Противодействие коррупции со стороны государства: опыт Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 31.03.2022

Статья просмотрена: 3913 раз

Библиографическое описание:

Прохоров, Э. Т. Противодействие коррупции со стороны государства: опыт Китая / Э. Т. Прохоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 289-293. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89889/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены и проанализированы комплексные меры по борьбе с коррупцией в Китае. Исследованы меры, как глобального противодействия коррупции, за пределами Китая, так и локального, внутри самой страны. При проведении исследования автор использовал различные методы научного познания, такие как анализ и синтез, аналогия и моделирование, компаративистика. Информация о противодействии коррупции в Китае взята из различных источников — научных статей и новостных источников, затем путём обобщения и анализа переработана с целью обобщения опыта китайских политических реалий, касаемо противодействия коррупционной деятельности.

Ключевые слова: коррупция, коррупционная деятельность, противодействие коррупции, антикоррупционные меры, Китай, глобальный и локальный уровни противодействия коррупции.

The article discusses and analyzes comprehensive measures to combat corruption in China. The measures of both global anti-corruption, outside of China, and local, inside the country itself are investigated. During the research, the author used various methods of scientific cognition, such as analysis and synthesis, analogy and modeling, comparative studies. Information on anti-corruption in China is taken from various sources — scientific articles and news sources, then, by generalization and analysis, it is reworked in order to generalize the experience of Chinese political realities with regard to countering corruption activities.

Keywords: corruption, corruption activity, anti-corruption, anti-corruption measures, China, global and local levels of anti-corruption.

В 90-е годы прошлого столетия в Китае объявили борьбу с взяточничеством и коррупцией в стране. Самый громкий скандал, связанный с коррупцией, произошёл в провинции Сычуань 12 мая 2008 года во время одного из самых разрушительных землетрясений в Китае, в котором в соответствии с официальными данными погибло 69 тысяч человек. Практически весь город был погребен под руинами. Вскоре стало ясно, почему произошли такие разрушения, местные власти решили сэкономить на строительстве жилых объектов и обустройстве инфраструктуры, поэтому здания были построены с нарушениями технологий прочности и не выдержали природного катаклизма. Разрешение на строительство, по официальной версии, дали коррумпированные чиновники.

Последствия землетрясения дали серьезный стимул центральным китайским властям начать расследования, чтобы разобраться в этой непростой ситуации. Заметим, что в Китае до сих пор распространен вид взяток, носящий специфическое для слуха русского и европейского человека название, как Гуаньси. Гуаньси — это один из видов коррупционных действий, когда частные негосударственные предприятия или корпорации, принимающие те или иные промышленные решения, которые требуют вмешательства государства, задабривают государство подарками, банкетами или предоставлением эксклюзивных услуг. С приходом к власти ныне действующего руководителя Си Цзиньпина, в стране начинается комплексная борьба с коррупцией, что спасло коррумпированный до этого Китай от окончательной разрухи. Одним из основных государственных решений, которое определило бурное развитие китайской экономики, стало проведение так называемой антикоррупционной реформы. Данная реформа получила название среди партийных деятелей населения — «Антикоррупционная компания».

Когда нынешний китайский лидер пришел к власти, он поклялся, что устроит настоящую охоту за «тиграми», «лисами» и «мухами». «Мухи» — это мелкие взяточники. «Тигры» — зарвавшиеся боссы, которые держат под своим контролем и манипулируют «мухами». А «лисы» — кто пытается вывести капитал за границу. Об этих трёх категориях коррупционеров, а также о борьбе с ними и пойдёт речь далее.

Громкие дела о коррупции среди политиков и предпринимателей

В 2009 году Лю Чжихуа — вице-мэр Пекина, был привлечен к уголовной ответственности за растрату бюджетных государственных средств, выделенных на организацию и проведение Олимпийских игр 2008 года. Его приговорили к смертной казни через расстрел. К одному из самых громких дел относится дело члена Политбюро КПК Бо Силая, которое в 2013 году всколыхнуло общественность [3, с. 925]. Его обвинили в том, что он, активно борясь с организованными преступными группировками, обходил закон и игнорировал некоторые юридические процедуры. В 2013 году он был приговорен к пожизненному заключению за взяточничество, массовые репрессии, а, следовательно, за злоупотребление служебным положением.

