Изучение комплексных соединений в старших классах на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 08.03.2022

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Кораблева, Е. А. Изучение комплексных соединений в старших классах на уроках химии / Е. А. Кораблева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 75-76. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89338/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассказывает о значении знаний о комплексных соединениях для обучения, развития и воспитания старших школьников.

Ключевые слова: комплексные соединения, элективные курсы по химии.

Знания о комплексных соединениях в старших классах необходимы в связи с огромным значением этих веществ в органическом и неорганическом синтезе. Они широко представлены в природе, применяются в технике и медицине. Необходимо уделять особое внимание изучению химических свойств комплексов, их строению и применению.

Практически все ионы d-элементов в составе биологических структур живых организмов находятся в связанном состоянии, так как образуют комплексные металлорганические соединения с различными биолигандами, содержащими донорные атомы кислорода, азота, серы, например гемоглобин, миоглобин, цитохромы, витамин В 12 , хлорофилл. Образование металлополинуклеотидных комплексов стабилизирует двойную спираль ДНК. Комплексы с ДНК образуют двузарядные ионы марганца, кобальта, железа, никеля. [1, с. 86]

Комплексные соединения широко используются в медицине в качестве стимуляторов важных биохимических процессов. [2, с. 4]

Способность веществ образовывать комплексные соединения используется для разработки эффективных методов получения химически чистых металлов из руд, редких металлов, сверхчистых полупроводниковых материалов, катализаторов, красителей, лекарственных препаратов, очистки природных и сточных вод, растворения накипи в парогенераторах и т. п. [4, с. 6]

Термин «комплексные соли» впервые ввел В. Оствальд (Германия), а в научную литературу на русском языке — В. А. Кистяковский. Они рассматривали комплексные соли как продукты соединения двух солей, имеющих общие анионы и не распадающиеся на отдельные ионы даже в разбавленных растворах. В 1893 г. А. Вернер определил такие понятия, как «центральный атом», образующий связи с координированными группами (лигандами), «внутренняя и внешняя сферы», «координационное число». Вернер также ввел запись формул комплексов с обозначением внутренней сферы квадратными скобками, применяющуюся и сейчас. [3, с. 7]

В настоящее время при изучении химии на базовом уровне тема «Комплексные соединения» не включена в рабочие программы разных учебно-методических комплексов. Отсутствие альтернативных учебников затрудняет и значительно сужает возможности учителя химии. Для решения данной задачи можно использовать — элективный курс. Он служит удобным инструментом обучения, который помогает реализовывать отдельные вопросы предмета в полной мере. Элективные курсы являются вариативной частью обучения в школе. Их тематику выбирает администрация школы, учитывая необходимость и актуальность курса для обучающихся.

Химия комплексных соединений является своеобразным мостиком между общей, неорганической, органической, физической, аналитической и теоретической химией. Эти вещества проявляют необычные химические свойства, что объясняет их исключительную биологическую роль. [2, с. 3]

Комплексные соединения проявляют химическую и биологическую активность в результате координационной ненасыщенности центрального атома (имеются свободные орбитали) и наличия свободных электронных пар лигандов. В этом случае комплекс обладает электрофильными и нуклеофильными свойствами, отличными от свойств центрального атома и лигандов.

Необходимо учитывать влияние на химическую и биологическую активность строения гидратной оболочки комплекса. Процесс образования комплексов оказывает влияние на кислотно-основные свойства комплексного соединения.

Для более полного представления об этих веществах, в структуру элективного курса необходимо включить следующие темы, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные разделы программы элективного курса «Комплексные соединения»

п/п

Раздел

Цели и краткое содержание

1.

Координационная теория А.Вернера.

Познакомить учащихся с основными понятиями химии комплексов и с историей развития координационной химии, подчеркнуть вклад отечественных ученых и важную отрасль химической науки.

2.

Строение и классификация комплексных соединений

Познакомить учащихся с типами классификаций: с точки зрения ТЭД и кислотно-основных свойств, по типу координируемых лигандов. Дать алгоритм составления названия комплексного соединения.

3.

Природа химической связи в комплексных соединениях

Показать сущность химической связи в комплексных соединениях и зависимость геометрии комплексных соединений от пространственного расположения гибридизированных орбиталей комплексобразователя.

4.

Номенклатура комплексных соединений

Рассказать про геометрическую, ионизационную, координационную и гидратную изомерию. Привести примеры комплексных анионов и катионов и комплексов без внешней сферы.

5.

