В статье автор рассматривает вопрос эффективности применения адаптивных технологий в преподавание химии в средней школе.
Ключевые слова: адаптивный курс, преподавание химии.
На протяжении нескольких десятилетий педагогика в Российской Федерации уверенно стоит на пути глобализации, подразумевающей индивидуализацию и открытость образовательного пространства. Данная тенденция подкрепляется стремлением сформировать единое образовательное пространство, позволяющее создать равные условия для всех обучающихся, независимо от их индивидуальных особенностей. Помимо вышеозначенного, в современном педагогическом сообществе на повестку дня выходит обсуждение индивидуальных траекторий развития и индивидуализации учебного процесса. В качестве подтверждения вышеозначенного тезиса выступают Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [2] и Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. [1], включающие в себя требования к гибкости и индивидуализации образовательного процесса. На фоне данных преобразований в педагогике стали развиваться различные методики и технологии преподавания, отвечающие запросам современного общества. Наиболее предпочтительными и распространёнными в данной связи стали методики внедрения адаптивных и медиа технологий, поскольку обладают широким функционалом и наиболее поняты для простого пользователя.
Адаптивные технологии являются отраслью программированного обучения и включают в свою концепцию адаптивность образовательной программы под запросы обучающихся. Адаптивные технологии подразумевают наличие множественных разветвленных траекторий подачи материала с целью подбора наиболее эффективного и подходящего пути познания для каждого обучающегося. Структура подобных обучающих программ предполагает наличие тестирования для определения уровня усвоения той или иной дисциплины обучающимся, наиболее подходящего способа восприятия материала и множество блоков информации, сопровождающихся проверочными и контрольными заданиями с мгновенной обратной связью.
Необходимость внедрения адаптивных технологий на ранних этапах изучения химии обусловлена распространенной среди обучающихся проблемой усвоения нового материала. Механизм преподавания химии предполагает наслоение изучаемого материала на базу усвоенных раннее знаний и сформированных компетенций, именно поэтому при наличии «пробелов» в изученном ранее материале, последующее прохождение курса вызывает затруднение. Более того, даже успешные обучающиеся имеют множественные «пробелы» в химических знаниях, в подтверждение чему выступает ежегодная статистика по результатам сдачи единого государственного экзамена. По данным приведенной статистики средний показатель успешности сдачи ЕГЭ, несмотря на значительное повышение среднего балла, по-прежнему, находится на 7-м месте, уступая ряду других предметов.
Вопреки наличию означенных выше проблем, в Российской Федерации адаптивные технологии, не получили должное распространение и применяются в узком ряду школ. Данная проблема вызвана высокой энергозатратностью со стороны педагога при планировании урока с применением рассматриваемых технологий. Однако, стоит отметить, что технология адаптивного образования является воспроизводимой и множественные эмпирические данные подтверждают факт того, что разработанные авторские адаптивные курсы являются эффективными при внедрении их в образовательный процесс разных классов. Помимо прочего, внедрение адаптивных технологий в преподавание химии позволит купировать острую проблему, связанную с отсутствием сопровождения обучающихся в случае пропуска урока или неполого усвоения темы.
Для оптимизации временных затрат при подготовке материалов к урокам и одновременного решения вышеозначенных проблем автор статьи предлагает внедрить в преподавание химии корректирующий адаптивный курс, позволяющие поддерживать обучающихся в процессе изучения предмета, а также создавать индивидуальные пути изучения материала для каждого подростка.
Для подтверждения гипотезы о том, что корректирующие адаптивные курсы являются эффективной технологией для преподавания химии в средней школе, был проведен педагогический эксперимент. Целью данного эксперимента является определение уровня эффективности внедрения адаптивного корректирующего курса по химии для обучающихся 8-х классов. Проведение подобного педагогического эксперимента подразумевает наличие таких этапов, как:
– диагностика индивидуальных особенностей обучающихся;
– отбор и составление соответствующего методического и дидактического материала, в соответствии с поставленной целью;
– самостоятельная работа обучающихся с адаптивным курсом;
– контроль и оценка знаний и умений обучающихся;
– рефлексия.
Исследования проводились на базе двух учебных учреждений: МОУ многопрофильная гимназия № 12 г. Тверь (группа А), ГБОУ школа № 618 г. Зеленоград (группа Б). В исследовании приняли участие 51 обучающийся 8-х классов.
Первый этап педагогического эксперимента заключается в диагностике обучающихся на предмет удовлетворенности учебным процессом, уровня успеваемости в классе, а также выявления внутренней мотивации среди подростков по методике Дубовицкой Т. Д. [6]. Результаты тестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты предварительного тестирования обучающихся
Критерии тестирования |
Показатели группы А |
Показатели группы Б |
Удовлетворённость |
20 % |
21 % |
Внутренняя мотивация |
Высокая: 19 % |
Высокая: 25 % |
Средняя: 48 % |
Средняя: 42 % |
|
Низкая: 33 % |
Низкая: 33 % |
|
Средний балл |
3,74 |
3,58 |
При анализе результатов предварительного тестирования был сформулирован вывод о том, что большая часть обучающихся имеет среднюю и низкую мотивации, а также критически низко оценивают уровень удовлетворённости учебным процессом, что отражается на показателях успеваемости класса и общей атмосфере на уроках.
