Педагогические особенности чтения младших школьников в связи с другими словесными группами существительных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 15.03.2022

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Сенкубаев, С. Т. Педагогические особенности чтения младших школьников в связи с другими словесными группами существительных / С. Т. Сенкубаев, Г. С. Утегенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89225/ (дата обращения: 04.05.2024).



С приходом в школу меняется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, младшие школьники, особенно первоклассники, в значительной степени сохраняют характерное для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные события и ситуации, которые их затрагивают. Дети чувствительны к воздействию окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те предметы или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Визуальное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, характерные эмоциональные волнения, потому что свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам существования. Ситуация школьного существования вводит ребенка в строго нормализованный мир отношений, который требует от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости.

Новая социальная ситуация ужесточает условия существования ребенка и действует на него как стресс. Почти все первоклассники эмоционально позитивно воспринимают школу, проявляют живой интерес к учебе. Дети младшего школьного возраста — 9–10 лет — еще не взрослые, но они уже хотят ими быть. Взросление в таком юном возрасте — непростой процесс. Изменения в поведении и настроении ребенка бывают самыми разными.

Несомненно, стоит не просто сказать ребенку «нет», а объяснить причину отказа, поговорить с ним и тогда он поймет, почему они поступили так, а не иначе. Особенность этого возраста в том, что ребенок в этот период очень активен, он постоянно ищет приключений, любит физические упражнения, подвижные игры. Интеллектуально ему нравится исследовать все вокруг, он хорошо мыслит и понимает — это так называемый «золотой век памяти». Эмоционально он резко выражает свои чувства, сначала говорит, а только потом делает; свободно проявляет свои эмоции и быстро ввязывается в споры; в то же время развивается чувство юмора, сильное желание рассказывать забавные истории; конечно, у ребенка есть свои личные страхи, которые он не расскажет, чтобы выглядеть взрослым. В социальном плане ребенок начинает чувствовать себя независимым, постепенно адаптируется к обществу и социализации.

Дети в этом возрасте еще не до конца, но очень хорошо понимают, как устроена жизнь, поэтому уже пытаются выстраивать межличностные отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Младшие школьники активно расходятся во вкусах и интересах: одному нравится поп-музыка, другому фолк. Ребенок приспосабливается к среде, где окружающая его обстановка начинает меняться, в то время как ребенок все больше отдаляется от взрослых и стремится как можно чаще проводить свободное время со сверстниками. В младшем школьном возрасте (9–10 лет) дети осознают свою маленькую зрелость. Конечно, у ребенка начинает формироваться личная самооценка, где ему будет важно, что о нем думают сверстники и учителя. В трудные моменты студенческой жизни необходимо больше разговаривать, объяснять и помогать разобраться в том, что вызывает трудности. Конечно, лучше всего использовать более простые фразы, где дети могут легко понять взрослого.

Самое главное в жизни младшего школьника — это поддержка. Это должно быть от родителей, учителей, сверстников, он должен знать, что к нему относятся очень хорошо. Критическая оценка ребенком самого себя говорит о его потребности в хорошей оценке своей творческой личности, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. У ребенка должна быть внутренняя мотивация, внимание, регуляция его поведения. В период взросления с ребенком лучше проживать все эмоции вместе, будь то радость, счастье или разочарование, ему нужно знать, что взрослые всегда будут рядом и поддержат, несмотря ни на что.

Ребенок начинает учиться в школе, имея определенный склад ума. Ребенок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения форма, цвета, звуки, ощущения ему знакомы. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от знания внешней стороны явлений к знанию их сущности, отражению существенных свойств и признаков в мышлении, что позволит делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные выводы.

В рамках образовательной деятельности младший школьник осваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают первичные психологические новообразования — произвольность, осмысленное размышление, анализ и планирование, которые определяют значительные качественные изменения, как в познавательных процессах, так и во всей его личности. Теоретическое мышление позволяет студенту решать задачи, ориентируясь не на внешние, визуальные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и взаимосвязи. К концу четвертого класса учащиеся выходят на новый качественный уровень в развитии собственного мышления — они способны понимать причинно-следственные связи. Тем не менее, образное мышление является основным типом мышления в младшем школьном возрасте.

