В статье автор пытается показать роль формирования универсальных учебных действий учащихся на занятиях по химии в школе.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, элективные курсы.
На сегодняшний день одной из главных задач обучения является формирование универсальных учебных действий учащихся на занятиях. Данные возможности обеспечивают умение учиться. «Уметь учиться» значит самостоятельно эффективно осуществлять учебную деятельность.
Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Разработчики Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения выделяют следующие функции универсальных учебных действий: 1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена пол и культурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; 3) обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [3].
Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Необходимым условием профильного обучения является организация курсов по выбору, т. е. элективных курсов.
Элективные учебные предметы (элективные курсы) — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:
— обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
— служат освоению смежных учебных предметов;
— служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
— обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
— служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.
Элективные курсы по химии развивают у учащихся самостоятельность в работе, творческую направленность, благодаря им можно обширно ознакомить учащихся со многими аспектами химического производства, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала с практической направленностью: использование в производственных условиях, привить и развить многие практические навыки и умения [1].
С целью определения сформированности универсальных учебных действий учащихся мы провели анкетирование в МБОУ СОШ № 2 им. Народного учителя СССР А. А. Алдын-оол г. Кызыла Республики Тыва. В данной школе учащиеся 10–11 классов химико-биологоческого направления 2 раза в неделю посещают элективный курс «Химическая мозаика». Поэтому мы провели анкетирование в этих классах. Данные анкетирования помогают определить учеников «группы риска», найти пути работы с такими учащимися, а также выявить регулятивные универсальные учебные действия, которые необходимо развивать и формировать в первую очередь, что представляет собой корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности [2].
В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что уровень сформированности знаний и регулятивных универсальных учебных действий распределился таким образом:
31 % учащихся — высокий уровень;
41 % учащихся — средний уровень;
28 % учащихся — низкий уровень.
Так же можно выделить, что развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование регулятивных, то есть, организация своей учебной деятельности, универсальных учебных действий в 11 классе, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса:
1) умение анализировать, находить причины проблем и неудач при выполнении деятельности и находить рациональные способы их решения;
2) формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
3) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия
Литература:
- Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С.92–106.
- Мельникова Г. Ф., Гильманшина С. И., Сагитова Р. Н. Инновационный компонент подготовки учителей в условиях трансформации естественнонаучного образования (на примере учителей химии) // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.; URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26854 (дата обращения: 28.09.2017)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.