Ключевые слова: техническое обслуживание, двигатель, автомобиль.
Основные работы по техническому обслуживанию кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов
Ежедневное обслуживание. Очистите двигатель от грязи и проверьте его состояние. Двигатель очищают скребками, при помощи щетки, смоченную в растворе соды или моющего средства, а затем вытрите насухо. Не очищайся двигатель бензином, так как это может привести к пожару. Проверьте состояние двигателя внешним осмотром и по звуку его работы.
Техническое обслуживание-1. Проверьте затяжку креплений двигателя. Проверьте герметичность соединения головки блока цилиндров, масляного поддона картера и сальника коленчатого вала. О герметичности головки блока цилиндров можно судить по утечкам в стенке блока цилиндров. Негерметичность сальников поддона картера и коленчатого вала можно определить по утечкам масла.
При проверке установки двигателя необходимо ослабить гайки, подтянуть их до тех пор, пока они не будут заподлицо со шпильками, а затем снова зафиксировать.
Техническое обслуживание-2. Затяните гайки головки блока цилиндров. Затягивайте алюминиевую головку цилиндров динамометрическим ключом или обычным ключом из комплекта водителя на холодном двигателе, дополнительные инструменты не требуются. последовательность затяжки гаек головки цилиндров двигателя 3M3–53 момент затяжки должен составлять 7,3–7,8 кгс-м.
Затягивайте резьбовые соединения равномерно, без рывков, в строго определенном порядке для каждого типа двигателя. Начинайте затягивать гайки на головке цилиндра с середины, постепенно продвигаясь к краям.
На V-образных двигателях ЗИЛ-130 и 3М3–53 перед затяжкой крепления головки блока цилиндров слейте воду из системы охлаждения и ослабьте гайку, удерживающую впускную трубу. После затяжки гаек головки блока цилиндров затяните гайки впускной трубы и отрегулируйте зазор между клапанами и коромыслами.
Крепление поддона выполняют на осмотровой канаве. Для этого автомобиль должен быть поставлен на стояночный тормоз, на пониженной передаче, с выключенным зажиганием и с колодками под колесами.
Проверьте зазор между стержнем клапана и коромыслом и при необходимости отрегулируйте.
При затягивании крепежных гаек используйте имеющийся инструмент и выбирайте гаечный ключ, соответствующий размеру гайки. Не работайте с непараллельными гаечными ключами, изношенными плоскогубцами. Не используйте для затягивания/откручивания гайки габаритный ключ, не помещайте металлическую пластину между гайкой и торцом ключа, не удлиняйте рукоятку ключа путем установки другого ключа или трубы.
Сезонное обслуживание. Проверяйте состояние блока поршней цилиндров двигателя два раза в год.
Основные работы по техническому обслуживанию системы смазки
Ежедневное обслуживание. Проверьте уровень масла перед пуском двигателя и доливайте его при длительных рейсах. При хранении автомобиля на открытой стоянке в зимний период эксплуатации по окончании работы слейте масло из картера прогретого двигателя, а перед пуском залейте подогретое до 90° С масло в картер, кроме случаем когда используете подогреватель. Проверьте, нет ли из него течи масла.
Техническое обслуживание-1. Проверьте приборы системы смазки и маслопроводы. Если обнаружена неисправность, слейте осадок из масляного фильтра прогретого двигателя. Сливайте осадок в посуду, чтобы избежать загрязнение двигателя. Проверьте уровень масла в картере и при необходимости долейте его. Замените в картере масло, сменяя при это фильтрующий элемент, а также осадки из фильтра центробежной очистки.
Техническое обслуживание-2. Перед каждым обслуживанием проверяйте систему смазки на герметичность соединений и крепление приборов и при необходимости устраняйте неисправности. Слейте отстой из масляного фильтра.
При средних условиях эксплуатации автомобиля согласно заводской инструкции (после 2000–3000км пробега), заменяйте масло в картере двигателя. Вместе с эти замените фильтрующий элемент или фильтр центробежной очистки. Предварительно прогрейте двигатель для полного слива масла.
Если система смазки загрязнена, то следует промыть ее. Для этого залейте промывочное масло до нижнего щупа и запустите двигатель на малой частоте вращении коленчатого вала. После чего откройте все пробки для слива промывочного масла.
Корпус фильтра промойте щеткой сняв при этом крышку и сливную пробку. После промывки установите новый фильтрующий элемент, затем заверните все пробки и через наливной патрубок залейте в поддон картера свежее масло. Запустите двигатель и прогревайте его до нормальной температуры. Через 3–5 минут после остановки двигателя проверяют уровень масла.
Чтобы удалить осадок из фильтра центробежной очистки двигателя 3М3–53, снимите воздушный фильтр, отвернув гайку колпака с воздушного отстойника снимите сетку, очистите и промойте ее вместе с колпаком в бензине.
Установите сетку и колпак обратно, избегая повреждений уплотнителя ротора, затяните нетуго гайку, так чтобы колпак встал на своё место.
Поставьте обратно фильтр вентиляции картера, запустите двигатель и проверьте, нет ли утечек масла. Не следует допускать работы двигателя на высоких оборотах коленчатого вала непосредственно после удаления отложений и замены масла. Чтобы проверить работу центробежного фильтра, необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя, а затем остановить двигатель.
Если фильтр исправен, характерный гудящий звук ротора будет слышен в течение 2–3 минут после остановки двигателя. Если фильтр окажется неисправным, его необходимо разобрать и очистить форсунки и втулки.
Проверьте компрессор после езды в воде; если вода присутствует, слейте старое масло и залейте новое. Если автомобиль часто ездит в воде, смазывать шарниры следует чаще.
После слива масла соберите его для переработки и повторного использования. Многократное использование масла может привести к значительной экономии. Храните использованное масло отдельно по маркам, чтобы не смешивать их вместе.
Сезонное обслуживание. Два раза в год промывайте масляную систему двигателя и меняйте марку масла в зависимости от времени года. Отсоедините масляный радиатор для подготовки к зимней эксплуатации.
Своевременное устранение неисправностей и качественное техническое обслуживание подвижного состава обеспечивает предотвращение повышенного износа деталей, узлов и агрегатов транспортных средств, увеличение межремонтного пробега, снижение затрат на ремонт, увеличение времени работы транспортного средства в течение суток, повышение производительности труда, снижение затрат на автотранспорт, обеспечение безаварийной и безопасной эксплуатации.
Литература:
- Лянденбурский В. В., Назаров В. И. Комбинированная система технического обслуживания автомобилей // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: материалы III международной научнотехнической конференции. Пенза, 2004. Ч.II.С. 47–49.
- Лянденбурский В. В. Встроенные средства для контроля работоспособности и перемещения автомобилей: монография. Пенза: ПГУАС, 2010. 112 с.
- Лянденбурский В. В., Родионов Ю. В., Кравченко Е. В. Система контроля передвижением автомобиля // Автотранспортное предприятие. М., 2012. № 2. С. 24–28.