Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Куулар, А. В. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии / А. В. Куулар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 262-263. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80304/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор пытается показать роль формирования универсальных учебных действий учащихся на занятиях по химии в школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, элективные курсы.

На сегодняшний день одной из главных задач обучения является формирование универсальных учебных действий учащихся на занятиях. Данные возможности обеспечивают умение учиться. «Уметь учиться» значит самостоятельно эффективно осуществлять учебную деятельность.

Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Разработчики Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения выделяют следующие функции универсальных учебных действий: 1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена пол и культурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; 3) обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [3].

Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Необходимым условием профильного обучения является организация курсов по выбору, т. е. элективных курсов.

Элективные учебные предметы (элективные курсы) — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

— обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;

— служат освоению смежных учебных предметов;

— служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;

— обеспечивают непрерывность профориентационной работы;

— служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

Элективные курсы по химии развивают у учащихся самостоятельность в работе, творческую направленность, благодаря им можно обширно ознакомить учащихся со многими аспектами химического производства, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала с практической направленностью: использование в производственных условиях, привить и развить многие практические навыки и умения [1].

С целью определения сформированности универсальных учебных действий учащихся мы провели анкетирование в МБОУ СОШ № 2 им. Народного учителя СССР А. А. Алдын-оол г. Кызыла Республики Тыва. В данной школе учащиеся 10–11 классов химико-биологоческого направления 2 раза в неделю посещают элективный курс «Химическая мозаика». Поэтому мы провели анкетирование в этих классах. Данные анкетирования помогают определить учеников «группы риска», найти пути работы с такими учащимися, а также выявить регулятивные универсальные учебные действия, которые необходимо развивать и формировать в первую очередь, что представляет собой корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности [2].

В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что уровень сформированности знаний и регулятивных универсальных учебных действий распределился таким образом:

31 % учащихся — высокий уровень;

41 % учащихся — средний уровень;

28 % учащихся — низкий уровень.

Так же можно выделить, что развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование регулятивных, то есть, организация своей учебной деятельности, универсальных учебных действий в 11 классе, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса:

1) умение анализировать, находить причины проблем и неудач при выполнении деятельности и находить рациональные способы их решения;

2) формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

3) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

Литература:

  1. Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С.92–106.
  2. Мельникова Г. Ф., Гильманшина С. И., Сагитова Р. Н. Инновационный компонент подготовки учителей в условиях трансформации естественнонаучного образования (на примере учителей химии) // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.; URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26854 (дата обращения: 28.09.2017)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): курс, учащийся, учебная деятельность, учебное действие учащихся, действие, профильное обучение.


Похожие статьи

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии

В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла

В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников

Данная статья посвящена общим вопросам базовых логических действий младших школьников в педагогике. Рассмотрены главные преимущества применения базовых логических действий на уроках литературного чтения. Рассмотрена роль анализа художественного произ...

Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения

В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся, направленно...

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС

В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.

Похожие статьи

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии

В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла

В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников

Данная статья посвящена общим вопросам базовых логических действий младших школьников в педагогике. Рассмотрены главные преимущества применения базовых логических действий на уроках литературного чтения. Рассмотрена роль анализа художественного произ...

Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения

В статье описывается авторский опыт по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Приводятся примеры организации учебно-игровой деятельности обучающихся, направленно...

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС

В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.

Задать вопрос