Методика реинжиниринга бизнес-процессов организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 17.03.2022

Статья просмотрена: 536 раз

Библиографическое описание:

Уфимцева, С. Н. Методика реинжиниринга бизнес-процессов организации / С. Н. Уфимцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89521/ (дата обращения: 24.12.2024).



В данной статье дано определение понятию бизнес-процесса, рассмотрены его суть, цели и задачи. Рассмотрены различные случаи, когда компании необходимо совершенствовать бизнес-процессы. Разобраны основные методы реинжиниринга бизнес-процессов. В рамках данной работы рассмотрены особенности методологии реинжиниринга бизнес-процессов. В ее основе лежит процессный подход к управлению предприятием и понятие бизнес-процессов.

Ключевые слова: бизнес-процесс, управление, реинжиниринг, совершенствование, организация, организационная структура.

Термин «бизнес-процессы» прочно укоренился во многих сферах современного управления. В литературе встречаются множество определений данного термина, рассмотрим и разберем «по частям» его значение.

Бизнес — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Бизнес — инициативная, экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями — прибыль и развитие своего дела.

Процесс — деятельность, сопровождающаяся изменением свойств элементов системы. Процесс — это завершенная с точки зрения содержания временной и логической очередности последовательность, необходимая для обработки экономического значимого объекта .

Объединив вышеуказанные определения, получим, что бизнес — процесс — это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых

– используются ресурсы предприятия для

– переработки объекта (физически или виртуально)

– с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для

– удовлетворения внутренних или внешних потребителей.

Главная идея заключается в том, что любой бизнес-процесс имеет потребителя внутреннего или внешнего. Опираясь на это определение, можно все действия внутри организации (компании) рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как его часть .

Что же такое реинжиниринг бизнес -процессов, для чего и когда он необходим, для каких компаний? Ответы на эти вопросы рассмотрим ниже.

Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы.

Сутью реинжиниринга является выделение основных бизнес-процессов предприятия, их детальное исследование и изучение, описание на общедоступном языке и анализ с целью дальнейшего преобразования.

Реинжиниринг необходим в следующих случаях:

  1. В условиях, когда предприятие находится в кризисном состоянии. Она направлена на решение наиболее острых управленческих, экономических и финансовых проблем предприятия в краткосрочном периоде и рассматривается как один из инструментов антикризисного управления, результатами которого является создание условий для эффективного функционирования. В современных условиях такая ситуация характерна для большей части государственных и значительной части частных предприятий.
  2. В условиях, когда текущее положения предприятия можно в целом признать удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными. В этом случае реинжиниринг может быть своевременной упреждающей реакцией на негативные изменения, которые пока еще не приобрели необратимого характера.
  3. Реинжиниринг может быть проведен на благополучных, развивающихся предприятиях в целях отрыва от конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ .

Проанализировав вышесказанное, можно выделить два вида реинжиниринга: кризисный или радикальный и стратегический.

Стратегический реинжиниринг предусматривает постепенный подход, т. е. оптимизация происходит непрерывно в рамках организационной структуры компании. Такой поход позволяет добиться «мягкого» усовершенствования, более того данный метод не требует внушительных капиталовложений.

Радикальный реинжиниринг же в свою очередь ведет к существенным изменениям процессов, возможной трансформации организационной структуры предприятия. В рамках данного метода существенное изменение состава и способа реализации процесса по-новому применяется, как правило, к основным процессам организации, а процессы управления и вспомогательные — существенно сокращаются, а оставшиеся сохраняются без существенных изменений. Такая оптимизация сопровождается большими рисками, например потерей ключевых сотрудников, обладающих специфическими знаниями и умениями, изменением климата внутри коллектива, потерей постоянных клиентов, ростом непредвиденных расходов на перенастройку оборудования и информационных систем .

Существуют типовые способы и приемы применяемые при перепроектировании бизнес- процессов в ходе реинжиниринга.

