Интеллектуальное развитие через эксперименты и исследовательскую деятельность (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Конищева, Д. А. Интеллектуальное развитие через эксперименты и исследовательскую деятельность (из опыта работы) / Д. А. Конищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89601/ (дата обращения: 22.11.2024).



Статья посвящена развитию исследовательской деятельности у детей. Адресовано воспитателям и родителям.

Вы и ваши дети любят прогулки, игры, кататься на велосипеде, играть в снежки и т. д. Но вот выдался ненастный, морозный зимний или дождливый летний день — чем заняться? Сесть и смотреть телевизор, но по всем каналам одна реклама, компьютер — но от него устают глаза…

Тут на помощь могут прийти дедушка или бабушка, которые помнят семейные игры, забавы, театр теней, настольные игры, опыты и многое другое из своего детства.

Но не у всех рядом бабушки и дедушки! Значит эта статья, поможет весело провести время в этот неблагополучный вечер.

Данная статья позволяет развивать творческие, экспериментальные способности, развивать мышление, логику, делать умозаключение. При проведении опыта ребёнок не просто придумывает или находит нужное решение, а получает его благодаря преобразованию данной ситуации, в которой он оказался. Важным моментом является эмоциональное проживание детьми, взрослыми наблюдаемых процессов и явлений. Основной путь развития исследовательской деятельности у детей — это собственная исследовательская практика, которая сопровождается спонтанным желанием изучать окружающий мир.

Важно, чтобы ребёнок сам совершил конкретное действие с предметом (налил жидкость из стакана в кувшин), но и решил задачу, обнаружил последовательную взаимосвязь между своими действиями. Ребенок при исследовании должен быть не зрителем, а активным участником. Работа взрослого состоит в том, чтобы направить ребёнка, дать подумать, не торопить с решением поставленной задачи. Если ребенок попал в «ловушку», взрослый должен направить ребенка к правильному решению задачи, обсудить с ребенком, почему его первоначальное решение не является верным.

Когда родитель включается с ребёнком в общее дело, он придает значимость деятельности и творчеству ребенка, что приводит к развитию познавательной стороны в его познавательной деятельности. Схема 1.

Роль исследовательского поведения, в развитии психики ребенка, очень важна и актуальна в наше время, общество до сих пор считает, что собственный исследовательский опыт, человек должен начинать только тогда, когда сам обладает определенными знаниями. Подготовить ребенка к исследовательской деятельности, обучить его умениям и навыкам в поисковых этапах, является важной задачей нашего образования.

Воспитатель или родитель должен создать условия, чтобы ребенок мог развиваться, расти интеллектуально, в своем темпе, ритме и психологических характеристиках ребенка.

Опытно-исследовательская работа должна проходить без жестких программ, регламента, расписания, но должна определять правила работы, поведения в «лабораториях». Воспитатель или родитель должны деликатно направлять инициативу ребенка в исследовательской деятельности, стремиться вызывать у ребенка независимость, инициативу к решению проблемных задач. Поэтому в каждом детском саду есть центр науки и естествознания. Все материалы, предметы, оборудования находятся в полном распоряжении детей. Родитель так же может оборудовать в комнате такой уголок, где ребенок будет развиваться, делать новые открытия, накапливать опыт, вести дневник наблюдений и опытов.

В данной статье, я хочу привести пример из опыта работы: «Работа сердца в теле человека».

Цель: Дать представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее значение).

Материал: деревянный макет в виде человека с вырезанными каналами под кровеносную систему(1метр); система инфузионная для капельницы; спринцовка; емкость с красной жидкостью; емкость с синей жидкостью; клей пистолет. Примечание 1.

Ход эксперимента: Вставить в вырезанные каналы, деревянного макета инфузионную систему. С помощью спринцовки наполнить красной жидкостью (наполнив всю спринцовку). Аккуратно соединить конец системы со спринцовкой (наполненной жидкостью). После надавить на спринцовку рукою выдавив жидкость (выпуская жидкость, наполняя воздухом спринцовку). После этого другой конец закупориваем (жидким клеем). Тоже проделываем со второй системой инфузионной для капельницы, только с синей жидкостью.

Дети, как сокращается сердце? Куда бежит кровь? Как сделать, чтобы сердце сокращалось чаще?