В 2020 году в Китае привлекли к ответственности крупного банкира Лайю Сяоминю, директора компании China Huarong Asset Management, у которого после тщательных проверок следствие обнаружило взятки на общую сумму в 276 миллионов долларов [3, с. 924]. На месте проживания чиновника нашли огромное количество сейфов, в которых находились золотые слитки, дорогие ювелирные украшения, наличные и множество ценных бумаг. Уже в 2021 году чиновник был признан виновным в коррупционной деятельности и взяточничестве и приговорён к смертной казни.

Восемь правил чиновника в КНР, как метод противодействия коррупции

Первое правило можно назвать теоретическим, несмотря на то, что для его реализации необходимо: проведение социологических опросов, выявление основных проблем в той или иной политической, социальной и экономической областях, формулирование структурированных решений конкретных государственных проблем. Для этого необходимо больше общаться с простыми людьми, чтобы выявить трудности жизни, недовольство в низовых слоях общества. Также нужно накапливать знания путем дискуссий и анализа китайских реалий на политическом, социальном и экономическом уровнях, что гарантирует приобретение важного опыта, который в дальнейшем можно обратить против нечистых на руку чиновников, министров и прочих высокопоставленных политических фигур.

Второе правило первичного внутриполитического контроля. Для его реализации следует беспрекословно подчиняться центру, без одобрения которого чиновники не имеют права устраивать заседания и совещания, праздничные мероприятия и банкеты. Все вопросы, поднимаемые на всекитайских заседаниях органов власти, строго контролируются и проверяются аппаратом центральной власти. Такое давление необходимо, чтобы государство знало обо всем, что происходит в каждом органе государственной власти, поскольку все вопросы и их решение, задачи, поставленные на заседании, находятся под эгидой и строжайшим наблюдением действующей власти.

Третье правило, в соответствии с которым необходимо упрощать написание и содержание документов. Оно направлено на улучшение стиля документов, чтобы проще было разобраться, о чем гласит деловая бумага, договор или указ.

Четвертое если поездка или мероприятие связано с какой-либо дипломатической миссией, необходимо строго контролировать всех сопровождающих лиц, применять транспорт, регламентированный общими положениями и правилами. Также запрещается привлекать к встрече зарубежной делегации китайских студентов, эмигрантов, представителей частных фирм или организаций. Встречают и провожают зарубежную делегацию исключительно уполномоченные для этого лица.

Пятое — во время проведения мероприятий или встреч, носящих политический характер, нельзя перекрывать движение, вводить транспортные ограничения или нарушать нормальный ход городской жизни в местах, где проводятся государственные мероприятия или дипломатические встречи.

Шестое и седьмое правило (касательно СМИ) — следует совершенствовать подачу новостных текстов о политической сфере деятельности. Журналисты должны писать лаконично и коротко, чтобы сэкономить время рядовым гражданам на чтение о важных новостных обзорах и заметок. Запрещается публиковать статьи, дословно передающие речи и указы, принятые на государственных съездах и заседаниях ЦК КП (Центральный комитет Коммунистической партии). Также строжайше запрещается обнародовать публицистические материалы, сборники, учебники или монографии о сказанном на съездах без соответствующего разрешения из центра.

Восьмое — каждый госслужащий должен быть примером неподкупности, экономии в отношении служебной недвижимости или транспортных средств. А, главное, не выходить за рамки, установленные законом и положением госслужащего.

Не все приведённые пункты из восьми правил касаются непосредственно коррупции и ее предотвращения. Но каждое правило имеет, если не прямое, то косвенное отношение к видам пренебрежения полномочиями или превышения своего финансового, материального статуса и положения чиновников. Доподлинно известно, что по итогу 2017 года в административном порядке получили наказание более семидесяти тысяч госслужащих за нарушение восьми правил, речь о которых идёт выше. Из самых распространённых правонарушений можно назвать следующие: организация роскошных мероприятий, носящих неформальный характер (свадьбы, застолья, банкеты), финансовые злоупотребления (оплата за казенный счет туристических поездок, получения взяток, незаконных субсидий и пособий).

Методы противодействия коррупции к гражданам Китая за пределами страны

В КНР согласно последним научным исследованиям существует практика возвращения нечистых на руку политиков из-за рубежа на родину. Были проведены две основные и самые известные операции: «охота на лис» и «небесная сеть». Снова вспомним про вышеуказанную классификацию: тигры, мухи, лисы [3, с. 925]. В данной части статьи речь пойдет о тотальном выслеживании и ликвидации чиновников (лис), решивших скрыться со своими огромными капиталами за рубежом, подальше от юрисдикции китайских властей.