  1. Горизонтальное сжатие процесса — объединение нескольких рабочих процедур в одну работу. Прием позволяет уменьшить количество ошибок и сократить количество работников, занятых устранением их последствий, улучшить управляемость производством за счет четко распределенной ответственности между сотрудниками.
  2. Вертикальное сжатие процессов — предоставление исполнителем права принимать самостоятельные решения. Увеличение роли каждого сотрудника в работе компании уменьшает время задержек, снижает стоимость продукции и услуг, ускоряет реакцию на запросы клиентов и т. п.
  3. Выполнение шагов каждого процесса в естественном порядке — использование наряду с линейным упорядочиванием работ, параллельное их проведение. Такой процесс приводит к сокращению времени и затрат.
  4. Исполнение процессов в различных комбинациях. Имеется ввиду, что процесс начинается с проверочной процедуры. Её цель состоит в определение наилучшего варианта реализации данного процесса в заданном производственном кейсе.
  5. Выполнение каждой работы там, где это наиболее целесообразно, — распределение работы между подразделениями, устранение интеграции и взаимозаменяемости.
  6. Уменьшение числа проверок — минимизация числа согласований путем сокращения внешних точек контакта и, следовательно, стирание граней между функциональными подразделениями.
  7. «Уполномоченный» менеджер, обеспечивающий единую точку контакта. Данный подход применяется в том случае, когда процесс сложен, а интеграция невозможна. Тогда вышеупомянутый «уполномоченный менеджер» отвечает на вопросы заказчика и решает его проблемы, имеет доступ ко всем исполнителям данного процесса.
  8. Преобладание смешанного централизованно-децентрализованного подхода — применение современных информационных технологий дает компании возможность действовать на уровне подразделений автономно, сохраняя за ними возможность использования централизованных данных .
  9. Делегирование процессов субподрядным организациям, поставщикам и клиентам. Некоторые части процессов могут передаваться в ведение другому предприятию. Это может радикально изменить процесс.

Реинжиниринг бизнес- процессов имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества методологии связаны с совершенствованием организационной структуры компании и структуры управления предприятия в целом, в частности переход к проектной структуре. Так же к преимуществам относятся снижение затрат и повышение конкурентоспособности организации. Если говорить о недостатках, то можно выделить следующие: неопределенность результатов, отсутствие значительного опыта в использовании данного метода, длительные сроки.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

– под бизнес- процессом понимается последовательность связанных между собой операций, направленных на создание продукта, имеющего ценность для потребителя;

– реинжиниринг бизнес- процессов — фундаментальное переосмысление и перепроектирование бизнес — процессов для достижения существенных улучшений в ключевых показателях результативности;

– есть два вида реинжиниринга: радикальный и стратегический;

– существуют различные методы реинжиниринга, необходимо тщательно выбрать какой или какие будут использованы в той или иной ситуации;

– реинжиниринг является самым радикальным методом совершенствования бизнеса.

Литература:

  1. Управление бизнес-процессами предприятия: учебное пособие / сост. е. В. Пирогова. — Ульяновск: УлГТУ, 2017. — 107 с.
  2. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С. В. Ариничева /Науч. ред. Ю. П. Адлер. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.- 272 с, илл. — (Серия «Практический менеджмент»).
  3. Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Анализ и управление бизнеспроцессами // Учебное пособие. — СПб: Университет ИТМО, 2016. –112 с.
  4. О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова., Моделирование бизнес-процессов / учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022- 289 с.
  5. Златкина А. А., Гегечкори Е. Т., Методология реинжиниринга бизнес — процессов и типовые приемы её применения // Омский научный вестник — 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): бизнес - процессов, процесс, организационная структура компании, фундаментальное переосмысление.


Похожие статьи

Бизнес-процесс как основа процессного подхода

Статья посвящена вопросам рассмотрения бизнес-процессов с позиции процессного подхода в управлении; реинжиниринга как методического направления, изучающего вопросы процессной организации систем управления. В статье представлена классификация бизнес-...

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий в контексте инновационного развития

В статье рассматривается необходимость и специфика применения бизнес-процессов в условиях конкурентоспособности предприятий. Рассмотрена проблема применения инновационного развития предприятий, а также принципы реинжиниринга бизнес-процессов, которые...

Совершенствование управления бизнес-процессами в организации в условиях роста цифровизации

Статья посвящена рассмотрению возможностей улучшения системы управления бизнес-процессами в организации в условиях роста цифровизации. Основным направлением цифровизации является охват всех направлений деятельности компании, в ходе чего происходит из...

Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования

Научная статья посвящена анализу методологии развития бизнес-процессов и бизнес-планирования и их роли при управлении предприятием. Рассмотрены теоретические аспекты и основы бизнес-планирования и управления бизнес-процессами. Проанализированы задачи...