Получение и изучение свойств комплексных соединений

Сравнить свойства комплексов и простых солей. Определить причины, обуславливающие устойчивость и разрушение комплексных соединений.

6.

Значение комплексных соединений

Познакомить учащихся с применением в быту и показать их огромную значимость в природе.

Данный элективный курс создает широкую возможность для осуществления внутрипредметных связей в процессе усвоения химических знаний и удовлетворения познавательного интереса к химии.

В ходе выполнения экспериментальных и практических работ по получению, распознаванию, изучению свойств комплексных соединений у учащихся развиваются исследовательские навыки и формируется способность к многостороннему рассмотрению химических свойств комплексных соединений, что является неотъемлемым качеством творческого мышления.

Важно уделять больше часов на изучение данной темы, так как многие задания ЕГЭ включают понятие о комплексных соединениях и возможно учащиеся в дальнейшем выберут профессии, связанные с химией, и будут встречаться с группой комплексных соединений в будущем.

Успехи теоретической и прикладной химии в настоящее время связаны именно с изучением комплексных соединений.

Литература:

  1. Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия 11 класс. — М.:Вентана-Граф, 2006.
  2. Чебыкина Л. Н. Комплексные соединения. — М.: Чистые пруды, 2008.
  3. Неудачина Л. К., Лакиза Н. В. Физико-химические основы применения координационных соединений. — Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014.
  4. Наумов В. И., Мацулевич Ж. В., Ковалева О. Н. Комплексные соединения: учеб.пособие / В. И. Наумов, Ж. В. Мацулевич, О. Н. Ковалева; НГТУ им. Р. Е. Алексеева. — Нижний Новгород, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): соединение, элективный курс, внешняя сфера, изучение свойств, комплекс, комплексное соединение, свойство, учащийся, химическая связь, центральный атом.


Ключевые слова

комплексные соединения, элективные курсы по химии

Похожие статьи

Интегрированный урок английского языка и химии по теме «Составление химических реакций»

В статье автор описывает разработанный интегрированный урок английского языка и химии на тему «Составление химических реакций» для учеников 8-го класса с углубленным изучением естественно-научных предметов.

Возможность использование видеоопытов при изучении химии в 8-м классе

В статье рассматривается возможность использования видеоопытов при изучении неорганической химии в 8-м классе при отсутствии условий реального проведения опытов в химическом кабинете.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии

В статье автор пытается показать роль формирования универсальных учебных действий учащихся на занятиях по химии в школе.

Внедрение корректирующего адаптивного курса в преподавание химии в средней школе

В статье автор рассматривает вопрос эффективности применения адаптивных технологий в преподавание химии в средней школе.

Экологическое воспитание на уроках химии

Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии.

Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии

В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.

Программа внеурочной деятельности «Фармацевтическая химия» для учащихся старших классов профильного уровня обучения

Представленная программа внеурочной деятельности предполагает знакомство учащихся профильных классов с основами фармацевтической химии, качественного химического анализа лекарственных средств, позволяет расширить и обобщить знания учащихся по химии, ...

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом образовании

В статье рассмотрены основы применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) в рамках школьного химического образования и приведены разработки заданий по химии с различными приемами ТРИЗ-технологии.

Похожие статьи

Интегрированный урок английского языка и химии по теме «Составление химических реакций»

В статье автор описывает разработанный интегрированный урок английского языка и химии на тему «Составление химических реакций» для учеников 8-го класса с углубленным изучением естественно-научных предметов.

Возможность использование видеоопытов при изучении химии в 8-м классе

В статье рассматривается возможность использования видеоопытов при изучении неорганической химии в 8-м классе при отсутствии условий реального проведения опытов в химическом кабинете.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии

В статье автор пытается показать роль формирования универсальных учебных действий учащихся на занятиях по химии в школе.

Внедрение корректирующего адаптивного курса в преподавание химии в средней школе

В статье автор рассматривает вопрос эффективности применения адаптивных технологий в преподавание химии в средней школе.

Экологическое воспитание на уроках химии

Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии.

Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии

В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.

Программа внеурочной деятельности «Фармацевтическая химия» для учащихся старших классов профильного уровня обучения

Представленная программа внеурочной деятельности предполагает знакомство учащихся профильных классов с основами фармацевтической химии, качественного химического анализа лекарственных средств, позволяет расширить и обобщить знания учащихся по химии, ...

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом образовании

В статье рассмотрены основы применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) в рамках школьного химического образования и приведены разработки заданий по химии с различными приемами ТРИЗ-технологии.

Задать вопрос