Автор: Рабовалюк Любовь Николаевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 1636 раз

Библиографическое описание:

Рабовалюк Л. Н. Методика исследования мотивов сохранения беременности (МИМСБ) // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 350-356.

Психологическая диагностика мотивов сохранения беременности остается актуальным и перспективным направлением исследования в перинатальный психологии. В статье предложена методика исследования мотивов сохранения беременности.

Ключевые слова: перинатальная психология, методика исследования, мотивы сохранения беременности.

В современной психологии и психотерапии считается, что мотивы сохранения беременности, отношение женщины к своей беременности и к будущему ребенку играет огромное значение для развития последующих взаимоотношений матери и ребёнка [И.В. Добряков, 2010; С.Ю. Мещерикова, 2008; Г.Г. Филипова, 2007; О.В. Магденко, 2005; С.В. Трушкина, 2005; Н.В. Боровикова, С.А. Федоренко, 2000; А.И. Захаров, 1998].

Е.Д. Красильникова (2009) отмечает, что на сегодняшний день, не смотря на всю актуальность данной проблемы, исследование мотивов зачатия и сохранения беременности представлена в литературе не достаточно. Выявление истинных мотивов дает возможность проводить психокоррекционную работу по «переводу» деструктивных мотивов в категорию конструктивных, и позволяет на более сознательном уровне влиять на демографическую ситуацию в стране.

Исследование мотивов зачатия довольно сложно, так как всегда психолог имеет дело не с одним, а с совокупностью мотивов, отмечает С.В. Трушкина, (2005). Ситуация осложняется еще и тем, что часто декларируемые мотивы сохранения беременности не всегда являются истинными мотивами и часто не осознаются. Выявление истинных мотивов очень трудоемкое и сложное дело, осложненное неоднозначностью критериев диагностики, различными типологиями и классификациями (С.С. Балабанов, Б. Наук, З.Х.-М. Саралиева, 2009; Н.В. Боровикова, С.А. Федоренко, 2000; Н.В. Боровикова, 1998; и др.), требующее квалификации и опыта от специалиста. Проблема изучения мотивов сохранения беременности осложняется и тем, что отсутствует в широком доступе диагностический инструментарий, позволяющий исследовать мотивы сохранения беременности. Решая данную проблему при использовании модифицированной типологии мотивов сохранения беременности С.С. Балабановой, Б. Наук, З.Х.-М. Саралиевой (2009), мы создали методику исследования мотивов сохранения беременности (МИМСБ). В течение нескольких лет (2009-2012) на базе КГБУЗ «Владивостокского клинического родильного дома №2» велась работа по апробации и валидизации данной методики (всего исследовано 188 беременных женщин). Параллельно на базе ГОУ ВПО «Владивостокского государственного медицинского университета» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию велась работа по модификации и адаптации данного опросника на студентах старших (89 студентов) и младших (40 студентов) курсов. В результате чего, созданы модификации «Методики исследования мотивов сохранения беременности» для юношей и девушек, названные: «Методика исследования ценностной ориентации на отцовство» для юношей и «Методика исследования ценностной ориентации на материнство» для девушек.

Структура опросника

Опросник состоит из «паспортной части», где учитывая Федеральный закон РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О защите персональных данных», исключены данные, касающиеся фамилии, имени и отчества. Вторая, «диагностическая часть» опросника состоит из 78 утверждений, объединенных в 10 блоков, а так же графы для свободного ответа.

Первый блок (5 утверждений) опросника посвящен определению того на сколько желанна беременность, сомневается ли женщина в правильности своего решения или нет. Насколько беременность была неожиданной или же она планировалась заблаговременно. В данном блоке опросника сумма балов не суммируется, а лишь позволяет разделить беременных женщин на анализируемые группы по запланированности и желанности беременности.

Второй блок (5 утверждений) выявляет субъективное отношение к материальным (финансовым) затруднениям. Этот блок содержит утверждения, касающиеся отсутствию благоприятных жилищных условий для малыша; общую обеспокоенность за будущее малыша. В данном блоке содержатся утверждения, повествующие о том, что дети являются серьезной финансовой нагрузкой; утверждения, касающиеся тревожности по поводу невозможности в будущем дать достойное образование и развитие для малыша. Блок содержит утверждения о том, что будет «тяжело» материально поднять ребенка. Высокие балы по данному блоку опросника могут свидетельствовать о некотором «напряжение» в эмоциональном плане, связанном с неудовлетворенностью нынешним финансовым положением, о некоторой степени фрустрированности потребности в безопасности.

