Настоящая статья посвящена анализу современного регулирования естественных монополий в Российской Федерации, а также направлена на исследование практических ситуаций, связанных с деятельностью Федеральной антимонопольной службы РФ в исследуемой сфере. Основываясь на проведенном исследовании, автор приходит к выводу, что первостепенное значение в сфере регулирования естественных монополий приобретает именно реформирование законодательства.
Ключевые слова: естественные монополии, антимонопольное регулирование, антимонопольный комплаенс, законодательная инициатива, Федеральная антимонопольная служба РФ.
Естественная монополия согласно ст. 3. Федерального закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» [1] представляет собой «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». Таким образом, общее определение естественной монополии заключается в том, что на рынке существует единственный поставщик услуг или их производитель, который в силу своей деятельности может обслуживать конкретную сферу общественных отношений намного эффективнее и результативнее, чем несколько таких же организаций.
В настоящее время на территории Российской Федерации важнейшими естественными монополиями стоит признать такие организации как: ПАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»», АО «Почта России» и некоторые другие [2, с. 333]. Однако, несмотря на важное значение данных организаций, зачастую такие монополии могут негативно воздействовать на определенные сферы деятельности российского общества.
К примеру, в российской практике нередко можно наблюдать такое явление, как создание вертикально интегрированных структур одной естественной монополии, занимающейся не только одним видом деятельности, но и монополизировавшим все, что связано с этим видом деятельности. Так, ПАО «Газпром» занимается не только предоставлением населению природного газа, но и разработкой месторождений сжиженного газа, производством газового оборудования. В свою очередь, ОАО «Российские железные дороги» имеет 123 дочерние компании, которые занимаются предоставлением питания, ремонтом оборудования, услуг прачечных и даже клининга. Итогом данного разнообразия деятельности является снижение качества предоставляемых услуг не только в конкретной производственной сфере, но и в сфере обслуживания. Именно в связи с этим естественные монополии, ввиду их производственных мощностей и крупного экономического потенциала, нуждаются в государственном контроле. Этот факт также подчеркивает Б. М. Маршанов, который считает, что «роль государственного регулирования должна заключаться в уменьшении некоторых последствий, которые могут возникнуть в случае неэффективного руководства деятельности естественных монополий» [3, с. 205].
На сегодняшний день основным органом, регулирующим деятельность естественных монополий на территории нашего государства, является Федеральная антимонопольная служба РФ (далее по тексту — ФАС РФ). ФАС РФ осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Кроме того, данная служба занимается разработкой антимонопольного комплаенса (система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства) [4, с. 61].
ФАС РФ, опираясь на положения нормативно-правовых актов Российской Федерации и антимонопольные методы, упомянутые ранее, активно борется со злоупотреблением доминирующего положения, присутствующего у естественных монополий. В рамках анализа проведем анализ современной практики антимонопольного регулирования ФАС РФ.
Арбитражный суд г. Москвы признал законным и обоснованным решение ФАС России о признании ОАО «РЖД» нарушившим антимонопольное законодательство. Нарушение со стороны компании выразилось в установлении монопольно высокой цены на тепловую энергию. Как установила ФАС РФ, затраты на производство тепловой энергии ОАО «РЖД» были фиктивно завышены при неизменности конъюнктуры рынка, объема выработки пара, состава продавцов и покупателей. C января 2019 года законодательством по общему правилу предусмотрена полная либерализация отношений между производителями тепла и потребителями (бизнесом). Цена на тепловую энергию для бизнеса в настоящий момент является существенным условием договора и определяется по соглашению сторон. Однако ОАО «РЖД» не было намерено согласовывать ее с ООО «Риквэст-Сервис», впоследствии обратившимся в ФАС России. Заявитель оказывает услуги по обработке постельного белья и мягкого инвентаря АО «ФПК», а также клининговые услуги муниципальным и коммерческим организациям по всей России, включая г. Самару и Самарскую область. Ведомство провело анализ расходов ОАО «РЖД» и выяснило, что компания завышала затраты при формировании цены пара на 2019 год. Тем самым организация нарушила запрет на злоупотребление доминирующим положением [5].
