Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации, на порядок его формирования, а также на процесс взаимодействия с иными органами государственной власти в Российской Федерации.
В данной статье проведен комплексный анализ внесенных изменений в главу 6 Конституции Российской Федерации, посвященной Правительству Российской Федерации, а также сделаны выводы о влиянии данных изменений на правовой статус Правительства Российской Федерации и на его взаимодействие с иными органами государственной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации, орган государственной власти, конституционная реформа, правовой статус, правовая связь, влияние, взаимодействие.
The amendments introduced by the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation of 2020 have affected many aspects of the functioning of the federal executive power in the Russian Federation. The reform has affected the constitutional and legal status of the Government of the Russian Federation, the order of its formation, as well as the process of interaction with other public authorities in the Russian Federation.
This article provides a comprehensive analysis of the amendments made to Chapter 6 of the Constitution of the Russian Federation, dedicated to the Government of the Russian Federation, and also draws conclusions about the impact of these changes on the legal status of the Government of the Russian Federation and on its interaction with other public authorities in the Russian Federation.
Keywords: Government of the Russian Federation, President of the Russian Federation, public authority, constitutional reform, legal status, legal connection, influence, interaction.
Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию в январе 2020 г. придало значительный импульс обновлению системы государственного управления и инициировало процесс внесения изменений в Конституцию Российской Федерации [9, с.7].
Значительный объем конституционных изменений был направлен на совершенствование организации федеральной исполнительной власти, а именно совершенствование процесса организации и деятельности Правительства Российской Федерации [10, с.116].
Внесение данных изменений предоставляет возможность провести комплексный анализ влияния конституционной реформы 2020 года на правовой статус Правительства Российской Федерации, на процесс его формирования и взаимодействие с такими институтами, как Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации вопросам организации и деятельности Правительства Российской Федерации посвящена глава 6.
В данной главе изменения были внесены в 7 статей в которых было изменено 29 пунктов.
Все изменения можно разделить на тематические блоки исходя из сферы, на которую влияют данные изменения. Таким образом, все изменения в главу 6 Конституции Российской Федерации можно разделить на следующие виды [1]:
— изменения, влияющие на общие основы и организацию деятельности Правительства Российской Федерации (ст.110; ст.113; ст.115);
— изменения, влияющие на требования к членам Правительства Российской Федерации (ст. 110);
— изменения, влияющие на полномочия Правительства Российской Федерации (ст. 114);
— изменения, влияющие на процесс формирования Правительства Российской Федерации (ст.111; ст.112).
После систематизации всех изменений необходимо рассмотреть их более подробно, а также проанализировать их влияние на дальнейшую деятельность Правительства Российской Федерации.
Первой группой являются изменения, влияющие на общие основы и организацию деятельности Правительства Российской Федерации. Под данной группой изменений подразумеваются поправки в ст.110; ст.113; ст.115 Конституции Российской Федерации [1].
В соответствии с внесенными изменениями в ст.110 Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть под общим руководством президента Российской Федерации. Данная поправка увеличивает значимость и роль Президента в реализации исполнительной власти в Российской Федерации.
Следующим изменением, которое также увеличивает роль и значимость Президента в реализации деятельности Правительством Российской Федерации, является поправка в статью 115. В соответствии с новой редакцией Конституции, Правительство издает постановления и распоряжения не только на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также на основе указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации. Закрепление данной обязанности в Конституции говорит о том, что влияние Президента на осуществление исполнительной власти весьма велико.
В статье 113 изменения коснулись полномочий Председателя Правительства, в соответствии с которыми Председатель Правительства организует работу Правительства Российской Федерации, а не только определяет основные направления его деятельности. Данное изменение также говорит о возросшей роли Председателя Правительства, так как полномочие по организации работы гораздо шире и объемней, чем определение направлений деятельности.
Таким образом, первая группа изменений прямым образом влияет на взаимодействие Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации. Роль Президента в осуществлении исполнительной власти возрастает. Также возрастает роль Председателя Правительства в организации процесса функционирования Правительства Российской Федерации.
Следующей группой являются изменения, влияющие на требования к членам Правительства Российской Федерации. Данные нововведения отражены в ст. 110 Конституции Российской Федерации [1].
В данную статью был добавлен пункт 4, в котором говорится, что Председателем Правительства, его заместителем, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства, заместителям Председателя Правительства, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти запрещается открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Данное изменение свидетельствует об ужесточении требований к государственным служащим и к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации.
Следующей группой являются изменения, влияющие на полномочия Правительства Российской Федерации. Данные изменения отражены в статье 114 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми правительство Российской Федерации:
— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
— обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
— обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
— осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
— осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
— содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
— обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
— осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
— создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Закрепление перечисленных выше полномочий в Конституции Российской Федерации свидетельствует о возрастании роли данных сфер в жизни общества, а также о приоритезации деятельности Правительства в регулировании социальной и экономической сферах жизни общества.
Последней группой являются изменения, влияющие на процесс формирования и отставки Правительства Российской Федерации. Данные изменения отразились в ст.111 и ст.112 Конституции Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 111, Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. В предыдущей редакции данной статьи Государственная дума давала согласие на назначение Председателя. Утверждение подразумевает под собой финализирующее действие, в то время как согласие является промежуточным действием. Данное изменение повышает роль и значимость Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации.
Следующим нововведением, которое также повышает роль Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации, являются поправки в статью 112. Согласно данным изменениям Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением министров, руководящих министерствами, деятельностью которых руководит Президент. Данное изменение наделяет Государственную Думу прямыми полномочиями по формированию Правительства Российской Федерации.
Таким образом, подводя итог комплексному анализу изменений, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 в части регулирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации, стоит сделать вывод о том, что данные изменения увеличивают значимость и роль Президента в реализации исполнительной власти в Российской Федерации, увеличивают роль Председателя Правительства в организации процесса функционирования Правительства Российской Федерации, ужесточают требования к государственным служащим и к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации [2].
Также внесенные изменения свидетельствуют о приоритезации деятельности Правительства в регулировании социальной и экономической сферах жизни общества, наделяют Государственную Думу прямыми полномочиями по формированию Правительства Российской Федерации и повышают роль и значимость данного органа власти в этом процессе.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ от 2009, № 4, ст. 445.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета, 16.03.2020, № 55, ст. 8109.
- Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [ред. от 06.11.2020] // Собрание законодательства РФ от 2020 г., № 45, ст.7061.
- Агапов А. Б. Административное право. Общая часть: учебник / А. Б. Агапов. — М.: Юрайт, 2019. — 542 с.
- Алжеев И. А., Власенко И. Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И. А. Алжеев, И. Б. Власенко. — М.: Статут, 2014. — 87с.
- Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 194 с.
- Безруков, А. В. Конституционное право России: учебное пособие / А. В. Безруков. — М.: Юстицинформ, 2019. — 213с.
- Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 453 с.
- Занко Т. А., Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 7–22.
- Кобзарь-Фролова М. Н., Правительство Российской Федерации в системе органов публичной власти: политико-правовые связи Правительства // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. С. 116–126.