В статье рассматриваются нетрадиционные технологии обучения и использования элементов активизации процесса обучения.
Ключевые слова: кристаллические решетки: ионные, атомные, молекулярные, металические и др., химическая связь: ионная, полярная, ковалентная, металлическая
The article discusses untraditional technology teaching and use activation elements of the learning process.
Keywords: the crystal lattice: ionic, atomic, molecular, metal, etc., the chemical bond: ionic, polar, covalent, metallic
Нынешнее состояние педагогического образования требует систематической коррекции всей технологии. Новые технологии направлены на максимальное обеспечение развития личности школьника, обоснованность каждого элемента педагогического развития, обеспечение контролируемости результатов учебной деятельности разными способами.
Содержания современного школьного образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности — это гармония культуры знания, культуры чувств и творческого действия. Одной из важнейших составляющих культуры знаний является современное научно-материалистическое представление об окружающем мире, в формирование которого огромный вклад вносит школьный курс химии [1].
Изучение темы «Кристаллическая решетка» позволяет при правильном использовании приемов и методов обучения формировать у учащихся представления о природе и структуре вещества.
В 8 — классе проводится первоначальное ознакомление с этим понятием по следующему рисунку 1.
Рис. 1.
Эта схема составляется в форме рассказа с элементами беседы, или, при достаточной подготовке учащихся, в форме эвристической беседы. Ознакомление с металлической кристаллической решеткой проходит в девятом классе [2, 3].
Рис. 2.
В 11м-классе, на уроке систематизации знаний составляется следующий рисунок 2.
В процессе воспроизведения этой схемы учащимися при повторении материала целесообразно использовать шаростержневые модели кристаллических решеток разных типов.
В 11м классе в курсе систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся систематизируют все имеющиеся знания о химической связи и типах кристаллических решеток [3.]. Это более удобно осуществить, составляя следующие блок — рисунок 3, рисунок 4.
Для наиболее полного и глубокого формирования представлений о природе недостаточно прохождение других курсов и активно увязывать их с изучаемой темой.
При знакомстве учащихся с типами химической связи следует опираться на ранее полученные знания.
Так, в курсе физике 7-го класса учащиеся получают первоначальное представление о молекулах и атомах как об основных компонентах структуры вещества.
В курсе физики 8-го класса учащиеся знакомятся с понятием заряда, узнают о том, что разноименные заряды притягиваются, а одноименные отталкиваются.
При систематизации знаний о строении вещества полезно опираться на знания учащихся по электродинамике и основан ядерной физики, полученные в курсах физики десятого и одиннадцатого классов.
При формировании представлений о зависимости свойств веществ от типа химических связей необходимо опираться на основания, на знания полученные учащимися из курсов естествознания, биологии и физической географии.
Рис. 3.
Рис. 4.
Для наиболее полного усвоение материала и развития учащихся целесообразно использовать опорные схемы, состоящие из нескольких малых блоков. При этом достигается высокий уровень качества восприятия материала, так как в этих блоках присутствует элемент наглядности. Использование малых блоков при закреплении материала повышает эффективность усвоения основных понятий.
Литература:
- Лысакова В. П., Турдубаева Г. и др., Управление мыслительной деятельностью учащихся (на примере составления малых блоков), Вестник ОшГУ. Серия 5, Вып. 2. – Ош: ОшГУ, 2003. С. 192-195.
- Сулайманкулов К. С., Кособаева Б. М., Химия. Орто мектептердин 9 кл. үчүн окуу китеби — Б.: «Педагогика» 2003. — 168 б.: ил
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г., 1991. «Кыргызстан» басмасы, 1996. Кыргызча котормосу. Химия. 8–9–10–11 кл.