В рамках проводимого анализа нельзя приведем следующий пример.
Ростовское УФАС оштрафовало на 600 тыс. руб. ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» за навязывание дополнительной услуги — разработки проектной документации для осуществления технологического присоединения. Так, после заключения договора о подключении к газовым сетям граждане получали от газораспределительной организации технические условия, содержащие пункт о разработке проектной документации. При этом в настоящее время на законодательном уровне не предусмотрена разработка проектной документации для подключения к сетям объектов индивидуального жилищного строительства [6].
Таким образом, исследование современной антимонопольной деятельности ФАС РФ позволяет сделать вывод, что закрепленный на законодательном уровне механизм регулирования деятельности естественных монополий имеет важное значение для того, чтобы естественные монополии пользовались свободным ценообразованием для установления необоснованно высокой цены на свои услуги, либо же навязывали дополнительные услуги.
Однако, несмотря на эффективное осуществление антимонопольного регулирования, оно нуждается в дальнейшем совершенствовании. К примеру, в рамках регулирования деятельности естественных монополий недостаточно использования традиционных механизмов регулирования, так как они не полностью соответствуют критериям доминирующих организаций. В связи с этим считаем, что на ФАС РФ должен обладать достаточным набором форм реагирования и использовать современные методы анализа рынков для более эффективного и быстрого решения проблем, связанных с неправомерным ограничением конкуренции [7]. Особое внимание следует уделить созданию и совершенствованию механизмов защиты граждан от всевозможных злоупотреблений в цифровом пространстве. В частности, Федеральный закон «О защите конкуренции» [8] необходимо дополнить правилами, касающимися определения доминирующего положения цифровых платформ, в т. ч. маркетплейсов, на рынке. Поскольку сегодня подобные нормы отсутствуют, а антимонопольным органам приходится обращаться к общим критериям оценки доминирования, что существенно затрудняет обнаружение монополистических объединений и процесс рассмотрения дел ФАС РФ.
Следовательно, в настоящее время установлены особые меры антимонопольного реагирования в отношении субъектов естественной монополии, которые направлены на исключение ситуаций, при которых субъект естественной монополии, осуществляя монополистическую деятельность, негативно воздействует на сферы деятельности, которые связаны со снабжением жизнеобеспечивающими ресурсами потребителей, хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы естественные монополии стали осуществлять свою деятельности в соответствии с государственными задачами, необходимо провести реформирование законодательства. От правильной законодательной инициативы зависит слаженная организация работы с естественными монополиями, которая в дальнейшем позволит получить дополнительные средства в бюджет и подтолкнет российскую экономику к новому росту.
Литература:
- Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426; 2021. № 24 (часть I). Ст. 4188.
- Шунькевич А. П. Естественные монополии: их место в экономике и особенности регулирования в России и США / А. П. Шунькевич // Теория права и межгосударственных отношений. — 2022. — Т. 2, № 9(21). — С. 329–340.
- Маршанов, Б. М. Естественные монополии в современной России: роль, анализ и перспективы развития / Б. М. Маршанов, З. А. Узденова // Ценовой и кредитно-финансовой механизм стимулирования экономического развития России в современных условиях (мировой опыт и отечественная практика):, 2022. — С. 205–209.
- Рассказов, В. Л. Проблемы антимонопольного регулирования в Российской Федерации / В. Л. Рассказов, А. А. Мельконьян // Epomen. Global. — 2023. — № 40. — С. 60–66.
- Суд подтвердил вину ОАО «РЖД» в установлении монопольно высокой цены на тепловую энергию. URL: https://fas.gov.ru/news/30427 (дата обращения 02.05.2024).
- ФАС в СМИ: ФАС в Ростове оштрафовала газового монополиста на 600 тыс. руб. за навязывание услуг. URL: https://fas.gov.ru/publications/23338 (дата обращения 02.05.2024).
- На ПМЮФ-2023 обсудили развитие антимонопольного и рекламного регулирования. URL: https://cljournal.ru/news/25264/ (дата обращения 02.05.2024).
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 19.04.2024) «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434; Российская газета. 2024. № 93.