Операция № 1 (Небесная сеть) — благодаря данной операции удалось вернуть 2566 чиновников, которые были на родине осуждены за особо тяжкие коррупционные дела [5]. Эта операция берёт своё начало в 2014 году и служит примером в назидание действующим чиновникам, в чьих намерениях есть желание нажиться на государстве. Практика показала, что данные операции служат психологическим давлением для многих чиновников, а также является действенным и довольно эффективным методом в борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. После операции «небесная сеть» были возвращены все вывезенные бывшими китайскими служащими капиталы на сумму около 1,25 млрд. долларов (примерно 8,6 млрд. юаней).

Операция № 2 (Охота на лис) — китайская тайная глобальная операция, которая дала свои плоды [5]. Благодаря столь масштабной операции было арестовано 40 из 100 разыскиваемых по всему миру китайцев, уличенных в государственной измене или использующих различные коррупционные схемы. Данная операция в англоязычных СМИ также носила название Fox Hunt. Она была начата в 2014 году. Китайские власти направляли разведчиков по всему миру, чтобы вынудить зарубежные страны экстрадировать китайских коррупционеров обратно на родину. Как правило, центральным органом, который занимается осуществлением и реализацией подобных операций, выступает Министерство общественной безопасности Китая.

В ходе операции было выявлено около 930 подозреваемых китайских диссидентов, но только 70 из них согласились добровольно покинуть заграницу, чтобы вернуться в КНР, где их будет ждать суд и возможное тюремное заключение. Есть версия, которую распространяли как западные СМИ, так и сами диссиденты — не все, из покинувших Китай, были коррумпированными чиновниками, среди них были бывшие политики, военные, журналисты. По данной версии — все эти люди являлись носителями ценной информации, которая в любой момент могла быть направлена на дискредитацию репутации государства. Западные таблоиды пестрили заголовками о страхе китайских властей касаемо разглашения некоторых фактов о китайской внутренней политике. Поэтому Китай (по мнению западных журналистов и экспертов) предпринял попытку ликвидировать деятельность многих диссидентов за пределами КНР, вернув бывших госслужащих на родину. Позже эту версию подтвердил один из бывших агентов китайской разведки по имени Лу Дун.

Меры по борьбе с коррупцией внутри Китая

В УК КНР есть три варианта квалификации дел, касаемых злоупотребления полномочиями и совершением финансовых преступлений разного вида тяжести [2, с. 507].

Первая квалификация — если хищение совершено в крупном размере, то оно наказывается сроком лишения свободы до трех лет или краткосрочным арестом до одного года. Обычно сумма хищения или неправомерного приобретения денежных средств не превышает 100 тыс. юаней.

Вторая квалификация — преступление в особо крупном размере уже карается от трех до десяти лет. Сумма составляет от 30 тыс. юаней до более 100 тыс. юаней.

Третья квалификация — преступление в финансовой сфере было совершенно в особо крупном размере и повлекло за собой особо тяжкие последствия для государства. В таком случае виновный приговаривается к десяти годам лишения свободы и более, в крайнем случае участника коррупционной схемы с хищением огромных денежных бюджетных средств ждет пожизненное тюремное заключение. Как правило, сумма хищения может превышать один миллион юаней.

Стоит отметить, что в стране функционируют специально созданные органы контроля за дисциплиной и неподкупностью чиновничьего аппарата, а также сотрудников внутрипартийного аппарата. Они носят длинную аббревиатуру (КПД КПК) — комиссия по проверке дисциплины [2, с. 510]. Также существуют антикоррупционные бюро. КПД осуществляет деятельность согласно с уставом коммунистической партии Китая, а также этот орган может влиять на внутрипартийную деятельность всех госслужащих компартии. Но существует небольшой процент партийных служащих, не относящихся к коммунистической партии, на которых не распространяется влияние КПД.

Комитеты по дисциплинарным взысканиям нужны для того, чтобы регулировать деятельность власти, не допускать преступлений в финансовой сфере среди сотрудников и членов партии. Либо они просто следят за соблюдением основных норм, положений, правил, касаемо работы в центральных органах власти. Данные комитеты оказывают неплохое психологическое давление на многих госслужащих, имеющих злые и корыстные намерения навредить государственной экономике или благосостоянию народа. Под бдительным присмотром подобных комитетов многие чиновники не решаются рискнуть своим политическим авторитетом или же просто своей свободой.