Память имеет большое значение в познавательной деятельности школьника. Память ребенка носит преимущественно наглядно-образный характер. Интересный, конкретный, яркий материал запоминается безошибочно. Однако младшие школьники еще не могут распоряжаться своей памятью и подчинять ее учебным задачам. Учителям стоит больших усилий развивать навыки самоконтроля, одновременно осваивая навыки самопроверки знаний, рациональной организации воспитательной работы. Психологические особенности интересов детей (адекватность, предсказуемость, определенность) представляют большие возможности педагогического воздействия для целенаправленного развития у них познавательного интереса к чтению.

Учебная работа требует формирования высших психических функций — произвольности, продуктивности и устойчивости всевозможных познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают независимость ребёнок приучается владеть специальными навыками, которые дают вероятность сконцентрироваться на учебной работе. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от показателя формирования и логического раздумья школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне определенных понятий. Всё это содействует уровню интеллектуального формирования и помогает решать всевозможные учебные и жизненные задачи.

Литература:

  1. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. — М.: Институт практической психологии, 1997.– 575 с.
  2. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н.В.
  3. Бордовская, А. А. Реан. — СПб, 2001. — 310 с.
  4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. — М, 1995–210 с.
  5. Головей, Л.А Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е.Ф.
  6. Баллон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.
  7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьник, младший школьный возраст, взрослый, память, учебная работа.


Похожие статьи

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

В младшем школьном возрасте благодаря достигнутому уровню психического развития и под влиянием новых видов деятельности, а также новых требований, предъявляемых к ребенку, происходит дальнейшее усложнение и совершенствование процессов памяти.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраствозраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

В процессе учебной деятельности младший школьник осваивает умения и знания уже выработанные человечеством. Предметом изменения в учебной деятельности является не изменение самих знаний, а изменения субъекта обучения. 2. Один из главных итогов учебной...

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

Формирование учебной деятельности младших школьников

К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности

По определению Б. С. Волкова учебная деятельность— ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста...

младший школьник, учебная деятельность, младший...

Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе...

Особенности развития младших школьников в сравнении со...

 Младший школьный возраст — в большей степени период усвоения новых знаний.

Чувство взрослости — это отношение младшего школьника к себе как к взрослому

Меняется отношение младшего школьника к учебной деятельности, на данном возрастном этапе, она...

Некоторые особенности младшего школьника и методика их...

 Младший школьник отличается от старшего не просто количественными показателями

Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.

В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Значительное число младших школьников подчиняются логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач и имеющихся в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид...

Похожие статьи

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

В младшем школьном возрасте благодаря достигнутому уровню психического развития и под влиянием новых видов деятельности, а также новых требований, предъявляемых к ребенку, происходит дальнейшее усложнение и совершенствование процессов памяти.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраствозраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

В процессе учебной деятельности младший школьник осваивает умения и знания уже выработанные человечеством. Предметом изменения в учебной деятельности является не изменение самих знаний, а изменения субъекта обучения. 2. Один из главных итогов учебной...

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников, обучение, психическое

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.

Формирование учебной деятельности младших школьников

К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности

По определению Б. С. Волкова учебная деятельность— ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста...

младший школьник, учебная деятельность, младший...

Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе...

Особенности развития младших школьников в сравнении со...

 Младший школьный возраст — в большей степени период усвоения новых знаний.

Чувство взрослости — это отношение младшего школьника к себе как к взрослому

Меняется отношение младшего школьника к учебной деятельности, на данном возрастном этапе, она...

Некоторые особенности младшего школьника и методика их...

 Младший школьник отличается от старшего не просто количественными показателями

Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.

В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Значительное число младших школьников подчиняются логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач и имеющихся в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид...

Задать вопрос