголовном процессе / Е. Э. Пеканова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 309–312.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202–1 (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Лазарева, В. А. Прокурор в уголовном процессе: учебное пособие для магистров / В. А. Лазарева. — Москва: Юрайт, 2015. — 295 c. Текст: непосредственный.
- Галимов, Э. Р. Участие государственного обвинителя по уголовным делам в суде первой инстанции: монография / Э. Р. Галимов. — Москва: Юрлитинформ, 2012. — 163 c. — Текст: непосредственный.
- Погосян, А. А. Процессуальный статус государственного обвинителя / А. А. Погосян. — Текст: непосредственный // Проблемы теории и практики современной науки: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание / под общей редакцией А. И. Вострецова. — Нефтекамск, 2016. — С. 146–150.