В данной статье рассматриваются проблемы нецелевого использования бюджетных средств в структуре МВД России. Первоначально обосновывается актуальность исследования и значимость исследования нецелевого использования бюджетных средств, которое является одним из наиболее распространенных случаев нарушения бюджетного законодательства. В рамках статьи указанная проблема рассматривается на примере структуры МВД России, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств федерального бюджета. Автор рассматривает систему финансового контроля в МВД России, формулирует общие требования к системе профилактики нецелевого использования бюджетных средств в структуре МВД России и обозначает риски в ходе реализации механизмов контроля.
Ключевые слова: бюджетное законодательство, нецелевое использование бюджетных средств, МВД, федеральный бюджет, финансовый контроль.
Актуальность исследования обусловлена значимостью пресечения нецелевого использования бюджетных средств как разновидности нарушения бюджетного законодательства в системе обеспечения стабильности и устойчивости развития Российской Федерации, в рамках которой контроль за правомерным, целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств и предотвращение их хищения способствует формированию экономической безопасности на государственном уровне [1].
Среди нарушений бюджетного законодательства нецелевое использование бюджетных средств, как подчеркивает В. Е. Шутов, составляет значительную часть выявляемых нарушений бюджетного законодательства [2]. Сотрудники правоохранительных органов, работающих в системе МВД России, в силу специфики осуществляемой деятельности, по мнению ряда исследователей (например, В. Н. Анищенко, А. С. Зуевой, Р. С. Мацкевич) играют особую роль в сфере обеспечения экономической безопасности страны, повышения эффективности противодействия организованной преступности экономической направленности и совершенствования деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, в том числе в системе органов внутренних дел [3].
В этой связи вопросы анализа нецелевого использования бюджетных средств как основания ответственности за нарушение бюджетного законодательства на примере подразделений ГУ МВД России по г. Москве представляются актуальными и своевременными.
Финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на указанные цели осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В финансовый контроль ГУ МВД России по г. Москва входит:
– карта внутреннего финансового контроля;
– регистр (журнал) внутреннего финансового контроля;
– справка о результатах внутреннего финансового контроля;
– отчетность о результатах внутреннего финансового контроля;
– формирование (составление), утверждение и актуализация (уточнение) перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
Карта внутреннего финансового контроля формируется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении МВД России, и их обособленными подразделениями, осуществляющими бюджетные полномочия главных распорядителей (распорядителей), получателей средств федерального бюджета, главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, по форме, утвержденной МВД России.
Руководителями подразделений, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, формируется перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
Бюджетный процесс, являясь деятельностью по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов, неизбежно связан с рисками.
В экономической науке отмечается многообразие рисков при формировании и исполнении бюджетов. Так, применительно к текущему году и предстоящему бюджетному периоду выделяются следующие основные виды рисков:
– риски возможной несогласованности отдельных показателей проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития РФ;
– риски, связанные с недостаточным качеством формирования и исполнения государственных программ;
– риски возможного снижения доходов бюджета при снижении цены на энергоносители;
– риски возможного ухудшения финансовой устойчивости бюджетов отдельных субъектов РФ и муниципальных образований, связанные с существенным объемом их долговых обязательств и другие.
Общими требованиями к снижению бюджетных рисков при формировании и реализации государственных программ являются:
– контроль за исполнением государственных программ и достижением запланированных результатов;
– своевременное финансирование мероприятий по реализации государственных программ;
– введение в практику бюджетного планирования «потолков расходов» по каждой государственной программе;
– мониторинг выполнения показателей (индикаторов) государственных программ.
Литература:
- Быковская Ю. В. Роль финансового контроля в обеспечении экономической безопасности МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 1. С. 222–229.
- Шутов В. Е. Осуществление государственного финансового контроля главным контрольным управлением Челябинской области: цели, формы, эффективность, проблемы и пути их решения // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета — вызовы и ответы современности. 2019. С. 515–520.
- Анищенко В. Н., Зуева А. С., Мацкевич Р. С. Научное обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2012. 172 с.