Сердце человека работает как мощный насос. На примере макета, дети могут увидеть, как при спокойном сжатии спринцовки (сердце), жидкость движется по капельнице, как кровь по артерии. При физической нагрузке сердце начинает сокращаться чаще и интенсивнее и кровь быстрее движется, наполняя тело кислородом. Дети могут чаще нажимать на спринцовку и видеть движение жидкости по капельнице.

Вывод: Дети при помощи макета делают вывод, приходят к решению поставленной задачи. Сердце должно работать непрерывно, сохраняя ритм, чтобы кровь, наполненная витаминами, кислородом и полезными элементами, попала в каждую клетку организма. Если вести малоподвижный образ жизни, не соблюдать режим питания — сердце слабеет.

После таких экспериментов у детей становится более осознанное, бережное отношение к своему здоровью. Дети начинают видеть связь между занятиями по физической культуре и правильным питанием, прогулкой, сном. Возможностью познакомиться с новыми способами исследованиями своего тела, работой внутренних органов.

В дальнейшем можно прикрепить дополнительные инфузионные системы, для понятия кровеносной системы, о назначении кровяных клеток.

На всех этапах работы мы должны понимать, что ожидаемый нами результат — это приобретение детьми новых знаний, умений, навыков и обработки полученных результатов исследовательской деятельности. Проще говоря, мы должны понимать, что в данном эксперименте, мы имеем дело не с одним ответом/результатом, а с несколькими.

Для педагога основной результат данного эксперимента — это, прежде всего, бесценный опыт самостоятельной, исследовательской работы, новые знания и умения.

Отсюда следует, что нужно поддерживать любые начинания ребенка. Но если вы хотите «маленького Эйнштейна», то любыми способами стимулируйте интеллектуальную и познавательную активность ребенка! И возможно, что именно в этот момент у ребенка проявится интерес к точным наукам. Дайте ребенку шанс проявить себя!

Примечание 1

C:\Users\Dariy\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0416.jpg

Рис. 1

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, исследовательская деятельность, деревянный макет, красная жидкость, кровеносная система, кровь, поставленная задача, родитель, сердце, синяя жидкость.


Ключевые слова

Статья посвящена развитию исследовательской деятельности у детей. Адресовано воспитателям и родителям

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников

Авторы статьи делятся практическим опытом организации исследовательской работы с учащимися начальной школы; на основе анализа теоретических источников и собственного практического опыта отмечают влияние исследовательской деятельности на развитие инте...

Активные формы работы с родителями в начальной школе (из педагогического опыта)

В статье автор делится педагогическим опытом работы с родителями обучающихся начальной школы, используя различные современные технологии педагогической науки.

Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы)

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Включение старшеклассника в социально-проектную деятельность

В статье раскрываются педагогические возможности социально-проектной деятельности в воспитании патриотически-ориентированной личности, методика работы над социальным проектом.

Вопросы к тексту как стратегия смыслового чтения

Статья является результатом работы автора над практическим применением методик (стратегий) развития критического мышления и развития умения формулировать вопросы при работе с текстом, с целью формирования коммуникативных навыков и коммуникативной ком...

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Использование подхода Lesson Study для развития мыслительных навыков учащихся

В статье авторы совместно исследуют процесс преподавания через подход Lesson Study, с целью развития мыслительных навыков и повышения уровня успеваемости учащихся. Авторы описывают эффективность подходов Lesson Study и дифференциации. Излагаемый опыт...

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников

Авторы статьи делятся практическим опытом организации исследовательской работы с учащимися начальной школы; на основе анализа теоретических источников и собственного практического опыта отмечают влияние исследовательской деятельности на развитие инте...

Активные формы работы с родителями в начальной школе (из педагогического опыта)

В статье автор делится педагогическим опытом работы с родителями обучающихся начальной школы, используя различные современные технологии педагогической науки.

Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы)

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Включение старшеклассника в социально-проектную деятельность

В статье раскрываются педагогические возможности социально-проектной деятельности в воспитании патриотически-ориентированной личности, методика работы над социальным проектом.

Вопросы к тексту как стратегия смыслового чтения

Статья является результатом работы автора над практическим применением методик (стратегий) развития критического мышления и развития умения формулировать вопросы при работе с текстом, с целью формирования коммуникативных навыков и коммуникативной ком...

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Использование подхода Lesson Study для развития мыслительных навыков учащихся

В статье авторы совместно исследуют процесс преподавания через подход Lesson Study, с целью развития мыслительных навыков и повышения уровня успеваемости учащихся. Авторы описывают эффективность подходов Lesson Study и дифференциации. Излагаемый опыт...

Задать вопрос