В статье дано обоснование необходимости прогнозирования налоговых поступлений, рекомендации по оптимизации методики прогнозирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, который является одним из важнейших федеральных налогов.
Ключевые слова: прогнозирование, налог на добавленную стоимость, косвенные налоги, методика прогнозирования, прогнозирование налога на добавленную стоимость.
В настоящее время прогнозирование является важнейшим элементом функционирования всей системы общественно-хозяйствующих отношений. Прогнозирование различных экономических показателей осуществляется как отдельными хозяйствующими субъектами с целью оценки перспектив развития на основе анализа изменений рыночных условий на предстоящий период, так и уполномоченными государственными органами, составляющими прогнозы с целью отражения количественных и качественных изменений основных макроэкономических показателей.
Реалистичная оценка поступлений в доходы бюджетов всех уровней выступает важным условием в реализации государственных программ и имеет большое значение для развития экономики и поддержания социально-политической стабильности в обществе [3,4]. Основным источником доходов бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления, следовательно, их корректное прогнозирование непосредственно влияет на реализацию планов и перспектив развития, а также эффективность государственного регулирования.
НДС является первым по собираемости налогом в Российской Федерации и основным источником пополнения бюджета, не считая нефтегазовых поступлений [1]. Поступления от налога на добавленную стоимость приносят в казну третью часть объема всех поступлений. При этом прогнозный расчет поступлений по налогу на добавленную стоимость является наиболее сложным.
Важное значение имеют макроэкономические факторы, действие которых напрямую или косвенно влияет на величину фискальных платежей, а соответственно на плановые, прогнозные показатели.
При этом наиболее распространенной проблемой, касающейся статистических данных, является отсутствие или недостаточная детализация данных. В этом случае возникает необходимость расчёта данных исходя из доступных.
Необходимым условием для анализа текущей ситуации и разработки более точных и реалистичных прогнозов является наличие качественной исходной статистической информации, под которой понимаются количественные показатели, используемые при анализе и прогнозировании. Основная задача статистических данных — представление достоверной информации о процессах, происходящих в экономике и социальной сфере как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах.
Оценка перспективных налоговых доходов опирается на прогноз валового внутреннего продукта и прогноз доли налогов в нем. Данный подход можно эффективно использовать в ситуации стабильных налоговых ставок, устойчивой внутренней структуры налогооблагаемой базы и налаженной системы администрирования налоговых платежей. Активное реформирование налоговой системы и высокая зависимость от конъюнктуры рынка снижают надежность прогнозирования на основе динамики валового внутреннего продукта.
При прогнозировании налоговых поступлений целесообразно использовать разные подходы и методы, это позволяет выявить возможные границы доходной базы бюджета. При этом необходим постоянный мониторинг текущей динамики с целью определения наиболее вероятных сценариев развития и уменьшения интервалов прогнозов.
Процесс прогнозирования налоговых платежей заключается не просто в механическом определении величины планируемых доходов в бюджет соответствующих уровней, а в творческом подходе к выявлению и мобилизации имеющихся экономических резервов в государстве, решению отраслевых задач, а также в целом общегосударственных в ближайшем будущем и в перспективе. В основе такого процесса должен быть заложен алгоритм расчетов, который бы учитывал фактор вероятности и содержал компетентную базу данных, учитывающую в обязательном порядке многочисленные внешние и внутренние факторы, которые влияют на величину налоговых поступлений.
Сложность вызывает отсутствие автоматизированной программы и необходимость вычисления прогнозов вручную, что в свою очередь, приводит к возникновению ошибок при расчетах по причине, так называемого «человеческого фактора». Еще одной немаловажной проблемой являются значительные временные затраты и человеческие ресурсы, необходимые для осуществления процесса налогового прогнозирования.
Сложность действующего законодательства о налогах и сборах заключается не в большом количестве нормативных актов, из которых оно состоит, а в недостаточной определенности и расплывчатости законодательных норм, регулирующих налоговые отношения, а также в достаточно частых изменениях актов налогового законодательства. При этом существенные изменения налогового законодательства не приводят к увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, а напротив, ведут к уменьшению доходов, что связано с налоговой нестабильностью в стране и выступают решающим фактором, способствующим уходу значительного числа налогоплательщиков в теневую экономику. [2]
Автоматизированный алгоритм прогнозного расчета налоговых поступлений должен содержать: обязательный учет факторов вероятности; мониторинг происходящих социально-экономических изменений в стране; анализ изменений действующего законодательства о налогах и сборах; необходимость интеграции данных Росстата и ФНС для более точного и актуального прогнозирования характер отраслевого хозяйства региона; посезонная характеристика поступлений; максимальный охват налогооблагаемых объектов; достоверность данных.
Таким образом, прогнозирование налоговых поступлений по налогу на добавленную стоимость ответственная и достаточно сложная работа, которая требует глубоких познаний, происходящих в стране социально-экономических процессов, развития в перспективе их тенденций, знаний налогового и иных отраслей законодательства, а также освоения методологии прогнозирования, включая автоматизированные системы управления. При таких условиях возможно с достаточно высокой степенью надежности разрабатывать прогнозы поступлений налога на добавленную стоимость и эффективно формировать бюджеты всех уровней. Совершенствование методики прогнозирования налоговых доходов является актуальным направлением совершенствования бюджетного процесса в России.
Литература:
- Алимирзоева М. Г., Алиев Б. Х., Маликова К. Р. НДС и его роль в формировании доходов бюджета– 2017.
- Видяева М. В. Совершенствование планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет — 2017.
- Графова Т. О., Колесникова К. В. Прогнозирование поступлений федеральных налогов и сборов при помощи эконометрического моделирования//ИВД.2020. № 7.
- Цветков В. А., Шутьков А. А., Дудин М. Н., Лясников Н. В. Совершенствование системы налогового администрирования в России — 2017.