Библиографическое описание:

Щербакова С. А. Семейное воспитание: проблемы и пути их решения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 114-117.



Следует начать с того, что на сегодняшний момент проблемные вопросы такого социального института, как семья, рассматриваются достаточно большим количеством наук, каждая из которых в зависимости от своего предмета изучения выделяет те или иные аспекты его развития и функционирования. В данной статье предлагается рассмотреть институт семьи с педагогической точки зрения. Необходимо отметить, что для педагогики важна воспитательная функция семьи: цели и способы, права и обязанности родителей.

Семья относится к одному из главных проводников между личностью и обществом, а также она определяет круг его интересов и потребностей. Анализируемый социальный институт можно назвать первоисточником, из которого юный индивид получает представления о понятии жизненных целей и ценностей. Кроме того, семья закладывает некий образец поведения, манер и привычек, которые усваиваются ребенком.

Стоит указать на то, что в воспитании детей заинтересованы не только родители, но и общество в целом, ведь юные граждане — это будущее страны и составляющая ее социума. Таким образом, семейное воспитание является существенной и уникальной в своем роде частью общественного воспитания. Его неповторимость состоит в том, что, как уже было сказано ранее, семья дает человеку базовые установки действий, а также оно проходит непрерывно и формирует личность всесторонне. В основу семейного воспитания входят эмоциональные отношения и контакты между родителями и детьми. Важно подчеркнуть, что к вышеуказанным элементам относятся не только естественные чувства доверия и любви, но и ощущение детьми своей защищенности, безопасности, возможности поделиться с родителями своими переживаниями и получить от них помощь. Семья является «основной средой обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в подростковый период» [1, c. 163]. Через процесс семейного общения передается жизненный опыт старшего поколения и уровень культуры.

Сегодня родственные связи в зависимости от своей структуры подразделяются на несколько типов семей. Распространенным типом можно назвать простую семью. К нему относится супружеская пара с детьми, не состоящими в браке. Следует отметить, что если некоторые из детей состоят в браке, то такая семья называется расширенной, или сложной. В ее состав входят три или более поколения, которые живут вместе и ведут общее хозяйство. Необходимо добавить, что критерием определения типа семьи является и наличие обоих супругов. Так, выделяют полную и неполную семьи. Исходя из названия, можно уже догадаться, что первый семейный тип составляют семьи, в которые входят оба супруга, второй — только один супруг.

Достаточно сложным представляется вопрос о том, какой тип является наиболее подходящим для воспитания ребенка? Надо сказать, что каждый из указанных видов имеет свои позитивные и негативные стороны. Таким образом, в простой семье молодое поколение становится более ответственным и самостоятельным, реже встречаются конфликты между «отцами и детьми». С другой стороны, в ней более вероятны потери связей, нарушение семейных традиций, которые призваны способствовать объединению всех ее поколений; у старшего поколения снижается вероятность общения с внуками и участия в их воспитании.

Говоря о сложной семье, необходимо указать, что, с одной стороны, это большая дружная семья, состоящая из нескольких поколений и открывающая возможности для разностороннего общения и взаимовлияния ее членов. Кроме того, наличие нескольких поколений в такой семье облегчает ведение быта: старшее поколения участвует в уходе за детьми и их воспитании. Тем не менее, зачастую разные поколения имеют полярные взгляды на методику воспитания детей, что становится причиной столкновений и конфликтов в семье, от которых по большей части страдают дети.

К особому типу относятся неполные семьи. Наиболее частой причиной данного социального явления считаются разводы, которые, в свою очередь, накладывают глубокий отпечаток в душе детей, не оставляя их равнодушными и приводя к моральным страданиям. Однако неполные семьи и детей, воспитывающихся в них, нельзя рассматривать как неблагополучных. Ситуацию, когда из состава семьи выходит источник негативного влияния на детей, например, психически неуравновешенный или страдающий алкоголизмом родитель, наоборот, с точки зрения воспитательной функции можно рассматривать как способствующую улучшению морального состояния ребенка.

