Так как пожарные автомобили эксплуатируются в очень суровых и экстремальных условиях, часто с максимальной нагрузкой на все узлы и механизмы, то и техническое обслуживание пожарных автомобилей будет отличаться от технического обслуживания автомобилей обычного назначения. Задача пожарных автомобилей, при их технической эксплуатации — как можно большая реализация их технических свойств, при выполнении аварийно-спасательных работ и при тушении пожаров.
Находясь в расчёте, пожарный автомобиль состоит в следующих режимах:
1) Режим ожидания
2) Режим применения по назначению.
Режим применения по назначению включает в себя:
— выезд и следование к месту пожара (проведения аварийно-спасательных работ);
— боевое развёртывание сил и средств;
— ликвидация горения и выполнение специальных работ;
— свёртывание сил и средств;
— возвращение к месту постоянной дислокации.
Когда пожарный автомобиль выезжает из пожарного депо и движется к месту вызова, не прогретый двигатель эксплуатируется с большой нагрузкой на максимальных оборотах, что, соответственно, быстрее его изнашивает, уменьшая тем самым срок его эксплуатации. При подаче огнетушащих веществ к месту пожара, двигатель работает в нормальном нагрузочном режиме — запуская в работу пожарный насос или иное оборудование. В зависимости от того, с какой мощностью (на каких оборотах) работает двигатель, температурное состояние агрегатов бывает либо нормальное, либо высокое.
Ещё одной отличительной чертой пожарных автомобилей является то, что его механизмы, относительно часто, запускаются только для того, чтобы проверить их работоспособность, а также прогрев механизмов только в пути следования к месту вызова, отсутствие устойчивых режимов работы при работе на насосе. Благодаря этим негативным факторам, в большинстве механизмов и узлов пожарных автомобилей быстрее, если сопоставлять с обычными автомобилями, снижается работоспособность. Поэтому техническое состояние пожарных автомобилей быстрее ухудшается, уменьшается надёжность.
Для того, чтобы пожарная техника находилась в исправном состоянии, должен выполняться комплекс организационных, профилактических и технических мероприятий, которые следует разбить на две группы:
1) Ремонт
2) Техническое обслуживание.
Всё, что касается ремонта и проведения технического обслуживания на пожарных автомобилях, установлено приказом МЧС России № 555 от 18.09.2012г. «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (новый приказ № 737 от 01.10.2020г. «Об утверждении руководства по организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»), в котором определена Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы МЧС России.
Техническое обслуживание — это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличения межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращение расхода топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов.
Обслуживание техники осуществляется по планово-предупредительной схеме и включает в себя помывку автомобиля, уборку внутри отсеков, контроль состояния приборов и механизмов, проверку (при необходимости доливку или замену) смазочных материалов в узлах и агрегатах, замену смазочных и эксплуатационных жидкостей согласно регламента, работы по промывке и очистке, а так же контрольно-регулировочные, крепёжные и электротехнические работы.
Техническое обслуживание осуществляется согласно сроков, которые указаны в приказе МЧС России № 555 от 18.09.2012г. «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (новый приказ № 737 от 01.10.2020г. «Об утверждении руководства по организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»), нормативно-распорядительных документах, а также согласно рекомендаций и инструкций, которые указаны в документах завода изготовителя.
Как правило, должностное лицо, которое несет ответственность за МТО в пожарной части организует техническое обслуживание. А вот проводится техническое обслуживание специальной организацией, у которой есть лицензия, на проведение указанного рода деятельности. Помимо этого, если в подразделении имеется техническая возможность, а также есть технически подготовленный личный состав, техническое обслуживание можно осуществлять в самой пожарной части.
Шасси специальной техники обслуживается вместе с техническим обслуживанием оборудования, установленного на нём. Когда сроки равнозначных по содержанию видов технического обслуживания не соответствуют, тогда обслуживание шасси проводят совместно с обслуживанием установленного оборудования. Кроме того, следует помнить, что сроки обслуживания, в данной ситуации можно изменять только в сторону уменьшения.
Техническое обслуживание в зависимости от сроков и количества регламентных работ разделяются на следующие ТО:
1) Техническое обслуживание для техники, которая используется повседневно:
— контрольный осмотр (осмотр проводится до того, как техника выедет из пожарного депо);
— при заступлении караула на смену;
— перед тем (и после) как переехать водную преграду;
— ежедневное ТО;
— обслуживание на месте проведения работ по тушению пожаров;
— номерные виды ТО (ТО-1, ТО-2);
— сезонное ТО (СТО).
2) Техническое обслуживание техники, находящейся на хранении:
— техническое обслуживание, которое проводится раз в месяц;
— техническое обслуживание, которое проводится 2 раза в год;
— техническое обслуживание, которое проводится 1 раз в год;
— регламентные работы.
Как указано в приказе МЧС России № 555 от 18.09.2012г. «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (новый приказ № 737 от 01.10.2020г. «Об утверждении руководства по организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»), в пожарных частях ФПС, к каждой конкретной технике, находящейся в пожарно-спасательной части составляется инструкция по проведению ТО. Инструкция по проведению технического обслуживания не составляется в тех случаях, когда техническое обслуживание осуществляет другая организация, которая заключила Госконтракт.