К вопросу об инвестиционной деятельности как объекте инвестиционного анализа

В статье исследуется вопрос об инвестиционной деятельности как объекте инвестиционного анализа. Обсуждаются ключевые понятия, раскрывающие сущность инвестиций и инвестиционной деятельности в экономической системе, и рассматриваются основные группы об...

Алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры

В статье рассмотрены понятие организационной структуры, ее взаимосвязь со структурой бизнес-процессов. Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур в примерный алгоритм действий. Представлены критерии и пока...

Комплексный подход диагностики системы управления бизнес-процессами на примере проектного института ТОО BAZIS Engineering

В статье рассматривается и описывается комплексный подход диагностики системы управления бизнес-процессами: ключевые этапы, способы и инструменты анализа, методы и модели сбора, обработки и представления полученных данных. Анализируются и выявляются ...

Механизм управления выставочной деятельностью

В статье рассматриваются актуальные механизмы управления выставочной деятельностью. Уточнено понятие «выставка» и ее предназначение для компаний. Исследовано управление выставочной деятельностью в ракурсе маркетинга и планирования продвижения бизнеса...

Образовательный менеджмент: от теории к практике

В статье речь идёт об образовательном менеджменте. Делается попытка рассмотреть сущность, задачи, функции, виды, методы, принципы образовательного менеджмента. На основании анализа делается вывод о том, что главной задачей образовательного менеджмент...

Современные принципы и подходы к управлению персоналом для обеспечения эффективного использования трудового потенциала организации

В статье приведена сущностная характеристика понятия «трудовой потенциал организации»; выделены основные компоненты организационного трудового потенциала; подчеркнута значимость формирования эффективной системы персоналом для наиболее результативной ...

Похожие статьи

Бизнес-процесс как основа процессного подхода

Статья посвящена вопросам рассмотрения бизнес-процессов с позиции процессного подхода в управлении; реинжиниринга как методического направления, изучающего вопросы процессной организации систем управления. В статье представлена классификация бизнес-...

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий в контексте инновационного развития

В статье рассматривается необходимость и специфика применения бизнес-процессов в условиях конкурентоспособности предприятий. Рассмотрена проблема применения инновационного развития предприятий, а также принципы реинжиниринга бизнес-процессов, которые...

Совершенствование управления бизнес-процессами в организации в условиях роста цифровизации

Статья посвящена рассмотрению возможностей улучшения системы управления бизнес-процессами в организации в условиях роста цифровизации. Основным направлением цифровизации является охват всех направлений деятельности компании, в ходе чего происходит из...

Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования

Научная статья посвящена анализу методологии развития бизнес-процессов и бизнес-планирования и их роли при управлении предприятием. Рассмотрены теоретические аспекты и основы бизнес-планирования и управления бизнес-процессами. Проанализированы задачи...

К вопросу об инвестиционной деятельности как объекте инвестиционного анализа

В статье исследуется вопрос об инвестиционной деятельности как объекте инвестиционного анализа. Обсуждаются ключевые понятия, раскрывающие сущность инвестиций и инвестиционной деятельности в экономической системе, и рассматриваются основные группы об...

Алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры

В статье рассмотрены понятие организационной структуры, ее взаимосвязь со структурой бизнес-процессов. Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур в примерный алгоритм действий. Представлены критерии и пока...

Комплексный подход диагностики системы управления бизнес-процессами на примере проектного института ТОО BAZIS Engineering

В статье рассматривается и описывается комплексный подход диагностики системы управления бизнес-процессами: ключевые этапы, способы и инструменты анализа, методы и модели сбора, обработки и представления полученных данных. Анализируются и выявляются ...

Механизм управления выставочной деятельностью

В статье рассматриваются актуальные механизмы управления выставочной деятельностью. Уточнено понятие «выставка» и ее предназначение для компаний. Исследовано управление выставочной деятельностью в ракурсе маркетинга и планирования продвижения бизнеса...

Образовательный менеджмент: от теории к практике

В статье речь идёт об образовательном менеджменте. Делается попытка рассмотреть сущность, задачи, функции, виды, методы, принципы образовательного менеджмента. На основании анализа делается вывод о том, что главной задачей образовательного менеджмент...

Современные принципы и подходы к управлению персоналом для обеспечения эффективного использования трудового потенциала организации

В статье приведена сущностная характеристика понятия «трудовой потенциал организации»; выделены основные компоненты организационного трудового потенциала; подчеркнута значимость формирования эффективной системы персоналом для наиболее результативной ...

Задать вопрос