Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 1853 раза

Библиографическое описание:

Марина, А. В. Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса / А. В. Марина, Л. А. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24322/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Ключевые слова: лабораторная работа, учебная программа, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, универсальные учебные действия.

 

Современные требования к организации учебного процесса в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования ориентируют учителя на сформированность личностных, метапредметных и предметных результатов, выражающихся во владении учащимися разнообразными видами деятельности.

Активизации учебной деятельности учащихся на уроке способствует использование такой формы организации обучения, как лабораторные работы.

Лабораторные работы рассматриваются как проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Они позволяют формировать и развивать систему универсальных учебных действий, включающую такие виды деятельности учащихся как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, оценивание, умозаключение, высказывание собственного мнения и его обоснование, свертывание информации, представление результатов работы вразличных формах (выводах, тезисах, логических схемах, таблицах и др.), проведение простейших наблюдений, измерений, опытов; постановка учебной задачи под руководством учителя; систематизация и обобщение разумных видов информации; составление плана выполнения учебной задачи; проведение простейшей классификации живых организмов по отдельным царствам; использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи; подготовка устного сообщения на 2-3 минуты;нахождение и использование причинно-следственных связей; выдвижение и формулировка простейших гипотез; выделение в тексте смысловых частей и озаглавливание их, постановка вопросов к тексту; работа в соответствии с поставленной задачей; составление простого и сложного плана текста; участие в совместной деятельности; работа с текстом параграфа и его компонентами; узнавание изучаемых объектов на таблицах, в природе и многие другие [21].

В этой связи для нас особый интерес представляет рассмотрение особенностей лабораторного практикума первого систематического курса биологии 5 класса, к изучению которого обучающиеся приступят с 2015-2016 учебного года, реализуя ФГОС основного общего образования. Учитывая, что переход на ФГОС будет осуществлен с использованием нового программно-методического обеспечения, мы поставили перед собой цель сравнительного анализа лабораторного практикума курса биологии 5 класса с использованием разных вариантов учебных программ по биологии[4; 7; 8; 9; 10; 15; 16].

Для анализа были взяты варианты программ, которые соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования [20], требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования [5], фундаментальному ядру содержания основного общего образования [22]., примерной программе по биологии [6].

Полученные результаты представлены в таблицах 1- 4.

Таблица 1

Лабораторный практикум курса «Введение в биологию»

(Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.И.Сивоглазов)

Название раздела, количество часов

Количество лабораторных работ

Название лабораторных работ

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).

 

 

7

1)                 Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2)                 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

3)                 Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

4)                 Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

5)                 Строение клеток кожицы чешуи лука.

6)                 Определение состава семян пшеницы.

7)                 Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

 

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

3

1)                 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).

2)                 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

3)                 Знакомство с экологическими проблемами местности и

доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

 

2

1)                 Измерение своего роста и массы тела.

2)                 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

 

Содержание программы «Введение в биологию». 5 класс Линейного курса данного авторского коллектива полностью совпадает с содержанием концентрического курса, в том числе и по количеству, и названию лабораторных работ.

Таблица 2

Лабораторный практикум курса «Бактерии. Грибы. Растения» (Авторы:

В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов)

Название раздела, количество часов

Количество лабораторных работ

Название лабораторных работ

Введение (6 ч)

 

 

2

1) Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

2)             Ведение дневника наблюдений.

 

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

 

6

1)                 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

2)                 Изучение клеток растения с помощью лупы.

3)                 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

4)                 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

5)                 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

6)                 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 ч)

 

3

1)                 Строение плодовых тел шляпочных грибов.

2)                 Строение плесневого гриба мукора.

3)                 Строение дрожжей.

Раздел 3. Царство Растения (9 ч)

 

5

1)                 Строение зеленых водорослей.

2)                 Строение мха (на местных видах).

3)                 Строение спороносящего хвоща.

4)                 Строение спороносящего папоротника.

5)                 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

 

Таблица 3

Лабораторный практикум курса «Линия жизни» (Автор В.В. Пасечник)

Название раздела, количество часов

Количество лабораторных работ

Название лабораторных работ

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч)

2

1)                 Рассматривание строения растения с помощью лупы.

2)                 Строение клеток кожицы чешуи лука.

 

Многообразие организмов (15 ч)

2

1)                 Особенности строения мукора и дрожжей.

2)                 Строение цветкового растения.

