В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам детских школ искусств. Затронуты проблемы мотивации детей, расширение кругозора, развития навыка самостоятельной работы.
Ключевые слова: ДШИ, дистанционное обучение, отделение хореографии, мотивация, кругозор, самостоятельная работа.
The article discusses the problems faced by teachers of additional education in the transition to distance learning and ways to solve them. Distance learning itself is considered in relation to the choreographic disciplines of children's art schools. The problems of motivating children, expanding horizons, developing the skill of independent work are touched upon.
Keywords: Children's Art School, distance learning, choreography department, motivation, outlook, independent work.
Весна 2020 года стала настоящим испытанием для педагогов, в том числе педагогов дополнительного образования. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране, все учреждения дополнительного образования, в том числе и школы искусств полностью перешли на дистанционное образование. Необходимо, прежде всего, определиться с тем, что подразумевается под данным понятием.
По определению, данному в статье В. А. Плешакова и Т. В. Скляровой, дистанционное образование — это «процесс приобретения знаний, освоения умений и навыков обучающимися, а также формирования и развития их личности в условиях образовательной среды, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают обмен учебной информацией на расстоянии с помощью организованной системы сопровождения и администрирования учебного процесса » [3].
Можно выделить три формы дистанционного обучение: синхронное, это онлайн уроки, которые проводит преподаватель по определенному расписанию, асинхронное обучение проходит при минимальном участии преподавателя, когда обучающиеся изучают материал и сдают контрольные работы к определенному времени, смешанное обучение — и самостоятельная работа, и работа с преподавателем в онлайн режиме [4].
У каждой формы дистанционного обучения есть свои плюсы и свои минусы. Для хореографического отделения ДШИ № 3 наиболее приемлемой оказалась смешанная форма дистанционного обучения.
Понимая специфику хореографии, как группового вида творчества, изначально не представлялось возможным организовать обучение полностью в онлайн формате. Синхронность исполнения, четкость рисунка танца невозможно отработать на онлайн уроке. Понимая, что процесс обучения не может быть остановлен, преподавателями отделения хореографии была разработана программа занятий в дистанционном режиме. Сложностью было то, что для дополнительного образования не существует единой интернет-площадки для проведения занятий. Так, необходимо было выяснить самые подходящие интернет-платформы для онлайн обучения. Для педагогов отделения хореографии самой подходящей стала платформа ZOOM, посредством которой проходили онлайн уроки. А проверка заданий выполнялась через Whats app сообщения.
Основной целью программы было — создать условия для непрерывного образовательного процесса.
Задачи:
– повысить уровень мотивации учащихся,
– сохранить физическую форму танцоров,
– научить работать самостоятельно,
– расширить творческий кругозор.
Важной задачей стало сохранение мотивации детей для дальнейшего обучения. Ведь в формате дистанционного обучения полностью теряется концертно-конкурсная часть. А дети, привыкшие к постоянным выступлениям, начиная от городских площадок заканчивая международными выездными конкурсами, испытывают, можно сказать творческий голод [1]. Понимая это, педагогами отделения был продуман план проведения онлайн конкурса «Сам себе хореограф», состоящий из восьми заданий, среди учащихся отделения, итогом которого стал онлайн концерт и награждение победителей. На выполнение каждого задания давалась неделя. После выполнения всех творческих заданий, учащиеся в реальном времени исполняли свои номера, а жюри оценивало идею и воплощение танца. Благодаря взаимодействию с родителями, были продуманы призы и доставка их победителям конкурса.
Одной из задач разработанной программы стало сохранение, а при большом желании и повышения уровня профессиональной (физической) формы учащихся. Здесь основной акцент был сделан на ранее выученный материал, его закрепление и отработка. Большое внимание уделялось балетной гимнастики.
Особое значение уделялось самостоятельной работе. Самостоятельная работа — вид деятельности ученика, при котором учебные задания выполняются при минимальной помощи учителя.
Учащиеся ДШИ получали задания для самостоятельной работы не только практического выполнения, но в области искусства, хореографического творчества в целом, что отвечало задаче расширения кругозора учащихся. Просмотры балетных спектаклей, их обсуждение, выполнение различных заданий по просмотренному материалу обогащают учащихся более глубокими знаниями об искусстве в целом и о хореографическом в частности, содействует формированию творческой личности.
Таким образом, дистанционное обучение учащихся хореографического отделения возможно при соблюдении определенных условий. Это вовлеченность и профессионализм педагогов, заинтересованность и ответственность учащихся, взаимодействие с родителями, техническое обеспечение всех участников образовательного процесса. Конечно, дистанционное обучение не позволит достичь такого же результата как от очных занятий. Но вполне может дополнить обычный образовательный процесс, а также стать ещё одним источником получения новых знаний.
Литература:
- Демешко, Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива / Ю. Н. Демешко. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 118–120.
- Макарова, Е. А. Методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная»/ Е. А. Макарова [Электронный ресурс]. URL // http://lib.podelise.ru/docs
- Плешаков В. А., Склярова Т. В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 / В. А. Плешаков, Т. В. Склярова // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2020. — № 1 (8) [Электронный ресурс] — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020 (дата обращения 04.12.2020).
- Фатхуллина, А. Г. Межкультурный диалог молодёжи в любительском музыкальном коллективе / А. Г. Фатхуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 890–892.
- Дистанционные уроки по хореографии: плюсы и минусы // Современные исследования в социально-гуманитарной сфере: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 сентября 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 72–74. URL: https://apni.ru/article/1207-distantsionnie-uroki-po-khoreografii-plyusihttps://apni.ru/article/1207-distantsionnie-uroki-po-khoreografii-plyusi