Проблемы регулирования естественных монополий в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 23.07.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Красильникова, А. С. Проблемы регулирования естественных монополий в России / А. С. Красильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/528/116749/ (дата обращения: 16.08.2024).



В данной статье автор рассматривает основные проблемы регулирования естественных монополий в России, связанные напрямую с законодательной базой Российской Федерации, приведены основные способы их решения.

Ключевые слова: естественная монополия, конкурентная среда, нерегулируемая монополия, антимонопольное законодательство, неплательщики, законодательные ограничения, тарифы.

В Российской Федерации вопрос регулирования естественных монополий является одним из самых важных в современном мире, ведь нерегулируемые и неконтролируемые предприятия могут вести себя на рынке по-разному и не всегда соответствовать требованиям законодательства. С появлением необходимости в контроле таких фирм появилась и необходимость в создании единого закона о нормах поведения естественных монополий на рынке РФ. Так, в 1995 году был создан Закон «О естественных монополиях». Однако данный закон не может усмотреть все возможные ситуации и исходы, поэтому государство начинает сталкиваться с некоторыми проблемами при регулировании субъектов естественных монополий.

Одной из таких проблем является наличие сфер, деятельность которых не может быть урегулирована законодательством о естественных монополиях [1, с. 194]. К таким сферам, к примеру, можно отнести услуги систем канализации и водоснабжения. В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирование предприятий тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, которые находятся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Суть данной проблемы заключается в различии подходов муниципальных образований и субъектов РФ к регулированию естественных монополий на российском рынке. К примеру, имели место быть такие ситуации, когда тарифы на определенные услуги таких компаний были различны для каждой группы потребителей. В таких случаях потребители платили больше или меньше положенной нормы в зависимости от места своего проживания и социального уровня. Таким образом, были созданы неравные условия для каждой отдельной группы населения, а также для ведения предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, противоречит антимонопольному законодательству.

Изучив поставленную проблему, появляется следующий вопрос: как найти выход из данной ситуации? Действительно, естественные монополии охватывают наиболее значимые сферы хозяйственной деятельности, и отсутствие решения данной проблемы может повлечь за собой серьезные правонарушения. Так, для выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации необходимо сформировать профессиональные независимые органы регулирования естественных монополий и сделать процедуру установления тарифов понятной и обоснованной [2, с. 109]. Более того, органы регулирования должны нести ответственность за экономическую обоснованность регулируемых тарифов.

Еще одной из причин появления проблем при регулировании естественных монополий является то, что положения Федерального закона «О естественных монополиях» касаются лишь монополий федерального уровня, а для монополий регионального и местного уровня отсутствует законодательная база, что также порождает произвольное поведение фирм и проблемы при их регулировании.

Другой немаловажной проблемой регулирования естественных монополий является невозможность реализации различных моделей рыночных отношений ввиду наличия законодательных ограничений [3, с. 235]. Рассмотрим данную проблему на примере сферы электроэнергетики. Согласно Закону «О естественных монополиях», к естественной монополии относится сфера транспортировки и распределения электроэнергии, а согласно Закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» к данной отрасли относится сфера энергоснабжения. Таким образом, в одном случае предполагается наличие конкурирующих между собой предприятий, а в другом случае — наличие одного монополиста, который занимается и производством, и транспортировкой электроэнергии до ее конечных потребителей. Такие различия в определении естественно монопольных сфер означают существование различных моделей рыночных отношений, которым необходимы различные формы государственного регулирования.

Для появления возможности реализации других моделей рынка необходимо внести изменения в один из вышеперечисленных законов, к примеру, в Закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» в части разделения естественно монопольных сфер.

Третьей проблемой регулирования такого состояния рынка является создание всевозможных условий для перехода из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка . Существование такого типа рыночной структуры, как естественная монополия, временно ввиду непрерывного усовершенствования технической оснащенности предприятий, состояния экономики в стране и т. д. Таким образом, через какое-то время начинают появляться другие фирмы и предприятия, создается конкурентная среда и, в итоге, некоторые сферы деятельности перестают быть естественными монополиями. Для осуществления такого перехода из одного состояния на рынке в другой органы регулирования естественных монополий и антимонопольные органы принимают все возможные меры.

Для более полного понимания сути данной проблемы можно привести следующий пример. В настоящее время сфера транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам испытывает сильное конкурентное давление со стороны железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта. Такая конкурентная среда в сфере услуг по грузоперевозкам помогает в устранении нарушений в рамках антимонопольного законодательства [4, с. 272].

Последней проблемой, которую можно рассмотреть в рамках монопольного регулирования, являются неплательщики [5, с. 62]. Согласно Гражданскому кодексу РФ, неплательщики имеют право продолжать принимать поставки определенных товаров или услуг естественных монополий. В данной ситуации ключевую проблему представляют неплательщики не в лице отдельных граждан, а в лице различных организаций и бюджетных учреждений. Такое лояльное отношение государства не способствует к стимулированию оплаты задолженностей, а, наоборот, приводит к еще более длительным задержкам и неденежным формам расчета (к примеру, бартер). Эти факторы, в свою очередь, порождают беспредел и коррупцию в отраслях естественных монополий, что в последующем достаточно сильно осложняет их регулирование.

Таким образом, существует несколько вариантов решения данной проблемы. Во-первых, государственные органы могут начать ликвидировать структуры, занимающие посреднические отношения в бартерных операциях, и запретить проведение платежей в неденежной форме. Во-вторых, для совершенствования правовых отношений в области естественных монополий государство может внести изменения в законодательство, к примеру, начать отключать неплательщиков при повторном отсутствии своевременной оплаты за услугу, тем самым ужесточить политику отключения неплательщиков.

Для того чтобы регулирование естественных монополий было более эффективным и положительно влияло на экономику страны, необходимо, во-первых, усовершенствовать законодательную базу регулирования деятельности естественных монополий Российской Федерации. Это означает необходимость в ужесточении определенных законов и смягчении некоторых требований по отношению к субъектам естественных монополий. Кроме того, необходимо внести точность в определение естественных монополий в некоторых законах. Во-вторых, необходимо скорректировать подходы к регулированию естественных монополий как на федеральном, так и на региональном уровне.

Литература:

  1. Бутырина, К. А. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования / К. А. Бутырина, А. С. Краснова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49. — С. 193–195.
  2. Деряблина, М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Деряблина. — Текст: непосредственный // Вопросы экономики. — 2006. — № 1. — С. 102–121.
  3. Емельянова, В. А. Крупные монополии в России / В. А. Емельянова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24. — С. 234–235.
  4. Кравчук, Д. И. Роль естественных монополий в экономике России / Д. И. Кравчук, В. И. Кравчук. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 270–272.
  5. Малкина, М.Ю. и Абросимова, О. Ю. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России / М. Ю. Малкина, О. Ю. Абросимова. — Текст: непосредственный // Экономический анализ: теория и практика. — 2012. — № 12. — С. 56–64.
Основные термины (генерируются автоматически): монополия, Российская Федерация, естественная монополия, антимонопольное законодательство, конкурентная среда, проблема, государственное регулирование тарифов, законодательная база, местное самоуправление, тепловая энергия.


Ключевые слова

конкурентная среда, естественная монополия, тарифы, антимонопольное законодательство, нерегулируемая монополия, неплательщики, законодательные ограничения

Похожие статьи

Задать вопрос