На втором этапе педагогического эксперимента была сформулирована цель курса, заключающаяся в повышении заинтересованности обучающихся в предмете, а также увеличению предметных результатов успеваемости в классе. Внедрение адаптивного курса проводилось на базе ГБОУ школы № 618 г. Зеленоград. Для отбора необходимого методического материала была предварительно проведена беседа с обучающимися, направленная на выявление тем, вызывающих наибольшее затруднение в процессе усвоения знаний. Исходя из вышеозначенной цели и результатов беседы с обучающимися, был разработан на платформе Google Класс корректирующий адаптивный курс по химии, включающий я в себя три блока тем:
Рис. 1. Анализ результата тестирований обучающихся (группа Б) до и после внедрения адаптивного курса по химии
– блок № 1, посвященный теме: «Количество вещества. Молярная масса»;
– блок № 2, посвященный теме: «Молярный объем газов»;
– блок № 3, посвященный изучению расчетов по химическим уравнениям.
Прохождение данного курса осуществлялось обучающимися самостоятельно во внеучебное время и затратило, в общей сумме, 2 недели.
Контрольный этап педагогического эксперимента заключался в повторном тестировании всех обучающихся с целью выявления эффективности внедрения адаптивного курса. Анализ и сравнение данных тестирований, среди обучающихся группы Б, привели к заключению о том, что внедрение адаптивного курса поспособствовало углублению внутренней мотивации означенных выше субъектов в процесс изучения химии (рис. 1). Исходя из диаграммы, видно, что показатель высокого уровня внутренней мотивации вырос на 11 %, а средний балл успеваемости вырос на 0,7 балла.
Также представленные выше данные подтверждаются сравнительным анализом результатов повторного тестирования группы А, в которой не производилось внедрение адаптивных курсов, с группой Б, прошедших данный курс (Таблица 2).
Таблица 2
Результаты повторного тестирования обучающихся
Критерии тестирования |
Показатели группы А |
Показатели группы Б |
Удовлетворённость |
22 % |
47 % |
Внутренняя мотивация |
Высокая: 15 % |
Высокая: 37 % |
Средняя: 47 % |
Средняя: 46 % |
|
Низкая: 36 % |
Низкая: 17 % |
|
Средний балл |
3,85 |
4,35 |
Опираясь на данные сравнительного анализа, стоит отметить, что посредством внедрения в процесс изучения химии адаптивных технологий удалось успешно повысить уровень заинтересованности обучающихся в изучении химии, а также выровнять успеваемость, повысить уровень самостоятельности, что полностью соответствует требованиях к современному уроку. Однако, в ходе проведения эксперимента было выявлено, что изначально привлечь обучающихся к прохождению адаптивного курса во внеурочное время являлось энергозатратным процессом, но, после проведения дополнительного разъяснение о правилах прохождения данного курса и совместного рассмотрения первого занятия, заинтересованность обучающихся значительно возросла.
По результатам проведенного педагогического эксперимента можно сделать вывод о том, что внедрение корректирующих адаптивных курсов по химии благоприятно влияет на создание неформальной обстановке в классе и формировании более доверительных отношений между учителем и обучающимися. Также адаптивные технологии являются эффективным средством для развития самостоятельности и самоорганизации обучающихся в процессе изучения химии не только при прохождении курса, но и в последующей работе в классе. Прохождение корректирующих адаптивных курсов позволило восполнить недостающие знания у обучающихся и создать ситуацию успеха, послужившую мотивацией для дальнейшего изучения химии. Резюмируя все вышеозначенное, следует отметить, что внедрение адаптивных технологий является эффективным средством для реализации цели и задач, поставленных ФГОС ООО перед современными школами.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 года». [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/55170694/?ysclid=lslvw4tqev897354491. Дата обращения: 14.02.24.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/?ysclid=lslvtt9k9b871128364. Дата обращения: 14.02.24.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М: педагогика, 1989. — 192 с.
- Границкая А. С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991–28–49 с.
- Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование, 2002. Том 7. № 2. С. 42–45.
- Иванова И. С., Пак М. С. Адаптивное обучение химии в современной школе. РГПУ им. А. И. Герцена, 2008–47 с.
- Brown M., McCormack M., Reeves J., Brook D. C., Grajek S., Alexander B., Gannon K. Educause Horizon Report Teaching and Learning Edition // EDUCAUSE. 2020. P. 2–58