Использование пожарных автомобилей происходит в больших рамках нескольких факторов. Их следует распределить на следующие группы:
1) Факторы предусмотренные природно-климатическими особенностями (наличие или отсутствие дорожных покрытий и их состояние, колебание температурного режима в течение года и т. д.);
2) Оперативная обстановка в районе выезда подразделения (насколько сильно развита промышленность, какова численность и густонаселённость района выезда и т. д.);
3) К третьей группе факторов относится такая особенность — в пожарных автомобилях отсутствуют, так называемые «холостые пробеги». Иными словами пожарный автомобиль, практически всегда до 95 % загружен, по отношению к максимальной величине базового шасси;
4) К четвёртой группе относят особенности использования пожарных автомобилей во время пожаров. Её определяют по двум параметрам: в километрах (расстояние от места пожара и обратно), в моточасах (при работе на месте вызова задействован бывает либо насос, либо другая установка).
Ремонт, которому подвергаются пожарные автомобили, можно, в зависимости от объёма и характера выполненных работ разделить на:
— капитальный ремонт;
— средний ремонт;
— текущий ремонт;
— ремонт для агрегатов (капитальный и текущий).
Капремонт проводят для того, чтобы работоспособность автомобиля или агрегата была обеспечена безотказной и исправной работой до следующего капремонта или его списания, но желательно не менее 80 % от заданной нормы пробега для новых автомобилей и агрегатов.
При капитальном ремонте обязательно должны быть проверены и отремонтированы главные узлы и агрегаты автомобиля (коробка отбора мощности, пожарный насос, двигатель внутреннего сгорания, коробка переключения передач, сцепление, мосты, цистерна, пенобак).
Капремонт предусматривает полную разборку агрегата, обнаружение дефектов, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание, замену или восстановление базовой детали агрегата блока цилиндров, картер коробки переключения передач или коробки отбора мощности, корпуса насоса.
Средний ремонт. Этот вид ремонта подразумевает собой замену двигателя, для которого необходимо осуществить капитальный ремонт. Сюда же входит обязательный контроль всех узлов и механизмов. В случае обнаружения неисправностей их устраняют. При среднем ремонте осуществляется покраска автомобиля и необходимые кузовные работы.
Текущий ремонт. Этот вид ремонта осуществляется для обеспечения рабочего состояния путём восстановления или замены некоторых агрегатов, а также одного основного; узлов и деталей (кроме базовых), кроме этого осуществляются некоторые регулировочные, крепёжные, сварочные, слесарно-механические и подобные им ремонтные работы.
Для пожарного автомобиля текущий ремонт производится по необходимости, которая бывает обнаружена в процессе эксплуатации или при выявлении на контрольных осмотрах. Текущим ремонтом выполняется требование по обеспечению исправной работы пожарного автомобиля и его отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до очередного технического обслуживания.
Ремонт пожарного автомобиля можно осуществлять двумя методами:
1) Агрегатный — это такой метод, при котором неисправные механизмы меняются на новые или отремонтированные, но взятые из оборотного фонда. Агрегатный метод уместен тогда, когда затраты времени и труда на устранение неисправности гораздо больше, чем трудоёмкость необходимая для снятия и установки другого агрегата.
2) Индивидуальный метод. Метод при котором неисправный агрегат снимается с пожарного автомобиля, ремонтируется, затем возвращается на своё место, то есть деталь не обезличивается, а возвращается обратно.
При проведении любого ремонта, следует придерживаться установленного технологического процесса (технологический процесс — это процесс работ, выполненных в специальной последовательности, обеспечивающий качественный ремонт и своевременное обслуживание пожарных автомобилей). Грамотно составленный технологический процесс по ремонту и обслуживанию автомобилей, позволяет убрать непроизводственные затраты, повысить рациональность использования инструмента и оборудования, а также повысить производительность труда.
Подводя итог можно сделать вывод, что качественное и своевременное проведение технического обслуживания, способствует поддержанию работоспособности пожарных автомобилей на необходимом уровне. А рационально разработанный технологический процесс по ремонту и техобслуживанию, позволяет исключить непроизводственные затраты времени и сил обслуживающего технику личного состава. Знание этих особенностей и применение их на практике значительно увеличивает сроки эксплуатации пожарной техники.
Литература:
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г.
- Приказ МЧС России от 18.09.2012 г. № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
- Приказ МЧС России от 31.12.2002 г. № 624 «Типаж пожарных автомобилей»;
- Безбородько М. Д. Пожарная и аварийно-спасательная техника. [Текст]: Безбородько М. Д., Алешков М. В., Роенко В. В. и др. / Под ред. М. Д. Безбородько — М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. — 560 с.
- Безбородько М. Д. Пожарная техника. [Текст]: Безбородько М. Д., Алешков М. В., Роенко В. В. и др. / Под ред. М. Д. Безбородько — М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. — 436 с.