Статья посвящена проблеме анализа условий, влияющих на обучение иностранному языку в новых условиях пандемии коронавируса в Ханойском юридическом университете. Необходимостью стало использование дистанционных методов обучения, в том числе иностранным языкам. В статье рассматриваются проблемы, вставшие перед преподавателями в совершенно новых условиях, и, в частности, перед преподавателями, занимающимися подготовкой юристов. Опираясь на свой опыт преподавания иностранного языка юристам, автор рассматривает и предлагает пути и методы преподавания иностранного языка в новых условиях пандемии.
Ключевые слова: иностранный язык, студент, юридический университет, дистанционное обучение, новые функции преподавателя, методы обучения, мотивация, пандемия, COVID-19.
The article is devoted to the problem of analyzing the conditions that affect the teaching of a foreign language in the new conditions of the coronavirus pandemic at Hanoi Law University. The need has become the use of distance learning methods, including foreign languages. The article deals with the problems faced by teachers in completely new conditions, and, in particular, by teachers involved in the training of lawyers. Based on experience in teaching a foreign language to lawyers, the author considers and suggests ways and methods of teaching a foreign language in the new pandemic conditions.
Keywords: foreign language, student, university of law, distance learning, new teacher functions, teaching methods, motivation, pandemic, COVID-19.
1. Введение
Всемирная пандемия, связанная с коронавирусной инфекцией COVID-19, потребовала адаптации учебного процесса в рамках обучения иностранному языку в Ханойском юридическом университете. Как мы знаем, после того, как генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сообщил, что COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию, усилия, предпринятые в связи с попыткой пресечь распространение данного заболевания, а именно самоизоляция и социальное дистанцирование, стали причиной закрытия учебных заведений. Пандемия COVID-19 привела к резкому переходу вузов к дистанционному формату обучения, что стало для многих большим вызовом, особенно с марта 2020 г., несло с собой определенный ряд проблем, которые предстояло решить, и превратилось в огромный опыт, который навсегда изменил представление о возможностях процесса обучения.
В последнее время в связи с переходом вузов на дистанционное обучение возникла острая необходимость в создании и использовании инновационных средств в области образования и, в частности, в преподавании иностранных языков.
Дистанционное обучение — это современная реалия, которая является важной частью и дополнением к традиционной форме обучения современного студента и расширяет возможности классического университетского обучения.
2. Проблемы преподавания иностранного языка в условии пандемии
Действительно, сегодня вряд ли кто сможет усомниться в том, что вынужденные меры по самоизоляции и социальному дистанцированию оказали сокрушительное влияние на высшее образование. Учитывая важность проблемы, можно сказать, что она имеет глобальный характер и касается практически в той или иной степени всех высших учебных заведений во всех странах. Аналитики, исследователи и практики сходятся в том, что мир вступил в новую эпоху, что естественно сказалось на всех сторонах жизни людей, коренным образом изменило жизнь всех людей, всех сфер деятельности человека, в том числе и область образования, высшего в том числе.
Следовательно, задача преподавателей, которые честно собираются продолжать свой нелегкий труд, — перестроить всю свою систему преподавания, при этом сохранить на высоком уровне процесс обучения и воспитания грамотных специалистов.
Проблемой, требующей настоятельного решения, для исследователей является также исследование с последующей выработкой рекомендаций самих потребностей преподавателей иностранных языков в вузе в новых условиях, помощь им в более качественном освоении технологий, методов подачи материала, работы с ним в форме онлайн-обучения. Это особенно важно по той причине, что имеющиеся знания по содержанию и приемам онлайн-обучения у всех преподавателей, которые вынужденно и одновременно оказались погружены, образно выражаясь, в бушующий IT-океан информации, которым оказался процесс преподавания их предмета в новых условиях, показали свою недостаточность и неприспособленность к современным реалиям преподавания.
Как известно, мотивация считается одним из ключевых факторов, влияющих на успех в изучении иностранного языка [Gardner, Lambert, 1972 ; Daskalovska et al., 2020], при этом данное утверждение одинаково справедливо и в отношении студентов-юристов, и в отношении будущих специалистов в самых разных областях науки и техники. Без достаточно высокого уровня мотивированности студентов невозможно хоть скольконибудь приблизиться к достижению целей современного университетского образования, помимо получения комплекса собственно профессиональных знаний и умений, создание широкой общеобразовательной платформы, подготовку к активному участию в жизни общества, всестороннее развитие личности, выработку исследовательских навыков и готовности к инновациям.