Третий блок (10 утверждений) отражает истинное стремление быть матерью, как результат психофизиологической готовности женщины к материнству. В этот блок были включены следующие утверждения женщин: «я очень люблю детей»; «мы с супругом любим друг друга и хотим иметь общего ребенка»; «хочу любить ребенка и заботиться о нем»; «хочу ощутить радость материнства»; «дети – это счастье»; «получаю удовольствие, когда наблюдаю за тем, как ребенок растет»; «испытываю радость иметь маленького ребенка»; «особенная любовь, развивается между родителем и ребенком»; «в доме весело, когда есть дети». Высокий бал по данному блоку опросника свидетельствует о конструктивных мотивах сохранения беременности.

Четвертый блок (8 утверждений) выявляет субъективное ощущение ограничение свободы, эгоистические тенденции личности, неготовность жертвовать своим временем и развлечениями ради детей и семьи. Вторая часть блока изучает приоритеты ценности ребенка и семьи или карьеры и учебы. Высоки баллы по данному блоку опросника, могут интерпретироваться, как некоторая неготовность посвятить себя материнству в данный момент. И могут расцениваться, как «группа риска» для дальнейшего развития материнской сферы и детско-родительских отношений.

Пятый блок опросника (8 утверждений) выявляет озабоченность собственным здоровьем; негативно-обвиняющий стиль переживания беременности; страхи, касающиеся изменения тела; страхи утраты детородной функции; убежденность в том, что после беременности непременно испортятся зубы и выпадут волосы. Высокие балы опросника могут свидетельствовать как о негативных мыслях, о последствиях беременности для своего здоровья, так и о «социальных установках» по поводу беременности. Каждый блок опросника необходимо уточнять дополнительными вопросами.

Шестой блок опросника (9 утверждений) выявляет высокую степень тревожности к материнству, пессимистический настрой. Блок содержит следующие утверждения: «боюсь, что не смогу достаточно заботиться и уделять внимания своему ребенку»; «ребенок доставляет много проблем»; «детей трудно дисциплинировать и контролировать»; «дети доставляют беспокойство, особенно, когда они больны»; «невозможно проводить много времени с мужем, когда есть дети»; «дети влекут за собой появление новых проблем в браке»; «дети создают проблемы с соседями и обществом». Высокие баллы опросника могут свидетельствовать о низкой мотивации к материнству, о деструктивных мотивах сохранения беременности.

Седьмой блок (10 утверждений) свидетельствует о стремлении беременной женщины соответствовать социальным ожиданиям. Мотивом сохранения беременности, как правило, являются социальные стереотипы и ожидания общества. Эти женщины, как правило, утверждают: «дети способствуют усилению связей с родственниками»; «согласно моей вере, долгом является иметь детей»; «хочу изменить социальный статус»; «хочу быть как все»; «возраст вынуждает», «у всех подруг уже есть дети»; «муж очень хотел ребенка»; «хочу, чтобы не прерывались фамилия, род». Хотя данный блок опросника трудно отнести к деструктивным мотивам сохранения беременности, конструктивными данные мотивы назвать тоже сложно. Так как беременность у этих женщин наступает, потому что «так надо», и «я должна», а не ради любви, ради ребенка.

Восьмой блок (10 утверждений) отражает стремление матери иметь ребенка, который воплотит нереализованные планы, мечты и желания матери. Эти женщины надеются, что их «жизнь будет продолжаться через детей», что «люди, имеющие детей, реже бывают одинокими в пожилом возрасте». Они сохраняют беременность для того, чтобы «чувствовать себя кому-то нужной», «чтобы был хотя бы один близкий человек». Эти женщины при помощи детей стараются самореализоваться, утверждая, что «дети повышают чувство ответственности и помогают развиваться». Они часто отмечают: «хочу поделиться с детьми тем, чем владею сама», «благодаря ребенку я смогу найти новых друзей». Данный блок опросника помогает выявить надежды женщины на то, что «дети смогут помочь в пожилом возрасте» и «ребенок будет помогать по дому», а «рождение второго ребенка улучшит материальное положение семьи».

