Проблемы в управлении общеобразовательным учреждением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 30.03.2022

Статья просмотрена: 3795 раз

Библиографическое описание:

Уткина, Н. Н. Проблемы в управлении общеобразовательным учреждением / Н. Н. Уткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89836/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматриваются возможные проблемы, возникающие у руководителя общеобразовательной организации.

Ключевые слова: управление, управление общеобразовательным учреждением, общеобразовательное учреждение.

Проблемы в управлении учреждением, в управлении общеобразовательным учреждением в частности — актуальная тема для исследования. Насколько сложно руководителю принимать ответственные решения в обширных требованиях к качеству предоставляемых услуг, изменяющимися законодательными актами, взаимодействовать с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами? Вот какие вопросы хотелось бы рассмотреть в данной статье.

Ковтун Р. Ф. считает, что под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль исполнения этих решений, а также анализ и обобщение на основе достоверных источников [1; с.89].

Методы управления Ковтун Р. Ф. рассматривает как «инструмент целенаправленной деятельности руководителя по достижению конкретных результатов работы», а для достижения целей управления, необходимо провести анализ, оценить конкретные условия, ситуации и чем обширнее эти познания, тем более обоснованным будет выбор способов управления [1; с.90].

Борытко Н. М. и Соловцова И. А. считают, что «в общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы», что «главная задача управления — создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в образовательном учреждении» [2; с.5]. «Участие общественности в управлении образованием обеспечивают профсоюзные и общественные организации образовательного учреждения» [2; с.12]. Ими выделены функции управления образовательными учреждениями: это анализ показателей работы общеобразовательного учреждения, определение целей работы общеобразовательного учреждения, разработка плана действий, а также организацию контроля и осуществление регулирования деятельности общеобразовательной организацией [2; с.14].

По мнению Польских А. И., «основными компетенциями для управленца являются следующие:

– стратегическое мышление и понимание слабых и сильных сторон организации, а также способность быстрой реакции на динамичное изменение рынка профессий;

– мотивация сотрудников и формирование чувства преданности к организации;

– анализ изменений процессов, соответствующих цели и стратегии организации;

– быстрая адаптация к информационным тенденциям» [3; с.198].

Приказом Минтруда России от 19.04.2021 года № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» определены трудовые функции руководителя общеобразовательной организации:

– управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации;

– администрирование деятельности общеобразовательной организации;

– управление развитием общеобразовательной организации;

– управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами. Расшифровывается требуемое высшее образование, необходимое для осуществления трудовых функций руководителя.

Данным стандартом установлены трудовые действия руководителя общеобразовательной организации, а также необходимые умения и необходимые знания, срок действия стандарта — до 1 марта 2028 года [4]. В стандарте подробно указаны полномочия, обязанности, форматы взаимодействия руководителя общеобразовательного учреждения.

Журавлева Л. В. выделяет следующие проблемы в образовательных учреждениях:

– недостаточность знаний, умений, навыков руководителей и преподавательского состава;

– недостаточность «комплекса развивающих возможностей для личности» преподавателей и руководителя учреждения образования;

– сложность по принятию решений в ежедневных проблемных ситуациях;

– недостаточность навыков работы в коллективе на «экономический и образовательный результат»;

– недостаточность внимания к «ценностным ориентирам личности» преподавателей [5; с.76];

– и другие.

По мнению Журавлевой Л. В., «основной причиной невысокой эффективности управления образовательным процессом является непонимание управленцами и преподавателями системного подхода и нарушение его закономерностей» [5; с.76].

Существуют и другие проблемы в управлении образовательным учреждением. Перед руководителем могут возникнуть кадровые проблемы, например, отсутствие квалифицированных специалистов-предметников, нежелание преподавателей изменять формы и методы преподавания, в связи с нежеланием выпускников, получивших педагогическое образование, работать в образовательных организациях. Могут быть проблемы в управлении и в связи с изменениями в законодательстве, в нормативных актах. Отсутствие методических и методологических подходов влечет за собой дисбаланс в работе учреждения, сотрудников. Несоответствие технических, технологических и организационных задач в решении управленческих вопросов также влияет на деятельность учреждения образования, например, оснащение предметных кабинетов специальным оборудованием, наглядными пособиями. Экономические проблемы связаны с недостаточным финансированием образовательного учреждения; также отсутствие квалифицированных работников экономической службы (или с низкой квалификацией) может повлечь нарушение сроков сдачи отчетности (что влечет наложение штрафных санкций вышестоящей организацией), отсутствие корректной информации об обязательствах и, соответственно, нарушение сроков оплаты. Существуют и социально-психологические проблемы: проблемы взаимодействия с общим собранием работников учреждения, педагогическим советом, управляющим советом и т. д. Указанные проблемы могут дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.