Безусловно, данный тип семьи сталкивается с материальными и психологическими трудностями, из-за которых усложняются условия воспитания. Тем не менее, такое положение дел способствует тому, что дети стараются помогать в быту, проникаются уважением и сочувствием родителю, оставшемуся с ним, сдерживают «сиюминутные запросы» и становятся более близки с родителем эмоционально. Так, создается высокая нравственная атмосфера в семье, помогающая преодолевать препятствия, встречающиеся на жизненном пути.

Таким образом, на данном этапе важным является индивидуальный дифференцированный подход к семьям разного типа. Главная задача состоит в том, чтобы выявить детей, переживающих трудности, вытекающие из семейных проблем. Полагаю, в данной ситуации может помочь опыт других родителей, сталкивавшихся ранее с подобными семейными конфликтами и сумевших их разрешить.

Говоря о семейных разногласиях в целом, необходимо сказать, что конфликт — это эмоциональная агрессия, сильное столкновение и «болевой синдром отношений» [2, c. 242], а, как известно, боль в организме свидетельствует о наличии заболевания. Так и конфликт не может начаться внезапно, а является сигналом о существовании определенного рода проблем.

Далее стоит рассмотреть общие варианты решения семейных конфликтов. Радугин А. А. выделяет предпосылки рациональных условий отношений между родителями [2, c. 251].

Во-первых, это разумная организация семьи. Для благоприятного развития отношений между родителями и детьми необходимо наличие общих целей и интересов, совместной деятельности и решений, наличие определенных семейных традиций, распределение трудовых обязанностей.

Кроме того, словесные требования в коллективной жизни семьи должны подкрепляться обстоятельствами. Как замечает Радугин А. А., необходимые педагогические обстоятельства зачастую не совпадают с жизненными, поэтому их приходится создавать [2, c. 251]. Так, в качестве примера можно привести девочку-подростка и ее бабушку. В случае, когда девочку освобождают от хозяйственной работы ввиду того, что в семье есть трудоспособная бабушка, обязанности бабушки и внучки должны распределяться так, чтобы у девочки появилось чувство необходимости помощи своей бабушке.

Нужно также отметить, что дети ожидают от родителей проявления интереса к их внутреннему миру, переживаниям и стремлениям. Важно подчеркнуть, что юные индивиды желают учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Под возрастными особенностями понимаются характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические характеристики, а под индивидуальностью — своеобразие основных свойств и качеств.

Возрастные особенности детей требуют учета со стороны родителей при определении подхода к воспитанию. Родителям следует не пренебрегать заявлением ребенка о том, что он уже «не маленький или взрослый», его стремлениями к самостоятельности, а, наоборот, менять пути влияния и методы педагогики.

Существенным фактором является и педагогический такт, учет эмоционального состояния и жизненного опыта ребенка, анализа мотивов и целей его поступков. Ребенок не должен чувствовать, что он является объектом воспитания. Родители должны уметь завуалировать прямое воспитательное воздействие. Так, решением является участие родителей вместе с детьми в интересных для них занятиях, то есть родители должны разделять увлечения детей, погрузиться в их деятельность. В итоге в их руках окажется эффективный инструмент воспитательного воздействия.

Следует указать на то, что общие занятия предполагают не только разделение родителями интересов ребенка, но и привлечение детей к собственным увлечениям. Так, некоторые семьи придерживаются правила, что ребенок должен уметь делать все необходимые для жизни вещи сам. Радугин А.А приводит пример отца и сына, у которых кладовая комната превращается в столярную мастерскую. Дети — это, своего рода, отражение родителей.

Кроме того, семьи могут устраивать различные турниры, семейные чтения, ходить в походы и проводить время, путешествуя вместе. Таким образом, в каждой семье может установиться многогранная система укрепления и налаживания тесных связей между родителями и детьми.