Девятый блок (6 утверждений) выявляет деструктивные мотивы сохранения беременности, как способа сохранения отношений и удержания супруга в браке. «Дети помогут сблизить меня с мужем»; «родительство улучшает положение и репутацию среди родственников (или коллег)»; «муж не оставит меня с ребенком (не уйдет от меня)»; «беременность поможет сохранить отношения»; «в случае беременности мой партнер женится на мне (мы распишемся)». Высокий бал по данному блоку свидетельствует об отношении к беременности, как к средству манипулирования отношениями.

Десятый блок (7 утверждений) выявляет страхи и компенсации женщины: «считаю, что в семье должно быть больше одного ребенка, потому как никто не застрахован от несчастного случая»; «хочу заменить родившимся ребенком утраченного близкого человека (умершего, бросившего)»; «теперь, когда есть ребенок, родители вынуждены смириться с браком»; «хочу показать родителям, что стала самостоятельной»; «хочу родить «назло» партнеру (или кому–либо)»; «хочу родить только для себя»; «ребенок начало нового этапа в жизни, все плохое уже позади». Высокие баллы по данному блоку свидетельствуют о том, что данная категория женщин нуждается в психокоррекциионных мероприятиях.


Благодарим Вас за то, что Вы согласились анонимно заполнить протокол комплексного психологического обследования беременной женщины, являющийся частью научно-исследовательской работы. Спасибо Вам за участие в этом исследовательском проекте и надеемся, что Вам будет интересно ответить на наши вопросы.



МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ СОХРАНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ (МИМСБ)

Л.Н. Рабовалюк


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Срок текущей беременности (в неделях)____________

  1. Количество полных лет__________________________________________________
  2. Образование (нужное подчеркнуть): Неполное среднее / Среднее / Среднее специальное / Незаконченное высшее / Высшее Специальность_______________________________________________________________Социальная группа (нужное подчеркнуть): Учащаяся (школы, ПТУ, техникума) / Студентка ВУЗа / Рабочая / Служащая / Предприниматель / Домохозяйка Другое_______________________________________________________________________
  3. Семейное положение (нужное подчеркнуть): Не замужем / Замужем / Гражданский брак / Разведена / Вдова
  4. Сколько лет в браке___________
  5. Краткий анамнез:

1) Количество беременностей ____________ – из них медикаментозных абортов _______ медицинских абортов _______________– самопроизвольных абортов (выкидышей) Другое_______________________________________________________________________
2) Количество родов __________________– из них путем «кесарева сечения» __________
3) Количество, год рождения, пол детей_______________________________
  1. Осложнения беременности:
  1. Угроза не вынашивания беременности (нужное подчеркнуть): Да / Нет. Причина______________________________________________________________
  2. Токсикоз (ранний, поздний)______________________________________________
  3. Наличие показаний родоразрешения путем “Кесарева сечения”________________
  4. Соответствие размеров плода и таза_______________________________________
  5. Другие осложнения беременности________________________________________
  1. Планировали беременность? (нужное подчеркнуть) Планировала чуть позже / Нет не планировала / Да планировала за ранее / Беременность случайная
  2. Кто первый узнал от Вас о Вашей беременности? _____________________________
  3. Как воспринял эту весть Ваш муж?_________________________________________
  4. Когда почувствовали первое шевеление ребенка?_____________________________
  5. Кто первый узнал от Вас о шевелении ребенка?_______________________________
  6. Вы заполняли данную анкету ранее? (нужное подчеркнуть) Да / Нет


Предполагаемая дата естественных родов______________



Плановое Кесарево сечение: Да Дата_________ Нет

Инструкция: Внимательно прочитайте суждения предлагаемого опросника, оцените степень согласия (поставьте галочку в нужной графе), затем выберите 3 самые важные на Ваш взгляд причины вашей беременности и обведите эти утверждения.