Антикоррупционное бюро — это внутренний орган власти, который служит своего рода народной прокуратурой, занимающейся спецификой финансовых преступлений и коррупционных операций в органах власти или в партийном аппарате [1, с. 46]. Данное бюро тесно связано с КПД. Если КПД решило не передавать дело о преступлении в антикоррупционное бюро по веским причинам, бюро при всем желании инициировать расследование данного дела не сможет, пока не получит разрешение и все необходимые с этим полномочия осуществить антикоррупционную деятельность.

Заключение

Проведённое исследование наглядно демонстрирует, насколько Китай заботится о внутренней атмосфере в политических и социальных институтах. Некоторым может показаться, что данная атмосфера чрезвычайно напряженная, недружелюбная и злая. Но это отчасти вынужденная необходимость. Ведь, как мы знаем, не все люди, стремящиеся построить политическую карьеру, могут похвастаться благими намерениями, мечтами и желанием улучшить систему и усовершенствовать функционирование основных рычагов власти. Далеко не все этого хотят добиться. Поэтому в отношении тех, кто устраивает сбои в работе слаженного политического механизма, участвует в реализации коррупционных схем, имеет злой умысел нажиться на своей должности, должны быть приняты строгие меры, дабы предотвратить разрушение системы госуправления.

Нежелательные элементы, которые своим существованием вредят заданному курсу правящей партии, должны быть искоренены для общего благосостояния всего государства, народа и страны. Китай, что, безусловно, заслуживает уважения, не боится осуждения со стороны остального капиталистического мира, как это было с реализацией операций по поимке коррупционеров за пределами КНР. Также Китай не боится открыто массово сажать чиновников, которые нарушили доверие партии. Китайские меры могут показаться жестокими, для многих стран капиталистического мира они видятся даже не гуманными и бесчеловечными. Но нельзя отрицать, что они работают. Может, Китай и не занимает первое место и не входит в десятку самых менее коррумпированных стран, но это оправдано. Ведь Китай самая густонаселенная страна в мире, поэтому бороться с коррупцией с подобным гигантским для одной территории населением иной раз не представляется возможным [4, с. 55].

В соответствии с данными Ежегодного всемирного индекса восприятия коррупции (Corruption perceptions index — CPI), отображающими уровень коррупции в разных странах мирового сообщества, Китай занимает 66 позицию, а Россия — 136 место [5]. Китай соседствует в данном рейтинге с Черногорией и Румынией, тогда как Россия с такими небогатыми странами, как Мали и Мьянма. Некоторые эксперты и учёные до сих пор спорят по поводу возможности реципировать опыт наших китайских коллег и перенести его на современные российские реалии. На наш взгляд, подобное могло бы сработать, если бы российские власти взялись за полноценную адаптацию китайской концепции по противодействию коррупции, но для этого недостаточно просто желания, нужно пересмотреть и переосмыслить отечественную концепцию по противодействию коррупции.

Литература:

  1. Алексеев Р. А. Противодействие коррупции, как один из ключевых векторов государственной политики: мировой и российский опыт // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 1. С. 38–53.
  2. Жилкибаев С. Н. ЦКПД КПК «На передовой» борьбы с коррупцией в КНР // Общество и государство в Китае. 2017. Т. 7. № 1. С. 507–515.
  3. Просеков С. А., Головлёв Р. В. Борьба с коррупцией в современном Китае // Манускрипт. 2021. Т. 14. Выпуск 5. С. 922–927.
  4. Серебренникова А. В., Лебедев М. В. Индекс восприятия коррупции: понятие и оценка его влияния // Colloquium-journal. 2020. № 12–8 (64). С. 52–57.
  5. «Охота на лис». Как Китаю удаётся вернуть сбежавших коррупционеров? URL: https://pikabu.ru/story/okhota_na_lis_kak_kitayu_udayotsya_vernut_sbezhavshikh_korruptsionerov_5506157 (дата обращения: 28.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): китай, противодействие коррупции, правило, власть, КНР, коррупционная деятельность, коррупция, крупный размер, операция, чиновник.