Актуальной проблемой методики преподавания иностранных языков в вузе является обучение студентов иностранному языку с разным уровнем языковой подготовки. Контингент обучающихся в группах неязыковых специальностей неоднороден, с различными умственными способностями и природными данными. Преподаватели вынуждены учитывать недостаточный уровень знаний и умений, с которыми приходят многие выпускники средних школ города и сельских школ в высшее учебное заведение.
В настоящее время в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 онлайн-обучение становится наиболее доступной формой получения образования. Онлайн-обучение перестает выполнять вспомогательную функцию и постепенно начинает играть ведущую роль в современной системе образования. Еще одной немаловажной задачей дистанционного обучения является сохранение и повышение мотивации студентов к обучению в сложившейся ситуации.
3. Методы обучения иностранному языку в условии пандемии
В настоящее время во всех институтах и университетах во Вьетнаме (среди них и Ханойский юридический университет) происходит стремительное развитие онлайн-обучения, которое базируется на использовании современных технологий. С развитием информационных технологий, локальных сетей появились новые возможности обучения, которые позволяют поддерживать образовательный процесс на должном уровне.
Современная ситуация, сложившаяся в высшем образовании, показывает, что проводить занятия с применением новых информационных технологий стало жизненно необходимо.
К основным инновационным качествам онлайн-обучения относятся:
1) обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестация (контроль учебных достижений);
2) возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Преподаватели иностранных языков как носители информации должны не просто передать студентам собственные знания и провести активацию каждого из компонентов обучающей системы, а еще и воспроизводить содержание обучающих курсов в таком виде, чтобы каждый из них смог воспринять, понять и систематизировать полученные знания.
Дистанционное обучения иностранному языку в Ханойском юридическом университете посредством сначала LMS, потом Microsoft Teams. В связи с дальнейшим развитием электронных технологий, дистанционное обучение получило новые возможности. Ведь проводя обучение иностранному языку по Microsoft Teams, можно дать возможность студентам за короткое время освоить его.
Какие возможности предоставляют современные учебные программы, построенные на основе дистанционного обучения при помощи Microsoft Teams?
К преимуществам данного метода относятся:
- «Посещение» занятий, в реальности расположившись за собственным компьютером, в удобное для студента время
- Отсутствие необходимости в самостоятельной работе над разбором сложных грамматических конструкций и сомнений в правильности произношения благодаря наличию постоянного контроля и помощи со стороны высококвалифицированных преподавателей, способных провести полноценные уроки, настолько же эффективные, как, если бы они проходили очно.
- Поскольку дистанционное обучение проходит в виде общения студента и преподавателя тет-а-тет, то все внимание преподавателя принадлежит только данному учащемуся, а не распылено между всей аудиторией.
- В данной методике находят применение все самые современные и прогрессивные технологии педагогики, благодаря чему она признана высокорезультативной как студентами, так и преподавателями.
4. Заключение
Дистанционное обучение в современном мире осуществляется с помощью таких технологий, как Интернет в голосовом и текстовом режимах, e-mail, телефонная связь, различные интернет-платформы, видеоконференции и традиционная пересылка учебных материалов обычной почтой (печатных, аудио-, видео- и электронных учебных материалов). Наибольшая эффективность при дистанционном обучении достигается за счет чередования компьютерных технологий. Эти технологии являются связующим звеном между студентом (обучающимся) и образовательным центром, которых могут разделять тысячи километров. Несмотря на плюсы дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, которое набирает большую популярность в последнее время, оно никогда не заменит традиционные учебные занятия, в особенности на занятиях иностранного языка, где необходимы живое общение и прямой контакт с преподавателями.
Литература:
- Le Thi Mai Hoa. Teaching online to cope with the covid 19 pandemic. Jou “Tuyen giao” — 2021
- Арчахова Н. В., Дайнеко М. Ю., Могилева И. И. Влияние обучения в условиях пандемии COVID-19 на мотивацию студентов неязыковых вузов. Казанская наука. Казань: Рашин Сайенс. 2020; № 10: 101–104.
- Князев М. Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку насовременном этапе в западноевропейской методике / М. Н. Князев // Иностр. языки в школе. — 2008. — № 4. –105–107 с.
- Машбиц Е. И. Обучения компьютеризации: перспективы и проблемы, 2013
- Украинец И. А. Метод Сократа при обучении иностранному языку студентов юристов // Организация учебной и воспитательной работы в вузе: сб. статей / Под ред.: Грибанская Е. Э., Ивашко М. И., Калужская И. А., Клепальченко И. А., Новикова М. Г. Вып. 3. 2014. М.: Издво РАП, С. 208–218