5 – Полностью согласна
4 – Скорее согласна
3 – Трудно сказать
2 – Скорее не согласна
1 –Абсолютно не согласна


5

4

3

2

1

Сумма баллов

I

Я долго не могла забеременеть, и вот наконец-то получилось






∑=

Беременность была неожиданной, но очень желанной






Сначала я сомневалась, стоит ли сохранять беременность






Теперь я сомневаюсь, правильно ли поступила, оставив беременность






Я не хочу этого ребенка






II

Боюсь, что у меня нет соответствующих жилищных условий, в которых ребенок будет чувствовать себя абсолютно комфортно






∑=

Я обеспокоена за будущее моего ребенка






Дети являются финансовой нагрузкой для всей семьи






Боюсь, что не смогу дать ребенку достойное образование и материальное обеспечение






Боюсь, мне будет (материально) тяжело «поднять» ребенка






III

Получаю удовольствие, когда наблюдаю за тем, как ребенок растет






∑=

Испытываю радость иметь маленького ребенка






Особенная любовь, развивается между родителем и ребенком






В доме весело, когда есть дети






Беременность «ради ребенка»






Я очень люблю детей






Мы с супругом любим друг друга и хотим иметь общего ребенка






Хочу любить ребенка и заботиться о нем






Хочу ощутить радость материнства






Дети - это счастье






IV

Дети ограничивают свободу






∑=

С детьми теряется контакт с друзьями






С ребенком не хватает времени на себя






Теперь, когда у меня есть ребенок, придется забыть про все развлечения






Имея детей, труднее сохранить работу






Работа (карьера или учеба) на данном этапе жизни для меня важнее, чем дети






Рано я забеременела, не знаю, как буду учиться дальше






Не знаю, как я сейчас буду совмещать заботу о ребенке и работу (учебу)






V

У меня сложная беременность и плохое здоровье






∑=

Я (или мой муж) уже в возрасте и я этим обеспокоена






Беременность портит фигуру






Беременность делает меня менее привлекательной






После рождения детей портятся зубы и высыпаются волосы






Хочу родить, так как боюсь утратить возможность деторождения в будущем






Аборт вреден для здоровья






Беременность заставляет мой организм стареть






VI

Боюсь, что не смогу достаточно заботиться и уделять внимания своему ребенку






∑=

Ребенок доставляет много проблем






Детей трудно дисциплинировать и контролировать






Дети доставляют беспокойство особенно, когда они больны






Невозможно проводить много времени с мужем, когда есть дети






Дети влекут за собой появление новых проблем в браке






Дети создают проблемы с соседями и обществом






Роль матери не особенно одобряется людьми, с которыми я общаюсь






Я не очень люблю детей






VII

Хочу, чтобы не прерывались фамилия, род






∑=

Я беременна, потому что хочу, чтобы первому ребенку (детям) было с кем общаться






Дети способствуют усилению связей с родственниками






Согласно моей вере долгом является иметь детей






Хочу изменить социальный статус






Хочу «быть как все»






Возраст вынуждает






У всех подруг уже есть дети






Муж очень хотел ребенка






Хочу улучшить демографическую ситуацию в стране






VIII

Моя жизнь будет продолжаться через моих детей






∑=

Дети повышают чувство ответственности и помогают мне развиваться






Люди, имеющие детей, реже бывают одинокими в пожилом возрасте






Дети смогут помочь мне, когда буду пожилой






Ребенок будет помогать мне по дому






Хочу поделиться с детьми тем, чем владею сама






Благодаря моим детям я смогу найти новых друзей






Чтобы был хоть один близкий человек






Чтобы чувствовать себя кому-то нужной






Рождение второго ребенка улучшит материальное положение семьи






IX

Дети помогут сблизить меня с мужем






∑=

Родительство улучшает положение и репутацию среди родственников (или коллег)






Муж не оставит меня с ребенком (не уйдет от меня)






Беременность поможет сохранить отношения






В этом случае мой партнер женится на мне (мы распишемся)






Таким образом, можно укрепить отношения в семье






X

Считаю, что в семье должно быть больше одного ребенка, потому как никто не застрахован от несчастного случая






∑=

Хочу заменить родившимся ребенком утраченного близкого человека (умершего, бросившего);






Теперь, когда есть ребенок, родители вынуждены смериться с браком






Хочу показать родителям, что стала самостоятельной






Хочу родить «назло» партнеру (или кому–либо);






Хочу родить только для себя






Ребенок начало нового этапа в жизни, все плохое уже позади






Другое



Обработка результатов

После выполнения задания необходимо в каждом блоке подсчитать суммарное количество баллов и перенести результаты в таблицу. Необходимо отметить, что сухо следовать интерпретации не стоит, она не дает той полноты картины анализа, который содержится в самих утверждениях. Поэтому исследователю, решившему воспользоваться данной методикой, стоит чаще обращаться к самим ответам испытуемых, уточнять их и качественно интерпретировать.