Ключевые слова

коррупция, Китай, противодействие коррупции, антикоррупционные меры, коррупционная деятельность, глобальный и локальный уровни противодействия коррупции

Похожие статьи

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Данная статья посвящена анализу конфликта, возникшего между интересами немецкого общества (как следствие — правительством, представляющим его интересы) и бизнеса, на фоне увеличения миграционных потоков в Европейском Союзе. Рассматриваются миграционн...

Анализ современных методик борьбы с коррупцией и их эффективности

В статье приведено исследование методов борьбы с коррупцией. Был проведен анализ современных источников литературы и всех аспектов коррупции, теории ее возникновения и толкование термина. Для анализа были выбраны страны: Дания, Россия, Китай. Их оцен...

Новые формы злоупотребления должностными полномочиями в цифровой среде

В статье рассматривается вопрос противодействия злоупотреблениям должностными полномочиями в условиях цифровой трансформации государственного управления. Авторы подчеркивают, что развитие цифровых технологий в этой сфере приводит к появлению новых фо...

Особенности банковской системы Китая

Цель статьи состоит в разработке путей решения существующих проблем в банковской системе Китая и прогнозировании ее дальнейшего развития в контексте ее особенностей. Методология заключается в сборе и анализе данных о структуре банковской системы и по...

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт

В условиях проведения реформирования российской системы образования появляется необходимость изучения тенденций развития различных систем образования за рубежом. Главная цель — выявить преимущества образовательных систем развитых стран мира с возможн...

Роль медиа в борьбе с коррупцией в России

Данная научная статья исследует влияние средств массовой информации на противодействие коррупции в Российской Федерации. Автор проводит анализ доступной литературы и практики, описывает механизмы, которые медиа могут использовать для выявления и обна...

Сравнительно-правовой анализ института антикоррупционного права в России, Германии и Франции

Целью данной статьи является проведение сравнительно-правового анализа института антикоррупционного законодательства в России, Германии и Франции. В исследовании рассматривается правовая база, механизмы правоприменения и эффективность антикоррупционн...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Целью проведённого исследования является анализ взаимосвязи и взаимозависимости политической и исторической науки. Автором проведены параллели между политическими режимами И. Грозного и И. В. Сталина, выявлены их общие черты и отличия, рассмотрены ис...

Похожие статьи

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Данная статья посвящена анализу конфликта, возникшего между интересами немецкого общества (как следствие — правительством, представляющим его интересы) и бизнеса, на фоне увеличения миграционных потоков в Европейском Союзе. Рассматриваются миграционн...

Анализ современных методик борьбы с коррупцией и их эффективности

В статье приведено исследование методов борьбы с коррупцией. Был проведен анализ современных источников литературы и всех аспектов коррупции, теории ее возникновения и толкование термина. Для анализа были выбраны страны: Дания, Россия, Китай. Их оцен...

Новые формы злоупотребления должностными полномочиями в цифровой среде

В статье рассматривается вопрос противодействия злоупотреблениям должностными полномочиями в условиях цифровой трансформации государственного управления. Авторы подчеркивают, что развитие цифровых технологий в этой сфере приводит к появлению новых фо...

Особенности банковской системы Китая

Цель статьи состоит в разработке путей решения существующих проблем в банковской системе Китая и прогнозировании ее дальнейшего развития в контексте ее особенностей. Методология заключается в сборе и анализе данных о структуре банковской системы и по...

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт

В условиях проведения реформирования российской системы образования появляется необходимость изучения тенденций развития различных систем образования за рубежом. Главная цель — выявить преимущества образовательных систем развитых стран мира с возможн...

Роль медиа в борьбе с коррупцией в России

Данная научная статья исследует влияние средств массовой информации на противодействие коррупции в Российской Федерации. Автор проводит анализ доступной литературы и практики, описывает механизмы, которые медиа могут использовать для выявления и обна...

Сравнительно-правовой анализ института антикоррупционного права в России, Германии и Франции

Целью данной статьи является проведение сравнительно-правового анализа института антикоррупционного законодательства в России, Германии и Франции. В исследовании рассматривается правовая база, механизмы правоприменения и эффективность антикоррупционн...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Целью проведённого исследования является анализ взаимосвязи и взаимозависимости политической и исторической науки. Автором проведены параллели между политическими режимами И. Грозного и И. В. Сталина, выявлены их общие черты и отличия, рассмотрены ис...

Задать вопрос