В данной статье мы рассмотрели основные проблемы антимонопольного регулирования на примере деятельности УФАС по Иркутской области.
Ключевые слова: антимонопольное законодательство, ФАС, конкуренция, рынок, реклама, торги, аукцион, цена.
In this article, we have considered the main problems of antimonopoly regulation on the example of the activities of the Federal Antimonopoly Service in the Irkutsk region.
Keywords: antimonopoly legislation, FAS, competition, market, advertising, bidding, auction, price.
Антимонопольное регулирование в Российской Федерации осуществляется на основании ряда нормативно-правовых актов, на наш взгляд ключевыми из них являются Федеральный закон «О защите конкуренции» N 135-ФЗ, ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также ряд иных нормативно-правовых актов. Под антимонопольным регулированием понимается комплекс мер, законодательной и экономической направленности с целью ограничения возможности для монополизации рынка одним из производителей или их группой.
Профильным органом, цель деятельности которого это работа в сфере выявления фактов нарушения антимонопольного законодательства и их пресечение, является Федеральная антимонопольная служба, в Иркутской области представлена своим территориальным управлением.
В наше время существует ряд проблем в области антимонопольного регулирования, которые требуют незамедлительных действий по их устранению. Это, как никогда актуально в наши дни.
Рассмотрим первую из проблем — «сговор на торгах». Нередки случаи, когда участники торгов действуют по определенной схеме, по которой выигрывает та или иная компания. Например, УФАС по Иркутской области уличила в сговоре на торгах «ИркутскАвтодор», 6 фирм и комитет городского обустройства. Дело рассматривалось в УФАС России по Иркутской области. В ходе проведения контрольных мероприятий было установлено, что МУП «ИркутскАвтодор», в результате достигнутого с хозяйствующими субъектами, признанными участниками торгов, соглашения. Реализована тактика по отказу от конкурентной борьбы в ходе проведения торгов, следствием которой явилось заключение предприятием муниципальных контрактов с наименьшим снижением начальной максимальной цены контракта, и передача на основании договоров субподряда заранее установленного объема работ, по торгам хозяйствующим субъектам — участникам торгов. В итоге комиссией УФАС по Иркутской области было принято следующее решение: признать МУП «ИркутскАвтодор», комитет городского обустройства администрации г. Иркутска нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, в связи с заключением и реализацией соглашения, которое привело к поддержанию определенной цены на торгах [8].
Мы считаем, что одним из наиболее эффективных путей решения данной проблемы будет проведение аукциона не затягивая, а в кратчайшие сроки, после окончания срока подачи заявок для всех видов товара, работ, услуг. Именно это поможет нам уменьшить вероятность осуществления сговора на торгах.
Также существует ряд проблем, которые требуют принятия определённых мер. Этими проблемами являются реклама, которая носит характера спама и распространяется по сетям электросвязи, ФЗ-38 «О рекламе», а именно статья 18 прямо запрещает распространять рекламу такого характера без согласия адресата. Особенное внимание как мы считаем, следует уделить таким важным секторам как реклама лекарственных препаратов и ее характер.
УФАС по Иркутской области контролирует ситуацию в сфере розничной продажи лекарственных препаратов. Примером этого может служить дело № 038/05/18–427/2022, где «Аптека от склада», осуществляла рекламные звонки и призывала закупить лекарственные препараты в прок, что является нарушением законодательства о рекламе, ведь в силу ч.1 ст. 18 ФЗ № 38 «О рекламе», такие звонки допускаются только при наличии согласия абонента на получение рекламы, в данном случае согласие не было получено. По итогам данного дела реклама, распространяемая «Аптекой от склада» на абонентский номер заявителя была признана не надлежащей, а также материалы дела были переданы для возбуждения дела об административном нарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ [5].
Мы полагаем, что данную проблему можно разрешить посредством того, что ужесточить порядок использования «ботов», которые осуществляют эти самые звонки.
Существует «дорожная карта» развития конкуренции, в её рамках 30 декабря 2021 года губернатор Иркутской области утвердил перечень товарных рынков для содействия развития конкуренции, именно контролю над этими рынками УФАС по Иркутской области уделяет большое внимание, одним из таких является рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями [4].
Также еще одним примером по контролю со стороны ФАС за деятельностью в сфере организации торгов является решение № 038/147/22 от 15 февраля 2022 года. Как было установлено, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, Областное государственное автономное учреждение здравоохранения, общество с ограниченной ответственностью, заключили антиконкурентное соглашение, в результате чего было заключено 12 контрактов на поставку медицинского оборудования и прочего оснащения для нужд областного государственного автономного учреждения здравоохранения, что привело к ограничению конкуренции. Материалы дела были переданы для решения вопроса о привлечении к административной ответственности [6].
Из чего следует, что деятельность УФАС по Иркутской области ведет к созданию наиболее конкурентоспособного рынка. Пресекаются нарушения законодательства в сфере государственных закупок товаров, решения по таким делам выносит — Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Примером рассмотрения дела данной комиссией может служить дело № 038/06/67–1925/2021 и принятое по нему решение [7]. Согласно нему, аукционная комиссия заказчика нарушила пункт 2 части 6 статьи 67 Федерального закона № -44, заказчиком являлась Администрация Ручейского сельского поселения. Решение, которое вынесла комиссия, заключалось в следующем выдать аукционной комиссии заказчика, заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации. Результатом таких действий антимонопольного органа, который осуществлял свою деятельность в данном случае по заявлению, было пресечение нарушения антимонопольного законодательства.
В заключении хотелось бы сказать о том, что деятельность антимонопольных органов направлена на защиту конкуренции, наиболее прозрачную деятельность органов исполнительной власти на государственном и муниципальном уровне. Существует ряд проблем, которые мы описали в данной статье и которые требуют внимания компетентных органов. Для этого требуется системный подход, существует Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, который позволит в частности в Иркутской области создать наиболее благоприятные условия для развития конкурентной среды.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
- План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Иркутской области на 2022–2025 годы, утвержденный распоряжением Губернатора Иркутской области от 30 декабря 2021 года № 405-р.
- Решение № 038/273/22 Решение А. реклама Аптеки от 31 марта 2022 г. Иркутское УФАС России.
- Иркутское УФАС, дело № 038/01/16–1162/2021 Дело в отношении Минздрава, МКС, ООО «Сота 1» и ОГАУЗ ИГДСП
- Иркутское УФАС России, дело № 038/06/67–1925/2021 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО «ЮНИСНАБ».
- Иркутское УФАС России, Дело № 038/01/11–2586/2020 Дело в отношении «ИркутскАвтодор»