Говоря о воспитании полноценной личности ребенка, стоит обратиться к выдающемуся представителю педагогики XIX–XXвв. П. Ф. Лесгафту. Ученый выделил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью» [1, c. 165].

К первому условию относится атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, не ощущавший любви со стороны своих близких, никогда не сможет уважать их и в целом делать людям добро. Однако в противовес отсутствию такой атмосферы идет чрезмерная материнская забота, которая, порой, приводит к развитию безнравственности и честолюбия у ребенка.

Далее необходимо наличие высоконравственного воспитателя, способного научить ребенка размышлять, стремиться к тому, чтобы слово подкреплялось делом. Данную функцию зачастую выполняет мать, но это может быть и воспитатель, занимающийся не более чем с 6–7-ю детьми. К выводу о количестве детей, находящихся на попечении у педагога, пришли современные психологи, отметив, что он способен поддерживать эмоциональный контакт только с таким количеством ребят.

Третьим условием является регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка. Наблюдая за деятельностью родителей, ребенок старается имитировать ее в игре и постепенно сам включается в трудовой процесс.

Затем следует исключение «прибавочных раздражителей»: табака, роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств и еды, которые приводят к тому, что у ребенка не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности.

Гармоничное развитие всех способностей ребенка называют еще одним условием воспитания идеальной личности. Слушание сказок не должно быть постоянным, его следует сменять физической нагрузкой: подвижными играми и упражнениями, игрой в шахматы, рисованием и т. д. Пока ребенок маленький, сложно сказать, кем он будет в дальнейшем, поэтому, пробуя себя в различных областях, он может раскрыть свой особенный талант и со временем определить свое призвание.

В воспитании ребенка важен принцип постепенности и последовательности. Взрослые должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок брался за дела, посильные его возрасту, иначе вследствие неудач и трудности задач у него пропадет интерес, появится лень.

Стоит также добавить, что ребенок должен быть максимально огражден от контактов с безнравственными людьми. Инстинкт имитации заставляет ребенка воспроизводить действия и поступки окружающих. В возрасте около семи лет ребенок начинает вырабатывать собственные понятия и основы нравственности, поэтому очень важно, чтобы родители контролировали, в первую очередь, сове поведение, дабы не послужить плохим примером для ребенка.

В заключение следует сделать вывод по данной статье. Сегодня существует несколько типов семей, однако все они имеют положительные и отрицательные стороны. Нельзя с уверенностью сказать, что одна разновидность лучше или хуже другой. Полагаем, что для воспитания ребенка, его личности наиболее важными являются взаимоотношения родителей и детей. Инстинкт родственности проявляется в том случае, если родители и дети связаны не только кровью, но и духовно. Кроме того, каждый возрастной период накладывает на родителей обязанность искать новый подход к воспитанию. Взрослея, дети начинают чаще приходить к родителям за советом, что также нельзя упускать из поля зрения и быть равнодушным к их проблемам. Важно сказать и то, что при появлении в семье конфликтных ситуаций, ошибочно сдаваться и считать их непреодолимыми. В таком положении родителям нужно психологически и педагогически грамотно постараться разрешить столкновение. Конечно, нужно прислушаться к специалисту П. С. Лесгафту и постараться следовать указанным им условиям.

Литература:

  1. Психология и педагогика: Учебное пособие/Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшина Т. В. и др.; Отв. ред. кан. философ.наук, доцент В. М. Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 175 с.
  2. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Радугин А.А; Москва, 1997. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитания ребенка, ребенок должен, неполные семьи, воспитании ребенка важен, родителями интересов ребенка, морального состояния ребенка, методику воспитания детей, полноценной личности ребенка, воспитании детей заинтересованы, старшего поколения, жизненного опыта ребенка, семейных традиций, воспитательная функция семьи, заявлением ребенка, основу семейного воспитания, присутствии ребенка, жизни семьи должны, частью общественного воспитания, способностей ребенка, разумная организация семьи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос