В статье определяется значение физической культуры и спорта в жизни общества. Проводится анализ правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в законодательстве Республики Беларусь и международно-правовых актах.
Ключевые слова: физическая культура, Беларусь, физическое воспитание, спорт.
Физическая культура и спорт всегда имели важное значение в жизни человека. В настоящее время спорт играет большую роль в жизни общества Республики Беларусь, развиваясь со скоростью геометрической прогрессии. И хотя занятия физической культурой наиболее распространено среди молодежи, старшее поколение не сильно уступает.
Высокая значимость физической культуры и спорта наблюдается в ВУЗах Республики Беларусь. Это аргументируется тем, что занятия физической культурой не только улучшают физическую подготовленность студентов, но и способствуют адаптивности и самостоятельности как будущего специалиста. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла [1].
Основными нормативно-правовыми актами (НПА), регулирующими сферу физической культуры и спорта являются: Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2006 г. № 916 «О мерах по дальнейшему совершенствованию массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы», Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2021–2025 годы [2, 3, 4].
Из всех вышеперечисленных НПА стоит отдельно выделить закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Данный закон был принят Палатой представителей 5 декабря 2013 года и одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 года. Цель закона — оказание содействия спорту как важному фактору развития человека, в том числе защита и развитие моральной базы спорта, человеческого достоинства и безопасности [3].
Согласно статье 4, право на занятие физической культурой и спортом имеет как каждый гражданин Республики Беларусь, так и иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь. В ВУЗах Республики Беларусь обучается большое количество иностранных студентов. Все они имеют право свободно заниматься спортом и развивать свои способности, участвовать в соревнованиях разных уровней и представлять ВУЗ на Республиканской и Международной универсиаде.
В статье 53 рассматривается факт участия государства в помощи спортсменов высокого класса, развитии спорта высших достижений, посредством финансирования, установления международных связей, выплаты именных стипендий Президента Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта и прочее.
Согласно статье 69, касающейся педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, права на осуществление педагогической деятельности в данной сфере имеют квалифицированные лица, имеющие среднее специальное или высшее образование в сфере физической культуры и спорта, а также допущенные к такой деятельности в порядке, установленном Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.
Статья 70 посвящена необходимости научного обеспечения спортивной деятельности. Научные исследования послужат усилению безопасности граждан и прогрессу спорта в целом.
В статье 72 рассматривается осуществление международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта. Согласно данной статье, у белорусских студентов есть возможность принимать участие в международных соревнованиях. Также возможна организация и проведение международных спортивно-массовых и спортивных мероприятий на территории Республики Беларусь, к примеру, Международный турнир по волейболу на Кубок ректора ГрГУ им. Я. Купалы [5].
В международно-правовых актах в сфере спорта одним из важных считается Международная хартия физического воспитания и спорта, провозглашенная Генеральной конференцией ООН в Париже 21 ноября 1978 года. В целях продвижения спорта правительства принимают необходимые меры по выполнению положений действующей Хартии, исходя из принципов, изложенных в Кодексе спортивной этики [6].
В соответствии со статьёй 1, занятие физическим воспитанием и спортом — основное право каждого человека. Каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности в соответствии со спортивными традициями своей страны.
В статье 6 уделяется внимание тому, что исследования и оценка являются необходимыми элементами развития физического воспитания и спорта. Научные исследования, социальные последствия которых в этой области не должны игнорироваться, должны быть ориентированы таким образом, чтобы не допустить злоупотребления ими при применении к физическому воспитанию и спорту.
Одна из важных составляющих хартии — развитие моральной и этической базы спорта, человеческое достоинство и безопасность, создание спортсменам гарантии от эксплуатации с политическими, коммерческими и финансовыми целями.
В статье 4 Хартия устанавливает тот факт, что обучение, обеспечение кадрами и управление в области физического воспитания и спорта должны поручаться квалифицированному персоналу. Что означает то, что весь персонал, несущий профессиональную ответственность за физическое воспитание и спорт, должен иметь соответствующую квалификацию и подготовку. Так же стоит упомянуть тот факт, что соответствующие структуры должны быть созданы для подготовки персонала по физическому воспитанию и спорту.
В соответствии со статьёй 10, международное сотрудничество является одним из условий всеобщего и сбалансированного развития физического воспитания и спорта. Сотрудничая друг с другом, народы сохранят прочный мир и создадут благоприятный климат для решения международных проблем. Такое сотрудничество окажет содействие развитию физического воспитания и спорта во всем мире.
Согласно статье 9 хартии, устанавливаются виды и способы помощи одаренным спортсменам, рекомендует государственным органам оказывать содействие в организации и менеджменте профессиональному спорту, в создании и защите официального статуса спортсменов-профессионалов [6].
Таким образом, изучив законодательство Республики Беларусь и международно-правовой акт в сфере физической культуры и спорта, можно сказать, что конституционно-правовые нормы, регулирующие развитие физической культуры и спорта в Республике Беларусь, имеют множество сходств с международными актами, что подчеркивает их общую направленность. В целях популяризации физической культуры и спорта в Республике Беларусь, как важного фактора социального развития, правительство принимает необходимые меры по совершенствованию положений закона государства.
Литература:
- Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении. — Текст: электронный // Студопедия: [сайт]. — URL: https://studopedia.ru/8_195412_fizicheskaya-kultura-i-sport-v-visshem-uchebnom-zavedenii.html (дата обращения: 24.03.2022).
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2021–2025 годы. — электронный //: [сайт]. — URL: https://dussh-rechitsa.schools.by/pages/gosudarstvennaja-programma-razvitija-fizicheskoj-kultury-i-sporta-v-respublike-belarus-na-2021–2025-gody (дата обращения: 24.03.2022).
- О физической культуре и спорте: закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 9 января 2018 г. — Минск. — 62 с.
- Спортивное право в Республике Беларусь. — Текст: электронный // Сборник статей: [сайт]. — URL: https://union.by/files/00214/obj/110/3333/doc/Спорт %20право_2018_выпуск %208.pdf (дата обращения: 24.03.2022).
- Достижения. Спорт. — Текст: электронный // ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ: [сайт]. — URL: https://www.grsu.by/component/k2/itemlist/category/14-sport.html?Itemid=101 (дата обращения: 24.03.2022).
- Международная хартия физического воспитания и спорта. — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов: [сайт]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/1900833 (дата обращения: 24.03.2022).