 

Таблица 4

Лабораторный практикум курса «Биология. Разнообразие организмов: доядерные, грибы, растения, лишайники» (Авторы:А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан)

Название раздела, количество часов

Количество лабораторных работ

Название лабораторных работ

Часть 4. Грибы (4 ч)

4

1)                 Устройство микроскопа и работа с ним.

2)                 Рассматривание гифов плесневых грибов с помощью микроскопа.

3)                 Изучение внешнего строения дрожжей с помощью микроскопа.

4)                 Изучение строения древесных грибов-трутовиков.

Часть 5. Низшие растения (7 ч)

Растения-автотрофы (1 ч)

Водоросли (5 ч)

Лишайники (1 ч)

 

4

1)                 Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев элодеи или валиснерии.

2)                 Изучение строения водорослей.

3)                 Изучение размножения водорослей

4)                 Изучение строения лишайников.

Часть 6. Высшие растения (9 ч)

Высшие споровые растения (4 ч)

Семенные растения (5 ч)

 

4

1)                 Изучение внешнего строения мхов.

2)                 Изучение строения тканей растения на постоянных препаратах.

3)                 Изучение строения шишек и семян хвойных.

4)                 Определение возраста ствола по спилам.

 

 

Программы Н.И.Романовой Биология. 5-9 классы. Линия «Ракурс» [15] и Линия «Вектор»[16] не предусматривают при изучении курса «Введение в биологию» 5 класса проведение лабораторного практикума.

Далее мы провели сравнительный анализ тематики заявленных разными вариантами программ лабораторных работ (таблица 5).

 

Таблица 5

Сравнительный анализ тематики лабораторных работ курса 5 класса по разным вариантам программ

Название лабораторной работы

Программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Концентрический курс и Линйный курс. Авторы Н.И.Сонин, В.И.Сивоглазов

Программа основного общего образования 5-9 классы. Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.

Программа «Линия жизни». Автор В. В. Пасечник

 

Программа Биология 5-9 классы. Авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

+

 

 

 

Проведение наблюдений,

+

 

 

 

опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

+

 

 

 

Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

+

+

 

+

Изучение клеток растения с помощью лупы.

 

+

+

 

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

+

 

 

 

Строение клеток кожицы чешуи лука.

+

+

+

+

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

 

+

 

 

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

 

+

 

 

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

 

+

 

+

Определение состава семян пшеницы

+

 

 

 

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

+

 

 

 

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

 

+

 

 

Строение плесневого гриба мукора.

 

+

+

+

Строение дрожжей.

 

+

+

+

Строение зеленых водорослей.

 

+

 

+

Строение мха (на местных видах).

 

+

 

+

Строение спороносящего хвоща.

 

+

 

 

Строение спороносящего папоротника.

 

+

 

 

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

 

+

 

+

Строение цветкового растения.

 

 

+

 

Изучение строения древесных грибов-трутовиков.

 

 

 

+

Определение возраста ствола по спилам.

 

 

 

 

+

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников

информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).

+

 

 

 

 

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

+

 

 

 

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

+

 

 

 

Измерение своего роста и массы тела.

+

 

 

 

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

+

 

 

 

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

+

 

 

 

Ведение дневника наблюдений.

 

+

 

 

 

 

Как видно из данных таблицы, наибольшее количество лабораторных работ предусмотрено программой авторского коллектива В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,

Г. Г. Швецова[10]; наименьшее – в курсе биологии 5 класса по программе «Линия жизни» В.В. Пасечника [4].

Выполнение лабораторной работы «Строение клеток кожицы чешуи лука» предусматривают все варианты проанализированных программ, т.е. данная лабораторная работа является единой для всех программ и имеет 100% встречаемость. 3 лабораторные работы имеют 75% встречаемость, 5 работ – 50% встречаемость, 18 лабораторных работ являются уникальными, т.е. встречаются только в одном из вариантов проанализированных программ.

На следующем этапе нашего исследования мы выявляли наличие инструктивных карточек или методических указаний к проведению лабораторных работ. С этой целью была проанализирована доступная нам современная методическая литература [1; 2; 3; 4; 11; 12; 13; 14; 17; 18; 19]. Полученные данные отражены в таблице 6.

Таблица 6

Информационные данные о наличии инструктивных карточек к лабораторным работам

Тема лабораторной работы

Наличие инструктивной карточки

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

-

2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

-

3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

+

4. Изучение клеток растения с помощью лупы.

-

5. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

+

6. Строение клеток кожицы чешуи лука.