I

В первом блоке сумма баллов не подсчитывается. Данный блок анализируется по утверждениям. Определяется и уточняется дополнительными вопросами: Настоящая беременность была запланированной или случайной? Беременность желанная или нет? Выясняется общее отношение к беременности, сомнения (если таковые имелись) по поводу сохранения беременности, дальнейшее планирование увеличения семьи.





Блоки

Диапазон баллов


Количество вопросов в блоке

II




25-19

Высокий уровень субъективной тревожности по поводу материальных (финансовых) затруднений, вызванных появлением (ожиданием рождения) ребенка.

5

18-12

Средний уровень субъективной тревожности по поводу материальных (финансовых) затруднений, вызванных появлением (ожиданием рождения) ребенка

11-5

Низкий уровень субъективной тревожности по поводу материальных (финансовых) затруднений, вызванных появлением (ожиданием рождения) ребенка

III




50-37

Высокий уровень стремления быть матерью как результат психофизиологической готовности женщины к материнству (Конструктивные мотивы сохранения беременности)

10

36-23

Средний уровень готовности к материнству и любви к детям

22-10

Низкий уровень готовности к материнству

IV

40-30

Высокий уровень субъективного ощущения ограничение свободы. Эгоистические тенденции, некоторая неготовность жертвовать своим временем и развлечениями ради детей и семьи. Приоритет карьеры и учебы над семейными и материнскими ценностями.

8

29-19

Средний уровень субъективного ощущения ограничение свободы.

18-8

Низкий уровень субъективного ощущения ограничение свободы. Готовность уделять достаточное количество времени семье и детям. Низкий приоритет карьеры и учебы над семейными и материнскими ценностями.

V

40-30

Относится к неготивно-обвиняющему стилю переживания беременности, в пользу собственного здоровья. Мифы о вреде беременности на организм

8

29-19

Средний уровень негативного отношения влияния беременности на здоровье

18-8

Низкий уровень неготивно-обвиняющего стиля переживания беременности

VI

45-33

Очень низкая готовность к материнству и высокая степень тревожности, пессимистический настрой

9

32-21

Существуют некоторые проблемы, касающиеся неготовности к материнству (анализируются, согласно каждого утверждения)

20-9

Небольшие проблемы, касающиеся неготовности к материнству (анализируются, согласно каждого утверждения)

VII

50-37

Беременность как соответствие социальным ожиданиям. Сильная социальная направленность.

10


36-23

Средний уровень социальной направленность. Мотивы сохранить беременность в целях соответствия социальным ожиданиям.


22-10

Стремление к индивидуальности и сохранение беременности не из-за социального одобрения.

VIII

50-37

Высокое стремление матери иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты.

10


36-23

Средняя степень желания реализоваться в будущем ребенке, воплотить собственные нереализованные планы, мечты.


22-10

Ребенок, не средство для реализации себя.

IX

30-22

Беременность как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке.

6


21-14

Тенденция к сохранению отношений в семье, в том числе по средствам манипулирования беременностью и ребенком.


13-6

Низкое стремление к сохранению отношений в семье, по средствам манипулирования беременностью и ребенком.

X

35-26

Высокий уровень страхов и компенсация их при помощи беременности (Необходима консультация психолога)

7


25-16

Средний уровень страхов и возможная компенсация их при помощи беременности (Необходима консультация психолога)


