Семья как источник духовного развития человечества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 215 раз

Библиографическое описание:

Лесик, Л. И. Семья как источник духовного развития человечества / Л. И. Лесик, Л. Л. Игошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 252-253. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89534/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: семья, ребенок, семейное воспитание, духовное развитие, мотивация поступков, поведение.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она должна принять его таким, каков он есть, — здоровым или больным, добрым или не очень, покладистым или колючим. Безусловное принятие ребенка — основа семейного воспитания и духовного его развития.

«Труд души» — так В. А. Сухомлинский называл чувства ребенка, его способность к сопереживанию. Уже у дошкольника высоко развита способность переживать за свои и чужие поступки. Он испытывает радость, когда его хвалят, огорчается, когда осуждают. Он бурно реагирует на семейные конфликты, на ссоры, на грубый тон близких и дорогих ему людей. Он не всегда может понять, кто из членов семьи прав, кто виноват, но переживать неблагополучие отношений он может очень остро и глубоко. И это накладывает отпечаток на его поведение и отношение к окружающим.

«Из впечатлений детства, — говорил Ф. Э. Дзержинский, подчеркивая роль чувств, воспитанных в семье, — формируется фундамент его (ребенка.) души, совести и моральной силы».

Дошкольный возраст, как известно, — период формирования первых моральных представлений о добре и зле, о чести, долге, совести.

Если уже в ранние годы ребенку приходится кривить душой, приспосабливаться к противоречивым требованиям окружающих, то какие нравственные заповеди возьмет он с собой в будущее?

Если впечатления детства оставляют столь яркий след в сознании, чувствах личности, то можно ли надеяться на силу последующих влияний?

Может ли учитель, школа, общественность выкорчевать с корнем то плохое, что было посеяно в душе ребенка в раннем возрасте?

Искажение детских нравственных представлений страшно само по себе. Понятия ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо, очень пластичны. Он может быстро изменить под влиянием взрослых оценку того или иного факта, тем более если это влияние близких и дорогих ему людей. Но, несомненно, в его памяти останется (пускай даже неосознанно) представление о зыбкости, эфемерности нравственных норм.

Невинная на первый взгляд нечестность взрослых (например, обман — шутка, обман — средство добиться послушания и т. п.), неумение или нежелание сдержать данное слово ребенку воспитывают у ребенка в конечном итоге неуважительное отношение к собственным обязательствам, недоверие к обещаниям окружающих. Точно так же противоречия в ценностных ориентациях создают условия для формирования представлений о двойственном характере морали, правил поведения. Одни нормы поведения — для «общего пользования», другие — для самого себя, для оправдания своих поступков и проступков.

Единство педагогических требований — непреложный закон. Внутренние противоречия, которые в какой — то мере естественны в семье, должны быть скрыты от глаз ребенка. От очень внимательных, очень восприимчивых глаз.

Чувства ребенка формируют не столько острые ситуации, сколько рядовые будни семейной жизни. Беседы с детьми, совместные прогулки, посещения кино, театров, вечерние встречи у телевизора, приемы гостей и т. п. — все это источник эмоционального воздействия. Важно только не проглядеть, когда возникает какое-то неблагополучие.

Мотивация поступков, поведение ребенка зависят от его физических и духовных потребностей. Для их удовлетворения родители предпринимают немало усилий. Если они не могут удовлетворить запросы ребенка, он порой переживает беспокойство, недовольство, плохо себя чувствуют. Это состояние отрицательно влияет на человека. Если же оно остается на длительное время, то может привести к агрессивным поступкам и к неврозу.

Педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродуют их детей». Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Заласканный, избалованный ребенок оказывается ничуть не в «лучшем положении, чем заброшенный». Малейшее неудовлетворение желаний вызывает у него бурный протест, он не готов к сложным эмоциональным перегрузкам, не умеет и не желает уважать чувства окружающих.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей и эмоционально отрицательных проявлений, то нередко в таких семьях духовное развитие ребенка крайне осложняется.

Особенностью семейного воспитания также является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

На какие же желания ребенка следует обратить внимание?

Среди физических потребностей важнейшими можно считать питание, сон, отдых, движения. Есть, например, дети, неспособные ни к какой деятельности, когда они голодны. Однако есть и такие ребята, которые весь день могут бегать во дворе, не ощущая голода. Потребность в свободе движений, в активности у них сильнее чувства голода.

Изучение физических потребностей своего ребенка важно для того, чтобы правильно их удовлетворять и формировать в соответствии с общим развитием.

Духовные потребности детей более разнообразны и богаты, нежели физические. Их значение как мотивов поведения весьма велико. Изучение духовных потребностей своего ребенка помогает родителям понять многие его поступки, поведение в различных ситуациях. Дает возможность проанализировать свои воспитательные методы.

С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых — отсутствие любви и неумения поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка — чтобы его любили. Это самое прекрасное, солнечное чувство — любовь рождается в семье.

Родители, общаясь с ребенком с первых минут его жизни, должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранить негативные и вредные воздействия. Родители предоставляют ребенку возможность для деятельности, создают для этого условия, управляют процессом воспитания ребенка, способствуют его правильным взаимоотношениям в детском саду, в школе, в кругу ровесников, со всеми людьми, с которыми общается ребенок.

Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка. Если ребёнок живёт в семье, где родители постоянно ругаются, применяют жестокость в отношении друг друга, а порой и к самому ребёнку, то это сильно травмирует психику его.

Большинство всех проблем, причины которым родители пытаются искать в друзьях, школе, плохом окружении, в самом ребёнке, скрыты именно в семейных отношениях.

Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка, понять его неповторимое духовное развитие, на которое основное воспитательное влияние оказывает окружающая среда, и прежде всего семья.

Все проблемы должны решаться своевременно. То, какого человека родители воспитают и выпустят во взрослую жизнь, зависит только от родителей.

Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образцы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь — в самостоятельную, полезную для общества жизнь.

Литература:

  1. «Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника» Москва. «Просвещение»1989г. Под редакцией Л. Ф. Островской.
  2. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» Москва. «Просвещение»1989г. Под редакцией А. М. Виноградовой.
  3. «Дошкольное воспитание» № 1/2008г.
  4. Знаете ли Вы своего ребенка? — М: Знание, 1986. Белкин А. С.
  5. «Общение дети 5–7 лет» Ярославль Академия развития. 2001г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, впечатление детства, мотивация поступков, процесс формирования личности ребенка, самый ребенок, член семьи, чувство ребенка.


Ключевые слова

семья, поведение, ребёнок, Семейное воспитание, духовное развитие, мотивация поступков

Похожие статьи

Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

 Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи. Семья — предмет изучения разных социальных...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

- Воспитание в семье учитывает все особенности личности ребенка и создается на основе данных особенностей. - Процесс воспитания ребенка в условиях семьи, основывается на двухстороннем уважении, из которого и берутся первоначальные, высокие требования. - Основные проблемы благополучного воспитания в семье зачастую содержаться не в ребенке, а непосредственно в самой личности взрослых, чьи модели поведения они копируют. - Основа воспитания в каждой семье базируется на положительном качестве, что имеет в ребенке.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью

Семейное воспитание - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека, в то же время в любой семье человек проходит и стихийную социализацию.

В процессе интериоризация детьми системы ценностей и норм, характерных для семьи, образцов нравственного поведения, формирование морального сознания существенная роль принадлежит идентификации.

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Семья является «основной средой обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в подростковый период» [1, c. 163]. Через процесс семейного общения передается жизненный опыт старшего поколения и уровень культуры.

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Первым жизненным опытом ребёнка является его адаптация к системе семейных и родственных отношений, это даётся не всегда легко и может сказаться на отношении с социумом.

Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях. Полная семья — это ячейка общества, состоящая из родителей и

В большинстве случаев неполная семья состоит из матери и ребёнка или нескольких детей, то есть является материнской, что сказывается на формировании и развитии личности...

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Основной ошибкой старших членов семьи в процессе обучения ребёнка соответствующим его возрасту навыкам является стремление делать за него ту работу, с которой он уже

Жёсткое воспитание в семье с серьёзными наказаниями за мелкие проступки способно не только очерствить душу ребёнка, но и привести к более серьёзным последствиям, таким как

Семья — это первооснова воспитания и развития подрастающего поколения, становления и социализации ребенка, основная база его... Влияние семьи на развитие личности ребенка...

Семейное воспитание как основа формирования личности...

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Особенности семейного воспитания | Статья в сборнике...

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28]. От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности.

Похожие статьи

Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

 Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи. Семья — предмет изучения разных социальных...

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике...

- Воспитание в семье учитывает все особенности личности ребенка и создается на основе данных особенностей. - Процесс воспитания ребенка в условиях семьи, основывается на двухстороннем уважении, из которого и берутся первоначальные, высокие требования. - Основные проблемы благополучного воспитания в семье зачастую содержаться не в ребенке, а непосредственно в самой личности взрослых, чьи модели поведения они копируют. - Основа воспитания в каждой семье базируется на положительном качестве, что имеет в ребенке.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью

Семейное воспитание - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека, в то же время в любой семье человек проходит и стихийную социализацию.

В процессе интериоризация детьми системы ценностей и норм, характерных для семьи, образцов нравственного поведения, формирование морального сознания существенная роль принадлежит идентификации.

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Семья является «основной средой обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в подростковый период» [1, c. 163]. Через процесс семейного общения передается жизненный опыт старшего поколения и уровень культуры.

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Первым жизненным опытом ребёнка является его адаптация к системе семейных и родственных отношений, это даётся не всегда легко и может сказаться на отношении с социумом.

Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях. Полная семья — это ячейка общества, состоящая из родителей и

В большинстве случаев неполная семья состоит из матери и ребёнка или нескольких детей, то есть является материнской, что сказывается на формировании и развитии личности...

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Основной ошибкой старших членов семьи в процессе обучения ребёнка соответствующим его возрасту навыкам является стремление делать за него ту работу, с которой он уже

Жёсткое воспитание в семье с серьёзными наказаниями за мелкие проступки способно не только очерствить душу ребёнка, но и привести к более серьёзным последствиям, таким как

Семья — это первооснова воспитания и развития подрастающего поколения, становления и социализации ребенка, основная база его... Влияние семьи на развитие личности ребенка...

Семейное воспитание как основа формирования личности...

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Особенности семейного воспитания | Статья в сборнике...

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28]. От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности.

Задать вопрос