Для более наглядного представления о проблемах в управлении общеобразовательным учреждением, рассмотрим рисунок 1.

Основные проблемы в управлении образовательным учреждением

Рис. 1 Основные проблемы в управлении образовательным учреждением

Могут присутствовать демографические проблемы (малокомплектные классы), природно-климатические (в условиях определенных природных катаклизмов), и т. п.

Были рассмотрены некоторые проблемы, возникающие у руководителей общеобразовательных учреждений, но они могут быть применимы и для иных отраслей.

Для более качественного анализа проблем в управлении общеобразовательным учреждением, необходимо провести дополнительное исследование на уровне региона, района или определенной школы.

Литература:

  1. Образовательный менеджмент: теория и практика [Текст]: коллективная монография / ред. коллегия: Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова, Е. В. Гнатышина; отв. редактор З. М. Большакова. — Челябинск: Цицеро, 2018. — 138 с.
  2. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4).
  3. Польских А. И. Становление компетенций будущих управленцев / А. И. Польских. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 197–199. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89200/ (дата обращения: 27.03.2022).
  4. Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_394567/
  5. Журавлева Л. В. Менеджмент в современных образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-v-sovremennyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah/viewer / (дата обращения 27.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная организация, общеобразовательное учреждение, образовательное учреждение, проблема, управление, руководитель, сфера образования, трудовая функция руководителя, участник отношений.


Ключевые слова

управление, общеобразовательное учреждение, управление общеобразовательным учреждением

Похожие статьи

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Гражданско-правовые отношения образовательных организаций

В статье рассмотрены гражданско-правовые отношения, возникающие у образовательной организации.

Условия повышения эффективности управления общеобразовательной организацией

В данной статье рассматриваются условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией, раскрываются факторы, критерии и распространённые препятствия, влияющие на эффективность деятельности общеобразовательной ор...

Осуществление органами местного самоуправления контроля за деятельностью управляющих организаций

В статье рассматривается перечень органов, осуществляющих контроль за деятельностью управляющих организаций, а также основания, по которым проводится проверка органами местного самоуправления.

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях

В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ответственность главы муниципального образования: проблемы правового регулирования института удаления главы муниципального образования в отставку

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования института удаления главы муниципального образования в отставку, в связи с этим автором было предложено внести изменения в законодательство Российской Федерации с целью устранения неопределенно...

Организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в ДОУ

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Основные проблемы и направления в совершенствовании управления общеобразовательным процессом в сельской школе

В данной статье рассматриваются основные проблемы, а также направления по совершенствованию управления общеобразовательным процессом в сельской школе, способствующие оптимизации инновационного развития и повышению качества образовательного процесса.

Проблемные вопросы деятельности органов опеки и попечительства

В статье автор определяет основные проблемные вопросы, связанные с реализацией своих полномочий органами опеки и попечительства.

Организация работы методических объединений в общеобразовательной школе

Настоящая статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые наблюдаются в работе методических объединений школы № 26 города Костромы. В статье представлен эксперимент по внедрению предложенных рекомендаций по улучшению деятельности МО.

Похожие статьи

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Гражданско-правовые отношения образовательных организаций

В статье рассмотрены гражданско-правовые отношения, возникающие у образовательной организации.

Условия повышения эффективности управления общеобразовательной организацией

В данной статье рассматриваются условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией, раскрываются факторы, критерии и распространённые препятствия, влияющие на эффективность деятельности общеобразовательной ор...

Осуществление органами местного самоуправления контроля за деятельностью управляющих организаций

В статье рассматривается перечень органов, осуществляющих контроль за деятельностью управляющих организаций, а также основания, по которым проводится проверка органами местного самоуправления.

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях

В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ответственность главы муниципального образования: проблемы правового регулирования института удаления главы муниципального образования в отставку

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования института удаления главы муниципального образования в отставку, в связи с этим автором было предложено внести изменения в законодательство Российской Федерации с целью устранения неопределенно...

Организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в ДОУ

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия оценивания педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Основные проблемы и направления в совершенствовании управления общеобразовательным процессом в сельской школе

В данной статье рассматриваются основные проблемы, а также направления по совершенствованию управления общеобразовательным процессом в сельской школе, способствующие оптимизации инновационного развития и повышению качества образовательного процесса.

Проблемные вопросы деятельности органов опеки и попечительства

В статье автор определяет основные проблемные вопросы, связанные с реализацией своих полномочий органами опеки и попечительства.

Организация работы методических объединений в общеобразовательной школе

Настоящая статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые наблюдаются в работе методических объединений школы № 26 города Костромы. В статье представлен эксперимент по внедрению предложенных рекомендаций по улучшению деятельности МО.

Задать вопрос