15-7

Низкий уровень страхов и компенсации их при помощи беременности


Вместе с методикой исследования мотивов сохранения беременности для установления корреляционных связей, предлагался методический комплекс по исследованию ценностных ориентаций: Тест М. Рокича (методика «Ценностные ориентации»); методика изучения внешних и внутренних ценностей личности (О.И. Мотков, Т.А. Огнева, 2008); Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); экспресс-диагностика социальных ценностей личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, 2002); проективная методика «Я и мой ребёнок» (Г.Г.Филиппова, 2002); «Тест отношений беременной» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003); модифицированный восьмицветовой тест Люшера (Собчик). Использовались количественные и качественные методы статистического анализа, вычисление средних, стандартного отклонения, достоверность различий выявлялась с помощью непараметрического критерия Mann Whitney, а для выявления корреляционной связи признаков использовался непараметрический коэффициент корреляции Кендалла. Результаты исследования мотивов сохранения беременности и корреляционные связи блоков опросника с другими шкалами представлены в работах [5, 9], частично в [4, 6, 7, 8]. Мы создали модификации данного опросника для юношей и девушек, еще не имеющих детей, так как понимаем и настоятельно рекомендуем проводить диагностику на стадии планирования семьи, для профилактики деструктивных мотивов сохранения беременности. Паспортная часть модифицированных опросников существенным образом изменена, носит как диагностический, так и информационный характер (о методах и способах планирования семьи). Мы считаем, что выявление истинных мотивов беременности (если девушка уже беременна) и ценностных ориентаций на родительство (юношей и девушек), еще не имеющих детей, поможет при необходимости провести своевременную психологическую коррекцию деструктивных мотивов беременности и гармонизировать отношения в семье ещё до рождения ребёнка.

Психологическая диагностика мотивов сохранения беременности остается актуальным и перспективным направлением исследования в перинатальный психологии. Выяснение истинных причин, мотивов и обстоятельств, побудивших женщину к сохранению данной беременности, помогут объяснить и понять отношения в семье, складывающиеся в связи с беременностью и рождением ребенка; помогут выяснить страхи и неудовлетворенные потребности женщины. Остаются перспективным направление изучение механизмов и факторов, влияющих на перестройку мотивационной системы бушующих родителей, а так же задачи разработки психокоррекционных программ по трансформации мотивов сохранения беременности из категории «деструктивных» и «не осознанных» в категорию «конструктивных» и «осознанных».


Литература:
  1. Балабанов С.С. , Наук Б. , Саралиева З.Х.-М. Типология мотивов иметь или не иметь детей "Социологические исследования", 2009, № 3, с. 129-136

  2. Добряков И. В. Перинатальная психология // Добряков И. В. - Спб: Питер, 2010 — 272 с.
  3. Красильникова, Е. Д. Проблема исследования мотивов зачатия и сохранения беременности / Е. Д. Красильникова // Вестник Тверского государственного университета. - 2009. - N 5 (Педагогика и психология). - С. 145-150
  4. Рабовалюк Л.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций беременных женщин с группами риска ПКГД//Сборник докладов 59-й международной молодежной научно-технической конференции «МОЛОДЕЖЬ-НАУКА-ИННОВАЦИИ», 21-23 марта 2012 г. в 2 Т. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. – Т. 2. – 262 с. с 219 - 222. [электронный доступ] http://www.msun.ru/sci/nirks/conf/conf2011/tom2.pdf

  5. Рабовалюк Л.Н. Гендерные различия ценности ребенка в структуре ценностных ориентаций студентов старших курсов мед. Университета // «Актуальные проблемы практической психологии», 26-27 апреля 2012 - г. Херсон: Херсонский государственный университет, 2012 г. (в печати)

  6. Рабовалюк Л.Н. Особенности ценностных ориентаций повторнородящих женщин //Образование и саморазвитие. г. Казань «Центр инновационных технологий», №2 (30) 2012г. с. 164 - 169

  7. Рабовалюк Л.Н. Структура ценностных ориентаций беременных женщин с разными группами типов психологического компонента гестационной доминанты [Текст]/ Л.Н. Рабовалюк// Молодой ученый. – 2012.- №1. Т.2. – c.177. С. 53-56.

  8. Рабовалюк Л.Н. Ценностные ориентации беременных женщин с разными типами психологического компонента гестационной доминанты Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал] №1(09), 2012 URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/rabovalyuk.pdf

  9. Рабовалюк Л.Н., Кравцова Н.А. Мотивы сохранения беременности по данным наблюдения клинического психолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2012, №2(18) 2012г. (в печати)

Основные термины (генерируются автоматически): сохранения беременности, мотивов сохранения беременности, мотивы сохранения беременности, исследования мотивов сохранения, блок опросника, мотивах сохранения беременности, истинных мотивов, Выявление истинных мотивов, блоку опросника, деструктивных мотивов, сохранения беременности С.С, истинных мотивов беременности, мотивов зачатия, Мотивом сохранения беременности, мотивов сохранения беременности», изучения мотивов сохранения, мотивам сохранения беременности, поводу сохранения беременности, деструктивных мотивов сохранения, «переводу» деструктивных мотивов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос