Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ как способ поддержания достоверности сведений государственного реестра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 17.02.2022

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Грибина, Е. П. Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ как способ поддержания достоверности сведений государственного реестра / Е. П. Грибина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88907/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор рассматривает способ прекращения деятельности юридического лица по решению регистрирующего органа.

Ключевые слова: юридическое лицо, ЕГРЮЛ, исключение юридического лица.

Любая экономическая деятельность предполагает наличие отношений с юридическими лицами. Но никто не застрахован от вероятности столкновения с фиктивной организацией или, так называемой, фирмой-однодневкой. А ведь сотрудничество с такой организацией может быть чревато неблагоприятными, как финансовыми, так и юридическими последствиями.

Чтобы проверить контрагента на благонадежность можно воспользоваться, например, общедоступным источником — Единым государственным реестром юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) ЕГРЮЛ является федеральными информационным ресурсом. Он открыт для общего доступа и подразумевает свою достоверность.

Но в настоящее время не всегда можно положиться на добросовестность лиц, участвующих в гражданском обороте. Однако все его участники имеют право полагаться на достоверные сведения такого ресурса, как ЕГРЮЛ. В ЕГРЮЛ содержится достаточно много сведений о юридическом лице, которые помогают сделать вывод о благонадежности организации. В целях обеспечения «чистоты» бизнес-среды, то есть сведений об организациях, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также защиты законных прав и интересов добросовестных лиц, налоговыми органами на постоянной основе проводятся мероприятия по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Нельзя не согласиться с Е. В. Трофимовой, что перечень полномочий государственного органа по противодействию внесению в государственные реестры недостоверных сведений в настоящее время значительно расширен, кроме того, усилена ответственность недобросовестных субъектов предпринимательства, их руководителей и учредителей [3].

Стоит отметить, что в отношении юридического лица решение о прекращении его хозяйственной деятельности может приниматься как добровольно, так и принудительно. В судебном порядке, как указывает в своей работе Ю. Черепанова, юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим основаниям:

1) грубые нарушения законодательства России при создании юридического лица, которые не могут быть устранены;

2) неоднократное или грубое нарушение юридическим лицом в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности;

3) отсутствие возможности юридическому лицу достичь поставленные в его учредительных документах цели деятельности [4].

Наиболее радикальным и результативным способом обеспечения достоверности ЕГРЮЛ со стороны государства представляется — исключение из ЕГРЮЛ юридического лица по решению регистрирующего органа.

Ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, которая регламентирует отношения, возникающие при проведении регистрирующим органом процедуры исключения юридического лица из реестра, позволяет обозначить основания для ее проведения:

— юридическое лицо является фактически прекратившим свою деятельность (недействующее — не сдающее отчетность и не осуществляющее операций хотя бы по одному банковскому счету);

— юридическое лицо не может провести ликвидацию ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и не может возложить эти расходы на его учредителей (участников);

— если в ЕГРЮЛ содержатся сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Три указанных выше основания, несомненно, вызывают недоверие к организации, указывая на недостоверные сведения о юридическом лице. Кроме того, считается неправильным, если в общедоступном государственном реестре будут содержаться сведения о фактически прекративших деятельность организациях, не способных обеспечить даже свою ликвидацию, а зачастую и недостоверные сведения, например, об учредителе и (или) о руководителе юридического лица.

Следует обратить внимание на то, что Законом № 129-ФЗ предусмотрены последствия, которые распространяются на руководителей и учредителей неблагонадежных и исключенных из реестра организаций.

Так, руководители и учредители, обладающие на момент исключения недействующего юридического лица или лица с записью о недостоверностью не менее пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию, не смогут зарегистрироваться в качестве нового руководителя или учредителя в течение трех лет (пп «ж» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Тем самым законодатель на определенное время обезопасил бизнес-среду от лиц, которые уже однажды проявили себя как неблагонадежные участники гражданского оборота.

Как верно указал П. С. Долгополов, согласно пункту 2 статьи 64.2 ГК РФ) исключение юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам [2]. Таким образом, благодаря существующему способу исключения из гражданского оборота «фиктивных» организаций сокращается количество неблагонадежных организаций без применения процедуры ликвидации юридического лица, помогая с минимальными затратами государству защитить бизнес от рисков, связанных с фиктивными сделками. Как отмечает Ю. П. Черепанова, с момента исключения из ЕГРЮЛ субъект права перестает иметь гражданские права и нести обязанности, связанные с его деятельностью, то есть фактически перестает существовать [4].

Нельзя не отметить преимущество во времени рассматриваемого способа прекращения деятельности юридического лица. Но, исключая юридическое лицо из ЕГРЮЛ, государственный орган минует согласие, когда-то созданного юридического лица, на прекращение его деятельности. Более того, практика показывает, что юридические лица и их должностные лица не всегда в курсе того, что их организация прекратила действие.

Рассуждая на указанную тему, невольно задаешься вопросом: Что же такое исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: реальный способ борьбы с достоверностью сведений реестра или привилегия государства в лице регистрирующего органа бороться с фиктивными организациями, выводя их из гражданского оборота? И может ли быть злоупотребление со стороны государственного органа при осуществлении исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

В российском законодательстве заложены такие принципы ведения ЕГРЮЛ, как достоверность, открытость, публичность. Их обеспечение должно быть основной задачей контролирующих органов. Государство может и должно развивать добросовестное ведение гражданского оборота, не препятствуя действию принципов свободы экономической деятельности, свободы экономического пространства и др.

Нельзя не согласиться с тем, что в нормах Закона № 129-ФЗ закреплена возможность отказа в государственной регистрации по разным основаниям, что следует признать также эффективной мерой борьбы с создаваемыми фирмами-однодневками [1]. Кроме того, закреплен процесс проверки достоверности сведений, как включаемых, так и включенных в ЕГРЮЛ, внесение записи о недостоверности сведения и другие.

Представляется, что прекращение деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ, как способ поддержания достоверности сведений государственного реестра, может применяться только как крайняя мера, к которой стоит относится осторожно. Ведь формальный подход к проведению изучаемой процедуры может стать причиной для дальнейших судебных споров.

Литература:

  1. Буторина, Т. Н. К вопросу о способах создания и легитимации субъектов предпринимательства / Т. Н. Буторина, О. Н. Бармина. — Текст: непосредственный // Российская юстиция. — 2020. — № 6. — С. 14–17.
  2. Долгополов, П. С. Недействующее юридическое лицо / П. С. Долгополов. — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2022).
  3. Трофимова, Е. В. Информация о субъектах предпринимательства в единых государственных реестрах — черная дыра в галактике больших данных? / Е. В. Трофимова. — Текст: непосредственный // Предпринимательское право. — 2019. — № 3. — С. 44–49.
  4. Черепанова, Ю. П. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц / Ю. П. Черепанова. — Текст: непосредственный // Вестник арбитражной практики. — 2021. — № 4. — С. 46–51.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, гражданский оборот, лицо, государственный орган, регистрирующий орган, сведение, государственная регистрация, единый государственный реестр, хозяйственная деятельность, экономическая деятельность.


Ключевые слова

юридическое лицо, ЕГРЮЛ, исключение юридического лица

Похожие статьи

Возникновение юридического лица

В статье автор разъясняет необходимость официального оформления отношений, направленных на получение прибыли. Рассмотрен порядок действий, в результате которых образуется юридическое лицо, а также дает возможность избежать некоторых ошибок, препятств...

Применение названия «административно-правовой порядок ликвидации юридических лиц» для исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ

Обозначена актуальность порядка исключения недействующих юридических лиц. Рассмотрен вопрос о применении названия «административно-правовой порядок ликвидации юридических лиц» для исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Предложено внести н...

Основные положения правового статуса индивидуального предпринимателя

В статье автор пытается определить правовой статус индивидуальных предпринимателей как субъектов предпринимательской деятельности.

Актуальные вопросы налоговых последствий при банкротстве юридических лиц

В статье автором анализирует проблема надлежащего исполнения налоговых обязательств в период прохождения юридическим лицом (организацией) процедуры банкротства, а также предлагаются возможные изменения действующего законодательства Российской Федерац...

Механизм правового регулирования ликвидации корпораций: проблемы теории и практики

В статье рассматриваются проблемы механизма правового регулирования ликвидации корпораций. Анализ действующего законодательства указывает на значительные пробелы правового регулирования института государственной регистрации ликвидации корпораций и ук...

Реализация правоспособности корпоративного юридического лица через его органы

Автор статьи дает краткую характеристику органов корпоративного юридического лица, описывает способ приобретения гражданских прав и принятие обязанностей корпорацией через ее органы.

Правомерность истребования документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок

В статье предпринята попытка раскрыть определение обоснованной необходимости при истребовании документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок.

Срок ликвидации юридических лиц

В статье автор пишет о наличии пробеле в праве, связанным со сроком ликвидации юридических лиц в Российской Федерации.

Особенности добровольной ликвидации юридического лица

Статья посвящена рассмотрению особенностей, оснований, а также самой процедуры добровольной ликвидации юридического лица.

Особенности банкротства индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности банкротства индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации. Автор характеризует положение индивидуального предпринимателя в период банкротства, рассматривает проблему несовершенства процедур...

Похожие статьи

Возникновение юридического лица

В статье автор разъясняет необходимость официального оформления отношений, направленных на получение прибыли. Рассмотрен порядок действий, в результате которых образуется юридическое лицо, а также дает возможность избежать некоторых ошибок, препятств...

Применение названия «административно-правовой порядок ликвидации юридических лиц» для исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ

Обозначена актуальность порядка исключения недействующих юридических лиц. Рассмотрен вопрос о применении названия «административно-правовой порядок ликвидации юридических лиц» для исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Предложено внести н...

Основные положения правового статуса индивидуального предпринимателя

В статье автор пытается определить правовой статус индивидуальных предпринимателей как субъектов предпринимательской деятельности.

Актуальные вопросы налоговых последствий при банкротстве юридических лиц

В статье автором анализирует проблема надлежащего исполнения налоговых обязательств в период прохождения юридическим лицом (организацией) процедуры банкротства, а также предлагаются возможные изменения действующего законодательства Российской Федерац...

Механизм правового регулирования ликвидации корпораций: проблемы теории и практики

В статье рассматриваются проблемы механизма правового регулирования ликвидации корпораций. Анализ действующего законодательства указывает на значительные пробелы правового регулирования института государственной регистрации ликвидации корпораций и ук...

Реализация правоспособности корпоративного юридического лица через его органы

Автор статьи дает краткую характеристику органов корпоративного юридического лица, описывает способ приобретения гражданских прав и принятие обязанностей корпорацией через ее органы.

Правомерность истребования документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок

В статье предпринята попытка раскрыть определение обоснованной необходимости при истребовании документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок.

Срок ликвидации юридических лиц

В статье автор пишет о наличии пробеле в праве, связанным со сроком ликвидации юридических лиц в Российской Федерации.

Особенности добровольной ликвидации юридического лица

Статья посвящена рассмотрению особенностей, оснований, а также самой процедуры добровольной ликвидации юридического лица.

Особенности банкротства индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности банкротства индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации. Автор характеризует положение индивидуального предпринимателя в период банкротства, рассматривает проблему несовершенства процедур...

Задать вопрос