+

7. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

-

8. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

-

9. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

-

10. Определение состава семян пшеницы.

-

11. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

+

12. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

+

13. Строение плесневого гриба мукора.

+

14. Строение дрожжей.

+

15. Строение зеленых водорослей.

-

16. Строение мха (на местных видах).

+

17. Строение спороносящего хвоща.

-

18. Строение спороносящего папоротника.

+

19. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

-

20. Строение цветкового растения.

-

21. Изучение строения древесных грибов-трутовиков.

-

22. Определение возраста ствола по спилам.

 

-

23. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).

-

24. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

-

25. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

-

26. Измерение своего роста и массы тела.

-

27. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

-

28. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

-

29. Ведение дневника наблюдений.

 

-

 

Как видно из данных таблицы, только 14 лабораторных работ, т.е. 48,3% от общего числа предусмотренных учебными программами, имеют инструкции, доступные школьному учителю в изданиях, соответствующих ФГОС основного общего образования.

С учетом полученных результатов нами предпринята попытка разработки инструктивных материалов для тех лабораторных работ, по которым такие инструкции отсутствовали. Мы разработали уже 7 инструкций для учащихся, сейчас идет работа над оставшимися.

Эта работа, по нашему мнению, должна обеспечить школьного учителя биологии необходимой инструментальной базой формирования УУД учащихся, т.е. обеспечить решение задач изучения школьной биологии с учетом требований ФГОС основного общего образования.

 

Литература:

  1.               Кириленкова В.Н. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013. – 184 с.
  2.               Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию» 5 класс. Линия «Вектор» / А.В.Марина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 120 с.
  3.               Мочалова Л.С. Рабочая программа по биологии для 5 класса // Биология в школе. – 2013. – №9. – С. 36-50.
  4.               Пасечник В.В. Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
  5.               Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. – 454 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с.

  1.               Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы / под рук. Д.И.Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2011. – 68 с.
  2.               Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Линейный курс (авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров) // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – С. 151-239.
  3.               Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Концентрический курс (авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров) // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – С. 3-150.
  4.           Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы (авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов) // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – С. 240-281.
  5.           Пономарева Н.И. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М. :Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
  6.           Рабочая программа. Биология. К УМК Н.И.Сонина, А.А.Плешакова. 5 класс / Сост. Е.А.Сарычева. – М.: ВАКО, 2013. – 24 с.
  7.           Рабочая программа к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л.Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост. С.Н.Новикова, Н.И.Романова. – М.: Русское слово, 2012. – 37 с.
  8.           Рабочая программа к учебнику Э.Л.Введенского, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Вектор» / авт.-сост. С.Н.Новикова, Н.И.Романова. – М.: Русское слово, 2013 . – 39 с.
  9.           Романова Н.И. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс» / Н.И. Романова. – М.: Русское слово, 2013. – 63 с.
  10.           Романова Н.И. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Вектор» / Н.И. Романова. – М.: Русское слово, 2013. – 64 с.
  11.           Сарычева Е.А. Рабочая программа по биологии 5 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 24 с.
  12.           Сухорукова Л.Н. Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2011. – 97 с.
  13.           Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматхин, Г.С. Калинова и др. / под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
  14.           Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.studmed.ru/standarty/standarty-rossii/ (дата обращения: 12.10. 2015).
  15.           Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под. ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  16.           Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): основное общее образование, работа, клетка листа элодеи, строение, лабораторная работа, изучение строения, класс, помощь лупы, световой микроскоп, строение клеток кожицы чешуи лука.


Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий курса биологии 6 класса: проблемы и пути их решения

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с формированием системы универсальных учебных действий средствами школьного курса биологии 6 класса.

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений

В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе

В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС

В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

К вопросу о диагностике регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

В статье рассмотрены результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Проектирование учебных заданий по математике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения младших школьников

Сегодня в условиях модернизации содержания начального общего образования и внедрения новых стандартов начального общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к проектированию учебных заданий, для правильной оценки ...

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий курса биологии 6 класса: проблемы и пути их решения

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с формированием системы универсальных учебных действий средствами школьного курса биологии 6 класса.

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений

В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе

В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС

В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

К вопросу о диагностике регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

В статье рассмотрены результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Проектирование учебных заданий по математике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения младших школьников

Сегодня в условиях модернизации содержания начального общего образования и внедрения новых стандартов начального общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к проектированию учебных заданий, для правильной оценки ...

Задать вопрос